Просмотр содержимого документа
«Графики настроения»
Уважаемые педагоги предлагаю вам
«ГРАФИКИ НАСТРОЕНИЯ»
Это нехитрая и простая методика выявления психо-эмоциональной атмосферы детского коллектива. Данную методику можно использовать в период работы летнего лагеря.
«Цветопись настроения» - это еще один вариант графика настроений.
Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют "экран настроения". С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.
Красный цвет - восторженное настроение;
оранжевый цвет - радостное;
желтый цвет - спокойное;
зеленый цвет - мне все равно;
черный цвет - плохо, уныние;
фиолетовый цвет - тревожное, грустно.
Оформить "экран настроения" можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок.
Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе воспитателя и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».
Условием цветописи является ее анонимность. Чтобы легче было проследить настроение каждого ребенка в течение смены, можно создать на вашем отрядном месте лист "индивидуальных настроений". Он может выглядеть следующим образом:
Личный, секретный знак каждого ребенка 24.07 24.07 24.07
Каждый день ребята закрашивают свою клеточку соответствующим их настроению цветом.
или
тревожные сообщения
общее дело;
отношения с детьми;
отношения со взрослыми;
успехи, неудачи;
отсутствие нового;
усталость;
что-то еще;
очень личное;
погода.
Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Это рефлексия дня. Педагог сразу сможет увидеть, что ребята "сидят" в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, надолго в красном, - нужно ли ждать срыва в поведении. Бесконечное нудное настроение - повод для размышления.
Методика1: «Шарики» - подходит для детей младшего возраста. Рисуется любой популярный в детском возрасте персонаж, который держит связку шариков. Шарики раскрашиваются в цвета, согласно настроению малышни. Рекомендация: не вводить темные цвета (чёрный, коричневый, серый), заменить их на синий, зеленый, сиреневый. На прощание можно детям дарить шарики того цвета, который обозначал «отличный день» с пожеланиями на бумажке внутри.
Методика2: «Ночные окна» - на темном фоне рисуются дома (многоэтажки) с окошками, одна палата – один дом. Количество окошек в каждом доме равно дням смены. Ежедневно каждая группа зарисовывает своё окошко:
желтый – отличное настроение
желтый с приспущенными шторками – среднее
темное окно – плохое настроение
Можно дополнять разными фишками:
рождения/победа, призовое место.
Собственно можно придумывать до бесконечности...
Методика3: «Смайлики» - самая простая и доступная форма, но симпатичная. На листе ватмана рисуются смайлики – кружочек и два глазика. Каждый день дорисовывается ротик – улыбка, равнодушный, грустный т.д. насколько хватит фантазии.
Полезные советы от психолога :
Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ.
Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.
Хвали. Похвала повышает самооценку.
Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
Хвали ребенка только за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.
Давай ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать.
Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
Говори, что знаешь, делай что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Не будь занудой: не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.
Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.
Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.
Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?»
Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
Если ты входишь к детям, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.
Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.
Если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.
Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.