Годовой план работы учителя-логопеда
Антамошиной В.Н.
на 2019-2020 учебный год
п. Беринговский, 2019 г.
Пояснительная записка
Коррекционная работа, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Коррекционная работа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждении, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производится на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся начальных классов, имеющим недостатки устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
Задачи:
- организовать работу по диагностике уровня развития речевой деятельности (устной и письменной) обучающихся;
- разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопункт;
- разработать и реализовать индивидуально-ориентированные программы развития детей – инвалидов и детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта;
- разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
Приоритетные направления деятельности:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативно-методическая работа;
- самообразование;
- работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.
Условия реализации программы коррекционной работы
Психолого-педагогичское обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
- обеспечение психолого-педагогических условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности).
- обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных, психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Лалаева Р.И.).
Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционного воздействия.
Позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
- преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
- создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
- коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности).
Основным содержанием логопедических занятий является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Первостепенной задачей является развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций. Большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Проводится работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова.
Направления деятельности учителя-логопеда
- диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников;
- анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся, определение причин затруднений в овладении письменной речи;
- анализ письменных работ обучающихся 2-4 классов;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
№ п/п | Направление деятельности и формы работы | Цель проведения | Направление, тематика, содержание деятельности | Сроки проведения |
I.Организационно-диагностическая деятельность |
1.1 | Методическая работа в кабинете | Пополнение материала по развитию звукобуквенного и слогового анализа. | Карточки с заданиями, звуко-слоговые таблицы. Самообразование. | 01.09-15.09 |
1.2 | Диагностика речевых нарушений у младших школьников. Изучение документации детей, зачисленных на логопедический пункт | Выявление нарушений звукопроизношения устной и письменной речи. .Уточнение этиологии речевых нарушений. | Проведение массового обследования учащихся начальной школы. Углубленное обследование детей, зачисленных на логопедический пункт. Определение ведущего нарушения и направления коррекции. Сбор амнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых логопеду. | 01.09-30.09 15.05-30.05 |
1.3 | Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1 – 4 классов) | Анализ результата работы проделанной с детьми. | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи учащихся, обработка результатов. Оценка эффективности коррекционной работы. Корректировка планирования логопедических занятий с учётом достижений ребёнка. | 15.09-30.09 15.05-30.05 |
1.4 | Оформление документации учителя-логопеда | Определение детей с речевым нарушением. | Оформление необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | 01.09-30.09 15.05-30.05 |
1.5 | Комплектование групп для коррекционной работы | Определение детей с речевым нарушением. | Комплектование групп. | 01.09-30.09 |
II. Коррекционно-развивающая деятельность |
2.1 | Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | Коррекция имеющихся недостатков речи. Сенсорное и сенсомоторное развитие. Формирование разносторонних представлений о предмете и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи и связной речи. | - развитие фонематического восприятия; - развитие способностей к слуховой дифференциации соответствующих звуков; - развитие внимания, памяти, мышления; | В течение года |
| I этап коррекционной работы 1-4 классов | Коррекция речевых нарушений обучающихся. | - постановка звуков - автоматизация звуков - дифференциация | сентябрь-ноябрь |
| II этап коррекционной работы 1-4 классов | Коррекция речевых нарушений обучающихся. | - постановка звуков - автоматизация звуков - дифференциация | декабрь-март |
| III этап коррекционной работы 1-4 классов | Коррекция речевых нарушений обучающихся. | - постановка звуков - автоматизация звуков - дифференциация | апрель-май |
2.2 | Индивидуальные занятия для детей с нарушениями речи | Коррекция речевых нарушений обучающихся. | Работа над звукопроизношением, фонематическим восприятием, артикуляционной моторикой. | |
III. Консультативно-методическая деятельность |
3.1 | Консультирование педагогов и родителей обучающихся 1-4 классов по результатам обследования звукопроизношения, устной и письменной речи. | Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с учетом выявленных особенностей его речевого развития. | Оказание консультативной помощи педагогам с проблемами в речевом развитии детей. | Систематически |
3.2 | Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт. - организационная встреча - особенности развития детей с недостатками речи. | Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в речевом развитии. | Знакомство с родителями детей, определение путей продуктивного взаимодействия. Педагогическое изучение особенностей семьи. Способствование осознанию возрастных и индивидуальных особенностей детей, пониманию проблем ребёнка со стороны родителей. | По плану |
3.3 | Сотрудничество с педагогом-психологом в работе с детьми логопатами | Ознакомление родителей с актуальными проблемами речевых нарушений совместно с педагогом-психологом | Консультации | Систематически |
IV. Самообразование |
4.1 | Индивидуальная методическая работа -Самостоятельная разработка методического материала -Изучение практического опыта -Изучение методической и психолого-медико-педагогической литературы -Постоянное отслеживание новых программных и педагогических пособий по специальным и смежным областям | Повышение результативности работы. Использование новых методик, интересных приёмов на занятиях. | Самообразование | Систематически |
4.2. | Работа по теме самообразования «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда» | Повышение результативности работы. Использование новых методик, интересных приёмов на занятиях. | Самообразование | Систематически |
4.3 | Посещение семинаров и методических объединений | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления звукопроизношения устной и письменной речи | Самообразование | Систематически |
V. Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета |
5.1 | Пополнение материала по развитию звукобуквенного и слогового анализа. | Повышение эффективности коррекционной работы. | Карточки с заданиями, звуко-слоговые таблицы. | Систематически. |
5.2. | Изготовление и приобретение методических пособий и литературы | Повышение профессиональной компетентности. | Самообразование. | Систематически. |