Ребята, на доске и у вас на столах
нный этап
представлены различные
информационные модели.
Поработайте в группе 1 минутку и
ответьте на предложенные вопросА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ИЛОВАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14»
Открытый урок на тему
«Графики и диаграммы»
6 – А класс
Составил учитель информатики
Фоменко Александр Андреевич
2019
«Графики и диаграммы»
Информатика 6 класс 05.02.2019
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
развитие алгоритмического мышления при выполнении практической работы по плану;
развитие умения структурировать информацию при работе с примерами разных видов моделей, выделения сходств и различий графиков и диаграмм.
Воспитательные:
Структура урока:
Этап актуализации опорных знаний.
Беседа с целью формирования рабочей обстановки в классе (1 мин).
Фронтальный опрос с целью актуализации знаний (5 мин).
Коллективная работа с вызовом учащихся с целью проверки домашнего задания(5 мин).
Беседа с целью мотивации изучения нового материала (1 мин).
Этап формирования новых знаний и способов действий.
Эвристическая беседа с целью изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации (15 мин).
Этап формирования умений и навыков.
Коллективное выполнение задания с целью закрепления пройденного материала на компьютерах (15 мин).
Беседа с целью подведение итогов урока (2 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Оборудование:
Презентация в MS PowerPoint 2010.
Компьютер;
Учебники с практической частью.
Ход урока:
I. Этап актуализации опорных знаний.
Добрый день ребята! Садитесь. Давайте отметим отсутствующих. Сегодня мы с вами сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, а затем перейдем к изучению нового материала. Надеюсь, что сегодняшняя наша работа будет продуктивной. Те, кто проявит себя, ждут хорошие отметки. Ну что начнем урок!
Чтобы успешно приступить к изучению нового материала, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Для этого ответьте на несколько вопросов:
Что такое модель?
Что такое моделирование?
Для чего моделирование используется?
Какие модели называются информационными?
Приведите примеры информационных моделей.
Давайте запишем тему урока «Графики и диаграммы».
После изучения темы вы сможете:
дать определение понятиям «график» и «диаграмма» и приводить примеры;
определять к какому виду информационной модели относятся графики и диаграммы;
Называть основные типы диаграмм и их примеры;
Строить графики и диаграммы для наглядного представления информации и называть алгоритм их построения.
II.Этап формирования новых знаний и способов действий.
Предположим, что вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручили собрать сведения о погоде за месяц. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: учитель демонстрирует на слайде таблицу о погоде в мае.
Смогут ли ваши одноклассники воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?
Вы собрали большое количество информации, она точная, полная и достоверная, но в табличном виде она трудно воспринимается. Такая информация не будет интересна слушателям, так как совершенно ненаглядна. Как же нам сделать эту информацию наглядной? С помощью чего визуализировать данную информацию?
Ученик: Точно не знаем, но может использовать графики и диаграммы.
Что такое график? (График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.)
Что представляет собой график? График представляет собой 2 оси: ось х и ось у.
На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых;
Давайте рассмотрим график изменения температуры воздуха в мае. (слайд и в учебнике смотрят иллюстрацию)
Какого числа была зафиксирована самая высокая температура месяца? Какая температура? В какие дни была зафиксирована самая низкая температура месяца? Какая? Самая высокая температура 14 мая – 23 градуса. Самая низкая температура 12 мая – 10 градусов.
Сколько дней было с температурой +15? 3 дня.
Поработайте с графиком давления. В какой день давление было максимальным? Минимальным? Максимальное давление 5 марта 761, а минимальное 29 и 30 марта -735.
Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины.
Для чего используются диаграммы? Для выражения соотношения величин. Я вам хочу показать некоторые диаграммы. Попробуйте дать им названия.
Круговая так как похожа на круг и как столбиками.
Вы правы. Виды диаграмм: Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Столбчатые диаграммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках. Лепестковая диаграмма - для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось.
Что изображено на лепестковой диаграмме? Роза ветров.
На какую диаграмму она похожа? На круговую. Но тут между очками другая связь и точек много.
Что такое роза ветров? Направление ветра.
Опишите что, вы видите на этой диаграмме. На диаграмме мы видим в каких направлениях дует ветер.
Чем похожи и чем отличаются диаграммы? Они показывают зависимость величин. А отличаются тем, количеством точек в которых сравниваются величины.
Чем похожи и чем отличаются графики и диаграммы? Они показывают зависимость величин. Но изображаются по-разному в зависимости от величин.
Что необходимо для построения диаграммы? знать данные величины и сколько точек, для того чтобы определить вид диаграммы.
Сейчас мы с вами выполним задание на компьютерах с помощью учебника (практическая работа № 13).
III. Этап формирования умений и навыков.
Учитель: Теперь мы выполним практическую работу на компьютерах. Будем учиться строить диаграммы на компьютерах. Как мы должны работать за компьютерами? (учащиеся вспоминают технику безопасности)
Потренируемся строить диаграммы Задание 1 и 2 стр.189
Учитель: Прочитайте 1 и 2 задание и этапы построения.
Учитель: Что не понятно? (объяснение учителем)
Учитель: Садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания.
Подведение итогов урока.
Мы сегодня с вами хорошо поработали. Что нового мы узнали на уроке?
Мы узнали:
определения понятий «график» и «диаграмма», научились приводить примеры;
как определять к какому виду информационной модели относятся графики и диаграммы;
как называются основные типы диаграмм и можем приводить их примеры;
как строить графики и диаграммы
Сформулируйте, какую проблему нам удалось решить на уроке?
Мы узнали новые виды модели и для чего они используются.
Что было сложным, легким? Какие трудности у вас возникли?
Для нас было лёгким вычленять информацию из готовых графиков и диаграмм, но было нелегко их строить.
Молодцы, мы достигли всех целей, поставленных в начале урока.
Домашнее задание.
Учитель: Прочитать параграф 13 и выполнить задания из учебника №1, 2.
6