ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Е.И.Изотова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственно университета
(Приложение к журналу «Директор школы» № 5, 2008 г.)
Нормативная документация
Нормативная документация представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
В этот перечень входят:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Положение о психологической службе в системе образования;
Положение о практическом психологе образования;
квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста);
положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;
инструктивные письма и приказы вышестоящего (центрального) руководящего органа.
При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Специальная документация.
Специальная документация – это особый вид деятельности практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
В специальную документацию входят:
психологические заключения:
коррекционные карты;
протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью;
карты (истории) развития;
психологические характеристики,
выписки из психологических заключений и карт развития.
Три первые вида документации являются закрытыми для непрофессионалов. Три остальных вида открыты для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель состоит в ознакомлении с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (класса, возрастной группы).
Психологическая характеристика и
психологическое заключение
Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.
Психологические заключения являются основной рабочей документацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов; во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетентности психологов. Существует несколько вариантов психологического заключения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Структурирование психологического заключения по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели: координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно - потребностной, интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при парциальных психологических обследованиях с запросом «Готовность к школе», «Личностные проблемы» и пр.
2. Структурирование психологического заключения по комплексным параметрам, включающим показатели психофизического развития ребенка, а также критерии его образовательного уровня. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д.
К сожалению, оба варианта структурирования психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Отсюда психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о психическом развитии применительно к возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику, количественную и качественную динамику развития.
Следовательно, в контексте психологической службы образования психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастом этапе должно быть дифференцировано по возрастному принципу.
Кроме того, опираюсь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны найти отражение показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие индивидуальные особенности. Кроме фиксации значений различных показателей психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также вывод о необходимости коорекционно-профилактических или развивающих воздействий.
Таким образом, структура психологического заключения должна включать следующие блоки:
Общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения;
Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции;
Личностно – эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно – потребностной, эмоциональной сфер;
Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности;
Детская (учебная) компетентность на основе характеристик актуализации) и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности;
Готовность к школе (в старшем дошкольном возрасте) на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.
Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
особенности развития;
проблемы развития;
прогноз развития;
рекомендации.
Коррекционная карта
Коррекционная карта представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации.
В коррекционной карте отражаются:
• исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);
• исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка). Дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);
• тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
• средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые и т.д.);
• сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
• рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий.
В кооррекционной карте фиксируются также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла. В заключении карты дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью
Такие протоколы рассматриваются как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления); вербальное сопровождение деятельности; динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.
Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления- мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.)
Карта (история) развития
Заключает перечень специальной документации психолога карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка в онтогенетическом аспекте.
В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания (жизнедеятельности) ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.
Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом образовательного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о преантенальном и постнатальном развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях в период новорожденное. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.
Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активно речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции.
Кроме того, в карту (историю) развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении (в детском саду) и характеристики его взаимодействий со сверстниками (в школе).
Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка.
Организационно-методическая документация
Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. Вследствие пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:
• график работы психолога в образовательном учреждении;
• годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности);
• дифференцированный план работы психолога (программа профессиональной деятельности);
• журнал и бланки психологических запросов;
• итоговый (аналитический) отчет психолога за год.
График работы психолога
График работы — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу.
Рабочий график составляется психологом совместно с администрацией образовательного учреждения в соответствии с 36-часовой рабочей неделей, где на 18 часов приходится непосредственное осуществление психологических мероприятий (диагностика, коррекция, профилактика и пр.) а остальные 18 часов распределяются на подготовку данных психологических мероприятий и обработку их результатов. В графике должны быть обозначены присутственные часы (обязательные 18 часов в неделю). Вариант рабочего графика психолога представлен в таблице 1.
Таблица 1
№ | День недели | Время | Содержание работы | Основание |
1 | Понедельник | 9.00-12.00(3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная, групповая) | План |
13.00-16.00(3 часа) | Обработка результатов и подготовка занятий | План |
16.00-17.00 (1 час) | Занятия коррекционные и развивающие (индивидуальные) | План, запрос |
2 | Вторник | 12.00-15.00(3 часа) | Оформление документов, подготовка консультаций | План |
15.00-19.00(4 часа) | Консультирование родителей (индивидуальное/групповое) | План, запрос |
3 | Среда | 9.00-12.00(3 часа) | Занятия коррекционные, развивающие (индивидуальные/ групповые) | План |
13.00-14.00(1 час) | Обработка результатов | План |
14.00-17.00 (3 часа) | Подготовка психологических мероприятий | План |
4 | Четверг | 9.00-12.00(3 часа) | Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальные) | Запрос |
13.00-14.00(1 час) | Консультирование воспитателей, педагогов и администрации (групповое) | План, запрос |
14.00-18.00 (4 часа) | Обработка результатов и оформление документов | План |
5 | Пятница | 9.00-12.00(3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная) | План, запрос |
13.00-17.00(4 часа) | Обработка результатов и подготовка психологических мероприятий | План |
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы понедельника, зато все диагностические процедуры целесообразно организовывать утром. Индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно на середину рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в образовательном учреждении.
Годовой план работы психолога
Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
Содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям:
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• работа с воспитателями и педагогами.
Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий (процедур) с примерными сроками их выполнения (поквартально или помесячно). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в форме таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления работы, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное (неструктурированное) изложение планируемой деятельности в течение года.
Журнал психологических запросов
Журнал психологических запросов – документ фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства (взаимодействия) в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, педагогов и специалистов, которые взаимодействия с детьми, а также от администрации образовательного учреждения.
В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Данные бланки должны находится в свободном доступе для всех желающих, без фиксированной выдачи.
Итоговый (аналитический) отчет психолога за год
Итоговый (аналитический) отчет — это документ, в котором представлена совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение образовательного процесса. В итоговый отчет, включается также анализ работы по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога, в котором включаются: изучение специальной литературы; освоение новых технологий; проведение экспериментальных (научно-практических) исследований; участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах); научно-экспериментальная и публицистическая деятельность; взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.
В случае невыполнения, тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается.
Перечень представленных специальных и организационно-методических документов практического психолога образования периодически пополняется и трансформируется, то есть меняются формы документов, их статус (обязательные и рекомендуемые), требования к периодичности их оформления и пр.
8