СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматический состав предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Показать все содержание

РЕКЛАМА

Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.

Предложение как единица речи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Предложение — это наименьшая единица речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.

Пришла снежная зима.

Зима. Солнце. Мороз.

Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:

Небо меркло.

Воды струились тихо.

Жук громко жужжал.

Уже расходились хороводы; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).

Сумерки. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).

Что такое грамматическая основа предложения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Можно дать и такое определение:

Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?

 

Advertisement: 1:05

Что? — небо. Это подлежащее, которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Небо что делало? меркло — это сказуемое.

Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.

Кто? мы — подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы что делали? плыли — сказуемое.

Мы плыли — грамматическая основа.

Просмотр содержимого документа
«Грамматический состав предложения»

Конспект урока русского языка

Тема: «Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего»

Цели:

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы выражения подлежащего.

воспитательная: воспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

Литература:

основная:

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.

  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Словари

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Проверка состава группы

3. Сообщение темы, целей и плана урока

4. Критерии оценивания

II. Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

- Что называется словосочетанием? (Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного).

- Из чего состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи.)

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи. ( В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова.

Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный.)

2. Проверочная работа со взаимопроверкой.

Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согл.

ш..рох (деревья) – управл.

говорил (улыбаться) – примык.

поймать (медвеж..нок) – управл.

(рыб..ловный) крюч..ка– согл.

(холщ..вый) мешка – согл.

ноч..вка (в) (лес) – управл.

(золоч..ный ) кольцо – согл.

спорить (горяч..) – примык.

ягоды (крыж..вник) – управл.

уехал (учи…ся) – примык.

(вскипяч..ный)молоко–согл.


III. Изучение нового материала

План занятия:

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

Преподаватель:

1. Простое предложение.

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение.

- Приведите примеры таких предложений.

В вопросительных предложениях содержится вопрос.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

Различают обычный, прямой порядок слов, и обратный (инверсию). При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место:

  • подлежащее перед сказуемым (Весна наступила);

  • согласованное определение перед опред.словом (весенний день);

  • несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной);

  • обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил);

  • дополн-е и др виды обст-в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

2. Структура простого предложения.

По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например: Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город.

Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения.

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

  1. Высоко в небе сияло солнце.- сущ.

  2. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

А также другими частями речи в значении имени существительного.

  1. Большие сидели на балконе. – прил.

  2. Присутствующие говорили о науке. – причастие

  3. Десять делится на два. – числит.

  4. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч.

  5. Далече грянуло ура. – междом.

  6. Учиться всегда пригодится. - неопред. форма глаг.

А также:

  1. Фразеологическим оборотомАнютины глазки росли около крыльца. Впереди шли дед с матерью.

IV. Закрепление материала

Решение тренировочных упражнений.

Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено.

И вот наступило долгожданное послезавтра (наречие). Поезд мчался в неясную даль (сущ.). Кто не заключал таких условий со своей совестью? (мест). Несколько человек оглянулось (словосочет.). Но является сочинительным союзом (междомет.). Жить – Родине служить (неопр. форма глагола)! Замедленно падал пятый (числит.). Отдыхающие расположились в домиках (прич.). Старшие ушли купаться (прил.).

V. Итоговый этап

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

4. Что является грамматической основой предложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

VI. Домашнее задание: /1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!