I этап учебного занятия: приветствие |
Цель | Задачи | Длительность |
Настроить на восприятие нового материала. | | 5 минут |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами первый урок по новому для вас предмету «Основы безопасности жизнедеятельности. Для того, чтобы вы узнали, что это за наука, я познакомлю вас с очень интересным человеком. (Учитель включает 2 слайд презентации и начинает читать, далее урок идет от имени героя урока). 2 слайд: Здравствуйте! Я профессор Галилео! С этого года мы с вами начинаем изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». 3 слайд: Мы научимся: распознавать опасности и предвидеть их последствия; избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно; а главное – сами постараемся не создавать опасных ситуаций. 4 слайд: Счастливого вам пути к познанию мира, себя в нем, к здоровью и здоровому образу жизни! | Приветствуют учителя. Слушают учителя. |
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока («мозговой штурм») |
Цель | Задачи | Длительность |
В игровой форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. | 5 минут |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
5 слайд: Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд 6 слайд: Не живая, а идет; Неподвижна, а ведет. (Дорога) Стою я с краю улицы В длинном сапоге – Чучело трехглазое На одной ноге. (Светофор) На проезжей части, Неизвестной масти. Всяк ногами ее топчет, А она молчит не ропщет. (Зебра) На двух колесах я качу, Двумя педалями кручу, За руль держусь, гляжу вперед. И вижу – скоро… (Поворот) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (Воздух) | Слушают учителя. Отгадывают кроссворд. |
7 слайд: Итак! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять. | Дети записывают в тетрадях тему урока. |
III этап учебного занятия: изучение нового материала |
Цель | Задачи | Длительность |
Ознакомить учащихся с источниками и зонами опасности современного города. | Научить предвидеть и объяснять причины опасностей. Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью. | 30 минут |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель читает стихи С.В.Михалкова: Где ты живешь? Где построен твой дом? И хорошо ли ты с домом знаком? Ты нам ответишь: «Живу я в квартире, номер ее 324. Дом – на Садовой, рядом кино. Все что кругом мне знакомо давно». - Дом на Садовой? Этого мало, Город нам свой назови для начала. Город назвал – расскажи, что кругом: Все, что кругом – это тоже твой дом. - Город стоит на широкой реке, А за рекой виден лес вдалеке. Тянутся к лесу сады и поля. Очень красивая наша Земля! - Ну, а страна где? Сумеешь ответить? - Как и все страны – на нашей планете. Понял, дружище? Вот он какой – Самый, прекрасный, большой-пребольшой Мир, где учиться тебе и расти. Строить, бороться, искать и найти. Слова учителя: Наш общий дом – это планета Земля. Если посмотреть внимательно на карту можно увидеть множество крупных городов, разбросанных по всей планете. Сейчас крупные города называют мегаполисами. И я снова передаю слово нашему уважаемому профессору Галилео. | Слушают учителя. |
8 слайд: А знаете ли вы когда появились первые города? Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. (После некоторой паузы) Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции 9 слайд: Вопрос Галилео: Так что же такое - город? Как вы думаете? 10 слайд: Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством. 11 слайд: Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни? | Дети пытаются ответить на поставленные вопросы. |
12 слайд: В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество; В городах существует целая сеть торговых организаций; Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы; Создана система учебных заведений различного уровня; Население обслуживают медицинские учреждения; Действует система культурных, научных и спортивных учреждений; Созданы службы для обеспечения безопасности населения. | Дети слушают учителя. |
13 слайд: Сейчас мы с вами заполним таблицу (Раздаточный материал) «Жизнеобеспеченность человека в городе и на селе» (приложение) и попытаемся сделать вывод - кто больше всего зависит от слаженности работы всех систем жизнеобеспечения городской житель или сельский? | Дети заполняют таблицу. |
Слова учителя: Так какой вывод мы можем сделать? 14 слайд: Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность. | Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя. |
Слова учителя: На столах у детей находится рисунок «Человек под воздействием цивилизации». Давайте внимательно рассмотрим его. Какие выводы мы можем сделать? | Дети рассматривают рисунок и пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос. |
(После нескольких ответов.) Правильно. Человек в городе больше подвергается факторам опасности. 15 слайд: Чтобы система работа слажено, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека. Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются горожане. 16 слайд: Ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения 17 слайд: Ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности 18 слайд: Ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка 19 слайд: Ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством 20 слайд: Ситуации, связанные с различными природными явлениями. | Дети называют опасные ситуации в городе. |
Слова учителя: Вспомнив о некоторых основных опасностях в городе, какой вывод мы можем с вами сделать? 21 слайд: Постоянное соблюдение правил безопасности жизнеобеспечения при использовании всех благ обеспечивают безопасность человека в городе. 22 слайд: Давайте попытаемся найти на рисунке десять признаков опасных ситуаций в городе. Какие, по-вашему, меры предосторожности следует принять, в каждом конкретном случае, чтобы люди не попали в беду? | Дети пытаются сформулировать ответы на поставленные вопросы. |
IV этап учебного занятия: заключительный, подведение итогов |
Цель | Задачи | Длительность |
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места. | Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание. | 5 минут |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слова учителя: Для жизнестойкости в городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенности городской среды, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. (слайд 23). Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать. | Слушают учителя. |
Ну, а теперь домашнее задание: (24 слайд) Прочитать первый параграф вашего учебника страницы 8-14. Завести новую тетрадь под названием «Мой дневник безопасности» с примерным содержанием (слайд 23). 25 слайд: Впереди у нас с вами еще много встреч. Берегите себя! | Дети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем. |