География 7 класс
Тема урока «Города и сельские поселения»
Цель: сформировать знания учащихся о городских и сельских поселениях
Задачи:
Выявить различия между городом и сельским поселением;
Дать определения понятиям «город», «сельское поселение»;
Выяснить какие города являются крупнейшими по численности населения в мире;
Объяснить понятие «городская агломерация»;
Кратко охарактеризовать разные типы городов и сельских поселений.
Оборудование: настенная политическая карта мира, атласы
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, учебник, атлас география 7 класс.
Структура и ход урока
План урока
Организационный момент.
Объяснение нового материала
3.Закрепления нового материала
4.Домашнее задание
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие. Проверка подготовленности класса к уроку.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Прежде чем мы приступим к рассмотрению новой темы, давайте вспомним предыдущую тему урока.
Для проверки домашнего задания нескольким ученикам из класса раздаются листочки с тестами, где вы должны выбрать один правильный ответ: например, 1- а, 2- б…, а также есть одно задание на соответствие.
Тест по теме «Население, языки и религии»
1. Что в переводе с греческого означает слово «этнос»?
Племя
Власть
Народ
Язык
2. Самые многочисленные народы мира:
Китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы
Китайцы, русские, американцы, итальянцы, испанцы
Китайцы, американцы, русские, болгары, греки
Китайцы, американцы, бразильцы, мексиканцы, белорусы
3. Родственные языки объединяются в:
Языковые семьи
Языковые группы
Языковые семьи и группы
Нет правильного ответа
4. К языкам романской группы относятся:
Испанский, итальянский, английский, португальский, японский
Испанский, португальский, русский, французский
Испанский, итальянский, китайский, русский
Испанский, итальянский, португальский, французский, румынский
5. Верно ли утверждение: «На английском языке говорят только жители Великобритании»?
Да
Нет
6. Главный отличительный признак народа:
Поведение
Язык
Культура
Этническое самосознание
7. Религии бывают:
Мировые и не мировые
Мировые и национальные
Мировые, национальные и местные традиционные
Нет правильного ответа
8. Мировыми религиями являются:
Христианство, буддизм, конфуцианство
Ислам, буддизм, иудаизм
Христианство, католицизм, буддизм
Христианство, мусульманство, буддизм
9. Задание на соответствие «Национальные религии»
К
итай
Я
пония
Индия
Синтоизм
Индуизм
Конфуцианство
Иудаизм
10. Православие, католицизм, протестантизм – это направления какой религии?
Христианство
Ислам
Индуизм
Буддизм
Пока ребята выполняют задания, проводится беседа с классом по вопросам.
1. Какими признаками отличается один народ от другого?
Ответ: языком, материальной и духовной культурой, территорией проживания, главный признак – этническое самосознание.
2. Что такое языковая семья?
Ответ: совокупность языков, произошедших от одного корня
3. Сколько и какие языки являются международными официально признанными?
Ответ: 6 языков – английский, русский, французский, испанский, арабский, китайский
4. Какие различают религии?
Ответ: мировые, национальные, местные традиционные
Хорошо, молодцы. Население мы с вами повторили, но оно ведь должно где-то проживать? Так какова тема нашего урока? Ребята отвечают.
Открывайте тетради, записывайте сегодняшнее число и тему урока «Города и сельские поселения». Ребята, как вы думаете, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.(ученики отвечают, учитель корректирует ответы). Мы должны будем с вами выяснить следующее: Чем отличается город от сельского поселения? Какие города самые крупные? Какие бывают города и сельские поселения?
II.Изучение нового материала.
Первые города возникли как центры ремесла и торговли либо как крепости для защиты своей территории. Центры торговли располагались на месте пересечения транспортных путей, на судоходных реках, в морских заливах. Т.е. для размещения городов было важным его удобное расположение по отношению к окружающим объектам.
Вопрос детям: как по вашему мнению, отличаются города от сельских поселений?
Ответы детей. Сейчас города отличаются от сельских поселений большей численностью населения и характером занятий жителей (промышленный труд, работа в сфере услуг и т.д.). В городах размещаются крупные предприятия, торговые центры, университеты, музеи, библиотеки, органы власти и мн.др.
В сельской местности наоборот, жизнь здесь спокойнее. Каждый житель знает практически всех остальных, поэтому здоровается с каждым встречным, т.к. общение между людьми тесное, не такое, как в городе.
Застройка городов очень плотная, и в большинстве городов люди живут в многоэтажных зданиях. Обратите внимание: на рис.7 изображен самый крупный город мира Токио, где мы можем видеть типы зданий, все они многоэтажные.
В сельской местности преобладают 1-2-этажные дома на одну семью с земельным участком (сравните рис.8 и предыдущий рисунок: резко видны отличия между этими населёнными пунктами).
В большинстве стран мира сельские жилища менее благоустроены, чем городские, и даже не везде есть водопровод, канализация и другие виды удобств. Однако в высокоразвитых странах сельская жизнь практически не отличается от городской, по выбору удобств.
Таким образом, давайте запишем, что город – это населённый пункт, который значительно крупнее сельского поселения по размерам и численности населения, где люди занимаются отличной от сельского хозяйства деятельностью.
Уже давно люди спорят о том, какой город крупнее. Из истории известно, что в античное время крупнейшим городом по численности населения был Рим, в средневековье – Константинополь, в 19 веке первое место занял Лондон, в начале 20 века – Нью-Йорк, но уже с 1970 года самым крупным городом мира является Токио.
Очень сложно определить точную численность населения города, ведь города постоянно растут, их территории расширяются. Поэтому сейчас чаще говорят не об отдельных городах, а о городских агломерациях.
Городская агломерация – это город (центр агломерации) и его пригород – близко расположенные города и поселки, многие жители которых ездят на работу в центр.
Крупнейшая агломерация в мире сложилась вокруг Токио, где проживают более 35 млн человек (рис. 9).
Более 20 млн человек насчитывают агломерации Сан-Паулу, Мехико, Нью-Йорка, Сеула, Манилы и Бомбея.
К агломерациям с численностью населения более 10 млн человек относится столица России – Москва.
В конце 20 века крупнейшие города стали играть важную роль в принятии решений, касающихся всего мира. Прежде всего, это города, в которых расположены самые крупные банки мира и штаб-квартиры известных компаний. К данному типу можно отнести такие города как Нью-Йорк, Лондон, Токио и др.
А теперь выясним: какие же бывают города и сельские поселения?
Существует множество разных типов городов и сёл.
Города различаются в первую очередь по функциям.
Есть города-промышленные центры. Как правило, они располагаются близ месторождений полезных ископаемых, возле крупных промышленных предприятий. Есть города-центры отдыха и туризма (например, в России это Сочи, Суздаль). Существуют города-религиозные центры (Мекка и Медина в Саудовской Аравии, Сергиев Посад в нашей стране).
Многие города мира – это центры разнообразного обслуживания окружающих территорий.
Сельские поселения различаются по виду хозяйственной деятельности. В США и Канаде, например, сельские жители имеют отдельный дом на принадлежащей им территории, а их детей отвозят в школу специальные автобусы. В Африке деревня представляет собой группу глиняных домов, хижин без всяких удобств, а школ для детей и вовсе нет. Во Франции село нередко является центром туризма, и условия жизни здесь вполне благоприятны.
III.
Давайте подытожим всё, что вы узнали сегодня на уроке. Примерные ответы детей
Города отличаются от сельского поселения размерами территории, численностью населения, а также родом занятий их жителей. При этом сами города и сёла отличаются друг от друга, поэтому существует множество их типов. В результате того, что города постоянно растут, мы говорим о городских агломерациях, крупнейшей из которых в мире является Токио.
IV/Домашнее задание
Прочитать § 5 , сравнить свой город с другим городом, в котором вы бывали, и ответить на вопрос: какие у них есть преимущества и недостатки?