СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Города и сельские поселения .

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Города и сельские поселения .»

География 7 класс

Тема урока «Города и сельские поселения»

Цель: сформировать знания учащихся о городских и сельских поселениях

Задачи:

  • Выявить различия между городом и сельским поселением;

  • Дать определения понятиям «город», «сельское поселение»;

  • Выяснить какие города являются крупнейшими по численности населения в мире;

  • Объяснить понятие «городская агломерация»;

  • Кратко охарактеризовать разные типы городов и сельских поселений.

Оборудование: настенная политическая карта мира, атласы

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

  2. Оборудование урока: физическая карта полушарий, учебник, атлас география 7 класс.

  3. Структура и ход урока

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала

3.Закрепления нового материала

4.Домашнее задание



Ход урока

I Организационный момент

Приветствие. Проверка подготовленности класса к уроку.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Прежде чем мы приступим к рассмотрению новой темы, давайте вспомним предыдущую тему урока.

Для проверки домашнего задания нескольким ученикам из класса раздаются листочки с тестами, где вы должны выбрать один правильный ответ: например, 1- а, 2- б…, а также есть одно задание на соответствие.

Тест по теме «Население, языки и религии»

1. Что в переводе с греческого означает слово «этнос»?

  1. Племя

  2. Власть

  3. Народ

  4. Язык

2. Самые многочисленные народы мира:

  1. Китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы

  2. Китайцы, русские, американцы, итальянцы, испанцы

  3. Китайцы, американцы, русские, болгары, греки

  4. Китайцы, американцы, бразильцы, мексиканцы, белорусы

3. Родственные языки объединяются в:

  1. Языковые семьи

  2. Языковые группы

  3. Языковые семьи и группы

  4. Нет правильного ответа

4. К языкам романской группы относятся:

  1. Испанский, итальянский, английский, португальский, японский

  2. Испанский, португальский, русский, французский

  3. Испанский, итальянский, китайский, русский

  4. Испанский, итальянский, португальский, французский, румынский

5. Верно ли утверждение: «На английском языке говорят только жители Великобритании»?

  1. Да

  2. Нет

6. Главный отличительный признак народа:

  1. Поведение

  2. Язык

  3. Культура

  4. Этническое самосознание

7. Религии бывают:

  1. Мировые и не мировые

  2. Мировые и национальные

  3. Мировые, национальные и местные традиционные

  4. Нет правильного ответа

8. Мировыми религиями являются:

  1. Христианство, буддизм, конфуцианство

  2. Ислам, буддизм, иудаизм

  3. Христианство, католицизм, буддизм

  4. Христианство, мусульманство, буддизм

9. Задание на соответствие «Национальные религии»

  1. К итай

  2. Я пония

  3. Индия



  1. Синтоизм

  2. Индуизм

  3. Конфуцианство

  4. Иудаизм



10. Православие, католицизм, протестантизм – это направления какой религии?

  1. Христианство

  2. Ислам

  3. Индуизм

  4. Буддизм





Пока ребята выполняют задания, проводится беседа с классом по вопросам.

1. Какими признаками отличается один народ от другого?

Ответ: языком, материальной и духовной культурой, территорией проживания, главный признак – этническое самосознание.

2. Что такое языковая семья?

Ответ: совокупность языков, произошедших от одного корня

3. Сколько и какие языки являются международными официально признанными?

Ответ: 6 языков – английский, русский, французский, испанский, арабский, китайский

4. Какие различают религии?

Ответ: мировые, национальные, местные традиционные



Хорошо, молодцы. Население мы с вами повторили, но оно ведь должно где-то проживать? Так какова тема нашего урока? Ребята отвечают.

Открывайте тетради, записывайте сегодняшнее число и тему урока «Города и сельские поселения». Ребята, как вы думаете, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.(ученики отвечают, учитель корректирует ответы). Мы должны будем с вами выяснить следующее: Чем отличается город от сельского поселения? Какие города самые крупные? Какие бывают города и сельские поселения?



II.Изучение нового материала.

Первые города возникли как центры ремесла и торговли либо как крепости для защиты своей территории. Центры торговли располагались на месте пересечения транспортных путей, на судоходных реках, в морских заливах. Т.е. для размещения городов было важным его удобное расположение по отношению к окружающим объектам.

Вопрос детям: как по вашему мнению, отличаются города от сельских поселений?

Ответы детей. Сейчас города отличаются от сельских поселений большей численностью населения и характером занятий жителей (промышленный труд, работа в сфере услуг и т.д.). В городах размещаются крупные предприятия, торговые центры, университеты, музеи, библиотеки, органы власти и мн.др.

В сельской местности наоборот, жизнь здесь спокойнее. Каждый житель знает практически всех остальных, поэтому здоровается с каждым встречным, т.к. общение между людьми тесное, не такое, как в городе.

Застройка городов очень плотная, и в большинстве городов люди живут в многоэтажных зданиях. Обратите внимание: на рис.7 изображен самый крупный город мира Токио, где мы можем видеть типы зданий, все они многоэтажные.

В сельской местности преобладают 1-2-этажные дома на одну семью с земельным участком (сравните рис.8 и предыдущий рисунок: резко видны отличия между этими населёнными пунктами).

В большинстве стран мира сельские жилища менее благоустроены, чем городские, и даже не везде есть водопровод, канализация и другие виды удобств. Однако в высокоразвитых странах сельская жизнь практически не отличается от городской, по выбору удобств.

Таким образом, давайте запишем, что город – это населённый пункт, который значительно крупнее сельского поселения по размерам и численности населения, где люди занимаются отличной от сельского хозяйства деятельностью.

Уже давно люди спорят о том, какой город крупнее. Из истории известно, что в античное время крупнейшим городом по численности населения был Рим, в средневековье – Константинополь, в 19 веке первое место занял Лондон, в начале 20 века – Нью-Йорк, но уже с 1970 года самым крупным городом мира является Токио.

Очень сложно определить точную численность населения города, ведь города постоянно растут, их территории расширяются. Поэтому сейчас чаще говорят не об отдельных городах, а о городских агломерациях.

Городская агломерация – это город (центр агломерации) и его пригород – близко расположенные города и поселки, многие жители которых ездят на работу в центр.

Крупнейшая агломерация в мире сложилась вокруг Токио, где проживают более 35 млн человек (рис. 9).

Более 20 млн человек насчитывают агломерации Сан-Паулу, Мехико, Нью-Йорка, Сеула, Манилы и Бомбея.

К агломерациям с численностью населения более 10 млн человек относится столица России – Москва.

В конце 20 века крупнейшие города стали играть важную роль в принятии решений, касающихся всего мира. Прежде всего, это города, в которых расположены самые крупные банки мира и штаб-квартиры известных компаний. К данному типу можно отнести такие города как Нью-Йорк, Лондон, Токио и др.



А теперь выясним: какие же бывают города и сельские поселения?

Существует множество разных типов городов и сёл.

Города различаются в первую очередь по функциям.

Есть города-промышленные центры. Как правило, они располагаются близ месторождений полезных ископаемых, возле крупных промышленных предприятий. Есть города-центры отдыха и туризма (например, в России это Сочи, Суздаль). Существуют города-религиозные центры (Мекка и Медина в Саудовской Аравии, Сергиев Посад в нашей стране).

Многие города мира – это центры разнообразного обслуживания окружающих территорий.

Сельские поселения различаются по виду хозяйственной деятельности. В США и Канаде, например, сельские жители имеют отдельный дом на принадлежащей им территории, а их детей отвозят в школу специальные автобусы. В Африке деревня представляет собой группу глиняных домов, хижин без всяких удобств, а школ для детей и вовсе нет. Во Франции село нередко является центром туризма, и условия жизни здесь вполне благоприятны.



III.

Давайте подытожим всё, что вы узнали сегодня на уроке. Примерные ответы детей

Города отличаются от сельского поселения размерами территории, численностью населения, а также родом занятий их жителей. При этом сами города и сёла отличаются друг от друга, поэтому существует множество их типов. В результате того, что города постоянно растут, мы говорим о городских агломерациях, крупнейшей из которых в мире является Токио.



IV/Домашнее задание

Прочитать § 5 , сравнить свой город с другим городом, в котором вы бывали, и ответить на вопрос: какие у них есть преимущества и недостатки?