СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голосеменные растения. Общая характеристика и значение.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Голосеменные растения. Общая характеристика и значение.»

Маршрутный лист

Тема урока «Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение»

Цели и задачи урока:

- расширить знания о высших растениях;

- раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями;

- на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;

- выявить отличие семенного размножения от размножения спорами;

- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с информацией, умение выделять главное, делать выводы;

-формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения и любви к природе.

Итак, начнём.

Перед путешествием необходимо подготовиться, и, хотя во время путешествия вам будет предоставляться и другая информация, первое представление о нашем маршруте вы получите:

  1. Прочитав параграф 23 «Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение».

  2. Посмотрев видео урок с платформы Инфоурок https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=CEwQWF4dCAE&feature=emb_logo

А теперь совершим путешествие по маршруту:

А) Станция «Историческая»

Прочитайте текст

Происхождение и эволюция семенных растений.

В Девонском и Каменноугольном периодах палеозойской эры климат был теплым и влажным, резких климатических изменений не происходило. Эти условия были благоприятны для господства на суше споровых растений: процесс оплодотворения полностью зависел от наличия капельно-жидкой воды.

Когда климат на Земле начал меняться на холодный и сухой, споровые растения оказались под угрозой вымирания. Более прогрессивными на этом этапе эволюции оказались те растения, у которых существовала гетероспория - она имела важное биологическое значение (мегаспора-большой запас питательных веществ).

Семенные растения в наше время являются господствующей группой среди высших растений. А их широкое распространение связывается с тем, что возникает семя и половой процесс не зависит от капельножидкой влаги. Сначала происходил опыление, а затем оплодотворение.

В результате эволюции разноспоровых растений в девоне возникли семенные папоротники (Палеозойские семенные папоротники) от Девонских примитивных папоротниковидных. В свою очередь они дали начало Голосеменным растениям и Мезозойским семенным папоротникам эволюционировавшим в Покрытосеменные растения.



Ответьте на вопросы:

  1. С чем было связано появление семенных растений?

  2. Какое положение на Земле занимают семенные растения?

  3. От каких растений произошли Голосеменные растения?

Б) Станция «Географическая»

Голосеменные растения очень разнообразны и многочисленны.

  1. Какой Отдел Голосеменных растений наиболее распространён в нашей стране?

  2. Посмотрите на карте распространение некоторых растений в России.

Какие голосеменные (хвойные) растения наиболее распространены в России?

6. Где произрастают в основном хвойные растения?

В) Станция «Биологическая»

7. Прочитав параграф и посмотрев видео урок вы легко выберите правильные суждения:

  1. У голосеменных растений имеется  видоизмененный побег – шишка.

  2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

  3. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.

  4. У большинства голосеменных  растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

  5. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

  6. Еловые леса и сосновые боры – светлые.  

  7. Хвоя ели длинная,  на побегах  по 2 игловидных листа.

  8. У сосны  хвоинки живут на ветках  1 год.

  9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

  10. В женских шишках хвойных образуется пыльца.

  11. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.

  12. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота.

  13. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.

  14. Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.

Г) Станция «Исследовательская»

Эти представители хвойных голосеменных растений нам очень знакомы. В наше городском парке, в окружающих наш город лесах они преобладают. Конечно плохо, что мы не имеем возможность провести экскурсию в наш парк и выполнить данное задание, рассмотрев их «в живую», но что ж, можно и так развивать свою натуралистическую наблюдательость.

8. Рассмотрите изображение хвои и шишек и результаты исследования занесите в таблицу:

 

Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Форма

Окраска

Расположение на ветке,

количество

Размер

Форма чешуй

Сосна

 


 

 

 

 

Ель

 


 

 

 

 



9. Итак, мы закончили наше путешествие! Если оно Вам понравилась, то напишете синквейн на тему нашего урока – путешествия.

Напомню, что Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,

вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,

третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,

четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,

пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.



МОЛОДЦЫ!

Отчёт по вашему путешествию должен выглядеть так:

  1. С чем было связано появление семенных растений?

  2. Какое положение на Земле занимают семенные растения?

  3. От каких растений произошли Голосеменные растения?

  4. Какой Отдел Голосеменных растений наиболее распространён в нашей стране?

  5. Какие голосеменные (хвойные) растения наиболее распространены в России?

  6. Где произрастают в основном хвойные растения?

  7. Правильные высказывания:

  8. Сравнение хвои и шишек сосны и ели:

     

    Хвоя

    Шишка

    Растения

    Длина

    Форма

    Окраска

    Расположение на ветке,

    количество

    Размер

    Форма чешуй

    Сосна

     


     

     

     

     

    Ель

     


     

     

     

     

  9. Синквейн.