Ход урока:
l. Орг. момент.
2. Работа учащихся по карточкам.
3. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».
1. К какой группе славянских языков относится русский язык? (Восточнославянской)
2. Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.(Синтаксис)
3. Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация)
4. Наука о звуках речи (Фонетика)
5. Устойчивые словосочетания (Фразеология)
6. Наука, изучающая богатый словарный запас, толкование слов.(Лексика)
7. Слова, близкие по значению (Синонимы)
8. Слова с противоположным значением (Антонимы)
9. Слова, использующиеся среди определенных народностей.(Диалектные)
10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, интонационно составляют что? (Текст)
4 . Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого и сложного предложения.
5. Синтаксическая пятиминутка.
*** У доски. Запись на доске!
Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения.
Прик..сновение к природ.. неизбежно возбужда..т чу..ства и порожда..т мысли .
Выписать словосочетания: ( на доске)
(сущ. + сущ.) прикосновение к природе
(гл. + сущ. ) возбуждает чувства
(гл. + нар. ) возбуждает неизбежно
- Что такое словосочетание?
( Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).
- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? / глагольные, именные, наречечные. /
- Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
/сочинительная и подчинительная/
- Какие способы подчинительной связи вы знаете?
/согласование, управление, примыкание/.
6. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.
*** У доски .
(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)
1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).
2.На перевале караван задержался.
3. Присаживаемся к костру.
4. Густой туман. Изморось.
5. Дождь гонит ветер с гор.
6. С утра морозит.
7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.
8.К вечеру похолодало.
* Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях?
/Двусоставные и односоставные/
*В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?
(Подлежащее или сказуемое)
- Какова роль односоставных предложений?
Вывод:
Стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.