СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая основа простого предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для спо (лицей) по специальности "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа простого предложения»

Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа предложения подлежащее  сказуемое

Грамматическая основа предложения

подлежащее сказуемое

Вспомним!   Что такое подлежащее ? Какими частями речи может быть выражено подлежащее ? Как подчеркивается подлежащее ?  Помощь:стр 290, таблица 46

Вспомним!

  • Что такое подлежащее ?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее ?
  • Как подчеркивается подлежащее ?
  • Помощь:стр 290, таблица 46
Подлежащее Существительное или местоимение в именительном падеже Прилагательное, причастие, инфинитив, выступающие в роли существительного. Синтаксически неделимое словосочетание. Н-р.На грядке цветут анютины глазки

Подлежащее

  • Существительное или местоимение в именительном падеже
  • Прилагательное, причастие, инфинитив, выступающие в роли существительного.
  • Синтаксически неделимое словосочетание. Н-р.На грядке цветут анютины глазки
Выпишите подлежащее из предложений 1. Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть. 2. Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. 3. Присутствующие не обратили на него никакого внимания. 4. Решить этот вопрос – наша главная задача. 5. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. 6. Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.

Выпишите подлежащее из предложений

  • 1. Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть.
  • 2. Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу.
  • 3. Присутствующие не обратили на него никакого внимания.
  • 4. Решить этот вопрос – наша главная задача.
  • 5. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
  • 6. Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.
1Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть. 2Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. 3Присутствующие не обратили на него никакого внимания. 4Решить этот вопрос – наша главная задача. 5Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. 6Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.
  • 1Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть.
  • 2Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу.
  • 3Присутствующие не обратили на него никакого внимания.
  • 4Решить этот вопрос – наша главная задача.
  • 5Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
  • 6Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.
  Сказуемое  Простое составные глагольное    глагольное именное Что называется сказуемым ? На какие вопросы отвечает ?  Помощь: стр. 293

Сказуемое

Простое составные

глагольное

глагольное именное

Что называется сказуемым ?

На какие вопросы отвечает ?

Помощь: стр. 293

Простое глагольное сказуемое Выражается спрягаемыми формами глагола. Состоит из одного слова-глагола Лексическое и грамматическое значение заключено в одном слове-глаголе в одном из наклонений Н-Р. На село опускался туман.

Простое глагольное сказуемое

  • Выражается спрягаемыми формами глагола. Состоит из одного слова-глагола
  • Лексическое и грамматическое значение заключено в одном слове-глаголе в одном из наклонений
  • Н-Р. На село опускался туман.
 Выпишите сказуемое из каждого предложения 1.В синем небе звёзды блещут. 2.Мы будем петь и веселиться. 3.Тут он было вышел, да остановился в дверях. 4.4Иван Иванович тоже приказал долго жить. 5.А он взял да и ушёл. 6.У меня нет желания идти туда.

Выпишите сказуемое из каждого предложения

  • 1.В синем небе звёзды блещут.
  • 2.Мы будем петь и веселиться.
  • 3.Тут он было вышел, да остановился в дверях.
  • 4.4Иван Иванович тоже приказал долго жить.
  • 5.А он взял да и ушёл.
  • 6.У меня нет желания идти туда.
Простое глагольное сказуемое В синем небе звёзды блещут. Мы будем петь и веселиться. Тут он было вышел, да остановился в дверях. Иван Иванович тоже приказал долго жить. А он взял да и ушёл. У меня нет желания идти туда.

Простое глагольное сказуемое

  • В синем небе звёзды блещут.
  • Мы будем петь и веселиться.
  • Тут он было вышел, да остановился в дверях.
  • Иван Иванович тоже приказал долго жить.
  • А он взял да и ушёл.
  • У меня нет желания идти туда.
Составное глагольное сказуемое Помощь: стр 284,таблица47  Состоит из двух слов: основной части(Н.Ф. глагола-инфинитив)+спрягаемая форма( вспомогательный глагол) В основной части(инфинитив) выражается лексическое значение, во вспомогательном глаголе- (таблица  47) грамматическое значение.

Составное глагольное сказуемое

  • Помощь: стр 284,таблица47
  • Состоит из двух слов:
  • основной части(Н.Ф. глагола-инфинитив)+спрягаемая форма( вспомогательный глагол)
  • В основной части(инфинитив) выражается лексическое значение, во вспомогательном глаголе- (таблица 47) грамматическое значение.
 Спишите, подчеркните сказуемое 1.Владимир начинал сильно беспокоиться. 2.Со старыми знакомыми он перестал видеться. 3.В одиночестве способен жить не всякий. 4.Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.

Спишите, подчеркните сказуемое

  • 1.Владимир начинал сильно беспокоиться.
  • 2.Со старыми знакомыми он перестал видеться.
  • 3.В одиночестве способен жить не всякий.
  • 4.Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.
Составное глагольное сказуемое Владимир начинал сильно беспокоиться. Со старыми знакомыми он перестал видеться. В одиночестве способен жить не всякий. Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.

Составное глагольное сказуемое

  • Владимир начинал сильно беспокоиться.
  • Со старыми знакомыми он перестал видеться.
  • В одиночестве способен жить не всякий.
  • Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.
Составное именное сказуемое Помощь : стр297, таблица 48 Составное именное сказуемое состоит из глагола связки( грамматическое значение сказуемого: время, лицо,наклонение) и именной части( лексическое значение сказуемого) Н-Р.Я буду врачом.

Составное именное сказуемое

  • Помощь : стр297, таблица 48
  • Составное именное сказуемое состоит из глагола связки( грамматическое значение сказуемого: время, лицо,наклонение) и именной части( лексическое значение сказуемого)
  • Н-Р.Я буду врачом.
 Назовите сказуемое. Определите его тип. Бопре в отечестве своём был парикмахером. Цитадель стояла безмолвной и неприступной. Жизни даль лежит светла, необозрима. Всё было в порядке. Работа выполнена безупречно.(Глагол –связка быть=есть в настоящем времени опускается)

Назовите сказуемое. Определите его тип.

  • Бопре в отечестве своём был парикмахером.
  • Цитадель стояла безмолвной и неприступной.
  • Жизни даль лежит светла, необозрима.
  • Всё было в порядке.
  • Работа выполнена безупречно.(Глагол –связка быть=есть в настоящем времени опускается)
Составное именное сказуемое Бопре в отечестве своём был парикмахером. Цитадель стояла безмолвной и неприступной. Жизни даль лежит светла, необозрима. Всё было в порядке. Работа выполнена безупречно.

Составное именное сказуемое

  • Бопре в отечестве своём был парикмахером.
  • Цитадель стояла безмолвной и неприступной.
  • Жизни даль лежит светла, необозрима.
  • Всё было в порядке.
  • Работа выполнена безупречно.
Сколько здесь грамматических основ? Укажите цифрой.  Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он гладил её, воображая, что это кошка…

Сколько здесь грамматических основ? Укажите цифрой.

Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он гладил её, воображая, что это кошка…

Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения ; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта , и он гладил её, воображая, что это кошка … 8

Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения ; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта , и он гладил её, воображая, что это кошка … 8

Выпишите грамматическую основу предложений: 1)Не было безнадёжности. 2)Всё было в порядке. 3)Когда-нибудь надо уйти. 4)У нас в школе создают музей ко Дню Победы. 5)Возьмите эти письма, ребята. 6)Я захотел взять карандаши и нарисовать что-нибудь красивое.

Выпишите грамматическую основу предложений:

  • 1)Не было безнадёжности.
  • 2)Всё было в порядке.
  • 3)Когда-нибудь надо уйти.
  • 4)У нас в школе создают музей ко Дню Победы.
  • 5)Возьмите эти письма, ребята.
  • 6)Я захотел взять карандаши и нарисовать что-нибудь красивое.
Сколько грамматических основ в предложении? 1) Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. 2) Стоят деревья у воды,и полдень с дерева крутого закинул облако в пруды,как переметы рыболова. 3) Я был готов любить весь мир

Сколько грамматических основ в предложении?

  • 1) Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.
  • 2) Стоят деревья у воды,и полдень с дерева крутого закинул облако в пруды,как переметы рыболова.
  • 3) Я был готов любить весь мир
 проверь себя 1-3 2-2 3-1

проверь себя

  • 1-3
  • 2-2
  • 3-1
 Контроль усвоения .Продолжи предложение  1 Подлежащее- это главный … и отвечает… 2. Подлежащее может быть выражено именем существительным,… 3 Сказуемое -это главный… и отвечает… 4 По типу сказуемое бывает: простое….  5.Грамматическая основа-это

Контроль усвоения .Продолжи предложение

  • 1 Подлежащее- это главный … и отвечает…
  • 2. Подлежащее может быть выражено именем существительным,…
  • 3 Сказуемое -это главный… и отвечает…
  • 4 По типу сказуемое бывает: простое….
  • 5.Грамматическая основа-это


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя