Маршрутный лист
Тема урока «Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение»
Цели и задачи урока:
- расширить знания о высших растениях;
- раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями;
- на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;
- выявить отличие семенного размножения от размножения спорами;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с информацией, умение выделять главное, делать выводы;
-формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения и любви к природе.
Итак, начнём.
Перед путешествием необходимо подготовиться, и, хотя во время путешествия вам будет предоставляться и другая информация, первое представление о нашем маршруте вы получите:
Прочитав параграф 23 «Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение».
Посмотрев видео урок с платформы Инфоурок https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=CEwQWF4dCAE&feature=emb_logo
А теперь совершим путешествие по маршруту:
А) Станция «Историческая»
Прочитайте текст
Происхождение и эволюция семенных растений.
В Девонском и Каменноугольном периодах палеозойской эры климат был теплым и влажным, резких климатических изменений не происходило. Эти условия были благоприятны для господства на суше споровых растений: процесс оплодотворения полностью зависел от наличия капельно-жидкой воды.
Когда климат на Земле начал меняться на холодный и сухой, споровые растения оказались под угрозой вымирания. Более прогрессивными на этом этапе эволюции оказались те растения, у которых существовала гетероспория - она имела важное биологическое значение (мегаспора-большой запас питательных веществ).
Семенные растения в наше время являются господствующей группой среди высших растений. А их широкое распространение связывается с тем, что возникает семя и половой процесс не зависит от капельножидкой влаги. Сначала происходил опыление, а затем оплодотворение.
В результате эволюции разноспоровых растений в девоне возникли семенные папоротники (Палеозойские семенные папоротники) от Девонских примитивных папоротниковидных. В свою очередь они дали начало Голосеменным растениям и Мезозойским семенным папоротникам эволюционировавшим в Покрытосеменные растения.
Ответьте на вопросы:
С чем было связано появление семенных растений?
Какое положение на Земле занимают семенные растения?
От каких растений произошли Голосеменные растения?
Б) Станция «Географическая»
Голосеменные растения очень разнообразны и многочисленны.
Какой Отдел Голосеменных растений наиболее распространён в нашей стране?
Посмотрите на карте распространение некоторых растений в России.
Какие голосеменные (хвойные) растения наиболее распространены в России?
6. Где произрастают в основном хвойные растения?
В) Станция «Биологическая»
7. Прочитав параграф и посмотрев видео урок вы легко выберите правильные суждения:
У голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
Голосеменные растения – исключительно деревья.
На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
Еловые леса и сосновые боры – светлые.
Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
В женских шишках хвойных образуется пыльца.
В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота.
На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.
Г) Станция «Исследовательская»
Эти представители хвойных голосеменных растений нам очень знакомы. В наше городском парке, в окружающих наш город лесах они преобладают. Конечно плохо, что мы не имеем возможность провести экскурсию в наш парк и выполнить данное задание, рассмотрев их «в живую», но что ж, можно и так развивать свою натуралистическую наблюдательость.
8. Рассмотрите изображение хвои и шишек и результаты исследования занесите в таблицу:
| Хвоя | Шишка |
Растения | Длина | Форма | Окраска | Расположение на ветке, количество | Размер | Форма чешуй |
Сосна | | | | | | |
Ель | | | | | | |
9. Итак, мы закончили наше путешествие! Если оно Вам понравилась, то напишете синквейн на тему нашего урока – путешествия.
Напомню, что Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,
вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,
третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,
четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,
пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.
МОЛОДЦЫ!
Отчёт по вашему путешествию должен выглядеть так:
С чем было связано появление семенных растений?
Какое положение на Земле занимают семенные растения?
От каких растений произошли Голосеменные растения?
Какой Отдел Голосеменных растений наиболее распространён в нашей стране?
Какие голосеменные (хвойные) растения наиболее распространены в России?
Где произрастают в основном хвойные растения?
Правильные высказывания:
Сравнение хвои и шишек сосны и ели:
| Хвоя | Шишка |
Растения | Длина | Форма | Окраска | Расположение на ветке, количество | Размер | Форма чешуй |
Сосна | | | | | | |
Ель | | | | | | |
Синквейн.