СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматический разбор, его виды, методы проведения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР — один из видов языкового анализа, состоящий в указании грамматических признаков слов, их форм, морфологического состава в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала.

Просмотр содержимого документа
«Грамматический разбор, его виды, методы проведения»

Грамматический разбор, его виды, методы проведения

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР — один из видов языкового анализа, состоящий в указании грамматических признаков слов, их форм, морфологического состава в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала.

Фонетический разбор

Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении  звукового состава последнего. При этом необходимо:

- определить количество слогов;

- установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове;

- охарактеризовать каждый звук.

Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о-го-род-ни-че-ство.

Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и  отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова.

К наиболее частым и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:

  • буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я  начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи -  [ручйи];

  • несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д'эцк'ий].

В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они  находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [рад'ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.

30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б - б', в - в', г - г', д - д', з - з', к - к', ,л - л' ,м - м', н - н', п - п', р - р', с - с', т - т', ф - ф', х - х'].

Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими  непарными, – [й, ч, щ].

Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].

Схема фонетического разбора слова 

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не­

парные), какой буквой обозна­чены.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб'ил'йт']

[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д']); звонкий, парный (пара [т]); обозна­чен буквой «т»;

[б'] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п']);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л'] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозна­чен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обо­значен буквой «и»;

'] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д']); обозна­чен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение.

Окончание- это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто
грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются.

Это:

  1. наречия,

  2. деепричастия,

  3. сравнительная степень прилагательного,

  4. некоторые существительные (пальто, шоссе),

  5. некоторые прилагательные (беж, мини),

  6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание.
Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом . Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

  1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад , снег ;

  2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость , мышь ; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен ,  обижен , снят ;

  3. им.п. некоторых числительных: двенадцать , шесть , один ;

  4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок  (чулк-и),  семей , (се[м ' й  ]);

  5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов  (ср. Зевсов ), сестрин  (сестрин ), рыбий  (ры[б' й  ]).

  6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел , разговаривал , находился , приходил  бы, заблудился  бы.

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего  окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень ) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож  и рожь ).

Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания(боль , бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотел сь.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания).
Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.

Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

  1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);

  2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий = синь, синий = син- ев-а);

  3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать= бег^, бегать = бег-отн-я).

Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например,
-тель- суффикс лица (читатель),
-к- суффикс предмета (терка),
-ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность),
-ний- суффикс действия (горение),
-ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд  прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

  1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила-й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;

  2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-гнать, темнеть, служить;

  3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;

  4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-тонущий, купивший, забытый;

  5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

Корень- главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить).
В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

  3. Выделить основу.

  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск-.

Морфологический разбор

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

(По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море; н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.; обстоятельство.

Синтаксический разбор

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!