СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая основа предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта для 5 класса по теме "Грамматическая основа предложения"

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения»

В сценке участвует мама и дети. Мать возвращается после работы домой.
Ну, вот, наконец-то я и дома! Дети! Как прошел день? Что вы делали?

Руслан:
– Мама, мы так хотели тебе помочь, что решили переделать всю работу по дому! Я посуду перемыл!

Мама:
– Какой ты у меня молодец, какой заботливый!

Никита:
– Мама, мама, я тоже молодец, я всю посуду вытер!

Мама:
– И ты, Никита, тоже умница!
Она обращается к Диме:
– А ты, Дима, что делал весь день?

Третий ребенок:
– А я подмел все осколки от разбитой посуды и вынес их на мусорку!

Мама «падает» в обморок, дети ей дают нашатырь, сажают на кресло, затем мама приходит в себя и говорит:
– Все равно вы у меня самые лучшие в мире и самые заботливые дети! Я вас очень крепко люблю, сыночки Вы мои, драгоценные!



Ведущий. В преддверии праздника мы провели социологический опрос среди детей нашей школы и выяснили, какими качествами обладают наши милые мамы. Был опрошен 71 учащихся с 1 по 10 классы и вот качества, которыми обладает любая мама: Доброта Внимательность Ласка Любовь
Мудрость Щедрость Отзывчивость Заботливость Трудолюбие Нежность
Мама- это значит нежность, ласка, доброта! Мама-это безмятежность, радость, красота! Мама- это на ночь сказка, это утренний рассвет! Мама- это в трудный час подсказка, -это мудрость и совет! Мама- это зелень лета, это первый снег, осенний лист! Мама- это лучик света, мама - это жизнь!

Миниатюра "Советы маме!"

Сын сидит на диване ест чипсы, весь в телефоне, смотрит телевизор. Входит мама, в руках у нее тяжелые сумки.

Сын: – Мне даже слов не подыскать!
Ну как ты можешь, мама,
В кошелках тяжести таскать
По десять килограммов?
Смотрю, опять пришла чуть свет
Ты из универсама…

Мама, вытирая пот со лба:
– Так что же делать? Дай совет.
Сын: – Сходи два раза, мама!

Мама: Да я бы с радостью совет Твой приняла, сыночек! Сын: А можно в магазин сходить, Разочка два и три, так проще! -

Мама идет на кухню, надевает фартук, собирается ужин готовить.

- Так будем ужинать мы или нет, ответь скорей мне, мама?!

-Ужинать, будем, отдохну только и приготовлю пельмени, Колька!

Но сколько можно ждать и отдыхать, и охать, и вздыхать! Совет тебе даю: В руки- телефон и заказ, вот он! Пиццу и роллы по адресу срочно, плачу за доставку - досрочно! Карточку давай и ужин на пороге встречай! Вот и весь секрет и проблем нет!

Сценка" Домашние хлопоты". Входит мама домой! -Ура, мамочка, наша дорогая пришла! - Наша любимая! -Наша мудрая! -Наша славная!

-Ой, ребята, а хлеба-то я забыла купить ( все быстро разбегаются)

- Саша, сынок, возьми деньги и сходи за хлебом.

-А чего это я должен идти за хлебом, а? Почему я -то! Я чего Вам слуга в лаптях! Вот пусть Лешка сходит. Я вчера пол подметал. И у меня, ой, живот прихватило, его прям тошнит.

-А Лешка, почему, чего я вам рыжий что ли?

-Я вчера пол подметал. И у меня, ой, живот прихватило болит мочи нет, всю ночь не спал.

- А у меня рука 5 минут назад так заболела, буханку хлеба не донесу! Вон, пусть Сережка идет! Я чего крайний что ли?!

- Чуть что сразу Сережка! Умные какие! Я вчера мусор выносил!

- Ну и что, выносил, не переломился?

- Ногу так подвернул, до сих пор хромаю! До магазина никак не доковыляю! Ой, ой болит, так болит, сил нет! А пусть Толька сходит, точняк!

А это почему это Толька. Я чего лысый что ли? У меня голова кружится, света белого не вижу. Как я вам пойду, магазин-то не найду! Сами идите и сходите!

- Не пойду я! А я вчера собаку кормил, кормил? Ой, животик мой, ой, ой! Бедненький!

- А я посуду вчера мыл? Нога, коленка кружится моя, ой, помогите до стула дойти! Так болит. дергает!

-А я пол вчера мыл? Ой, рука, рученька моя, как сильно ударился, болит, синяк такой...

Мама встает, берет сумку, кошелек. - Ну, что делать! Бедненькие вы мои, лечитесь, ложитесь, садитесь. Придется самой идти в магазин!

***
После обеда мама идет на кухню, а сын кричит ей вслед:

-Мама, а ты куда?

-Да, сынок, посуду надо помыть!
– Мамочка, дорогая, я не хочу, чтобы ты в День матери мыла посуду. Это неправильно!

- Какой у меня сын заботливый!

-Оставь ее на завтра! Мама, завтра и помоешь, куда она денется!

***
Сын спрашивает маму:
– Мама, а каково это – иметь лучшего сына на свете?
Мама:– Не знаю, дорогой, спроси у бабушки.

***

– Мама, а у тебя компьютер в детстве был?
– Нет, не было.
– Как так? Вот это да! А игровая приставка?
– Нет!
– Какой ужас! А сотовый телефон или смартфон?
– Нет.
– Бедненькая, какое же у тебя было трудное детство! Как я тебе сочувствую!



Миниатюра "Мой сынок!"

Мама: Вставай, сынок. Будильник звонит, в школу опоздаешь!

Сын: Не хочу. Опять Петров ко всем приставать начнёт… драку затеет!

Мама: Если не встанешь, опоздаешь к первому уроку.

Сын: Ну и ладно. Смотреть, как Иванов снова тряпками будет кидаться? Мама: И всё-таки нехорошо опаздывать. Сын: Ну и пусть! А хорошо, когда Сидоров из рогатки в людей стреляется?

Мама: Сынок, ну вставай, у тебя всего полчаса осталось, не успеешь собраться в школу?

Сын: Не хочу я! Снова Афонин сбежит с уроков и в туалете курить будет! Мама: Сынок, ну нельзя быть таким ленивым и невоспитанным, ты же не можешь просто не ходить в школу, ведь ты же… директор, сынок! ( сынок встает и уходит собираться в школу)








Технологическая карта урока по теме: Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

Тип урока: урок открытия новых знаний. 

Цель: сформировать представление о грамматической основе предложения.

Задачи урока

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.

  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.

  • Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.


Формируемые УУД


Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— понимание успешности при освоении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;

— определять грамматическую основу простого предложения и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; 

— приходить к единому мнению при взаимном контроле;

— действовать по правилам сотрудничества.

Списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу, определять части речи подлежащего и сказуемого.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.Прочитаем эпиграф к нашему уроку:

С русским языком можно творить чудеса!

К.Г. Паустовский



Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.



- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа и эпиграф

Записывают число, классную работу, эпиграф







2. Актуализация индивидуального затруднения

в пробном учебном действии.


- Начнем путешествие.

1.Игра «верно»-«неверно»

В маршрутном листе поставьте + или –

Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Красивые здания -это простое предложение.

Город расширяется- это словосочетание.

Почему последнее утверждение неверно?

Перед нами разнообразные здания. Без чего они не смогут устоять? Подберите синоним к слову фундамент.(основание,основа) А что служит фундаментом в предложении ?




Дети получают маршрутные листы с лесенкой успеха.

Ребята работают в парах, читают свои предположения.





3. Выявление места и причины затруднения.


Какова цель нашего урока?


Цель: 1) вспомнить, что … … … …;

2) узнать новые лингвистические термины;

3) учиться выделять … … …




Какова тема нашего урока?

Узнать, что составляет грамматическую основу предложения и научиться находить ее.




Грамматическая основа предложения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.



Как можно проверить ваши предположения. План выхода из затруднения.

Ответы ребят


5. Реализация построенного проекта.


Открыли учебники и прочитали самостоятельно вывод на стр.172










Чтение вывода в учебнике с.172


6. Первичное закрепление






























Физминутка.

Найдите грамматическую основу и сравните предложения; Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.

А теперь сделаем вывод.




Следующий этап нашей работы?

Необходимо запомнить

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7640/main/306376/


Тренировочное задание

Предложение

Ответьте на вопрос.

Какое из сочетаний слов является предложением?

Розы в горшке распустились.

Голубые небеса

Красные и синие

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7640/train/306378/



Ребята называют грамматическую основу предложений

Дети отвечают ,что грамматическая основа может состоять только из сказуемого.

7. Самостоятельная работа со взаимопроверкой.


Выполните упр.843. Найдите грамматическую основу предложения и определите ,чем выражено подлежащее .

Проверили друг друга. А теперь еще раз проверьте по образцу. Есть ли вопросы по заданию?

Если выполнили без ошибок, поставьте около работы +,если с ошибками -

Ребята выполняют это задание самостоятельно и сверяют друг с другом. Дети делают вывод ,что подлежащее может быть выражено словосочетанием.

8. Включение в систему знаний и повторение.


Работа в парах

Упражнение 1

1. Гуляешь по прекрасной местности и любуешься красотой природы. 2. Золотой метелью мчится жёлтый лист. 3. Зрелые плоды груш висят в саду. 4. Какая тихая ночь! 5. Льётся желтолистая река. 6. Мёртвая тишь.

Односоставные

Двусоставные






Учитель. Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Разберите слово желтолистая (морфемный разбор)

Всем спасибо.

- Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю составить кластер по новой теме.



Формулируют задание к упражнению

/Необходимо распределить в две колонки предложения, ориентируясь на количество главных членов в них./




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.













10.Домашнее задание


Всем спасибо. Подведем итог нашего урока. Из чего состоит основа предложения?

Что такое подлежащее? Сказуемое? Какими частями речи может

быть выражено подлежащее? Сказуемое?

С какими трудностями столкнулись на уроке? Как вы думаете? Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

Закрепите полученные знания дома. Записываем домашнее задание.

1.Уровень повышенной трудности

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/sintaksis-prostoe-dvusostavnoe-predlozhenie-7153293/grammaticheskaia-osnova-predlozheniia-7171823/tv-3a0f1388-1fa1-4347-82b4-1af7a44267f5


2.Средний уровень –упр. 844

Ответы ребят.








Рисуют себя на лесенке успеха.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!