СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданское образование на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: Гражданское  образование на  уроках  ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Гражданское образование на уроках ОБЖ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Тема доклада «Гражданское воспитание учащихся

на уроках и во внеурочной деятельности по ОБЖ»

Фомочкина Вера Валентиновна - учитель ОБЖ МОУ «Никольская СОШ» - Рузский район, Московская область. 2016 год

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

Проводится большая работа по этому направлению в процессе преподавания предметов географии и ОБЖ. При изучении курса географии в 6 классе формируются знания: 1. О целостных представлениях, о своей Родине, своей местности; 2. О природных условиях и деятельности населения своей страны, своей местности; 3. О формировании этнических, лингвистических, религиозных, культурно-бытовых, религиозных особенностей населения в нашей стране и своей местности. Все эти направления в географии 6 класса позволяют воспитывать уважение и любовь к Российскому государству (учащиеся были участниками тематических уроков, бесед и викторин ), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе. Курс 8-9 классов «География России» полностью посвящён изучению особенностей нашей страны, что может способствовать формированию гражданского воспитания учащихся, так как уроки посвящены изучению знаний по физической и экономической географии нашей страны, что способствует созданию условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, городу, школе. Проведение интегрированных уроков по географии и истории с такой тематикой «Ты не могла не выстоять Москва!» являются одними из главных в формировании гражданского воспитания учащихся

Преподавание ОБЖ используется для формирования многочисленных знаний в области безопасности. Но есть целы темы в ОБЖ, посвящённые гражданскому воспитанию: 1. В 10 классе:

Тема: «Вооруженные силы РФ – защитники нашего Отечества»(6ч.)

История создания Вооруженных Сил РФ

История создания Вооруженных Сил РФ (продолжение)

Организационная структура вооружённых сил. Виды вооруженных сил. История их создания и предназначение

Организационная структура вооружённых сил. Виды вооруженных сил. История их создания и предназначение (продолжение)

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа вооруженных сил

Другие войска, их состав и предназначения

Боевые традиции вооруженных Сил России (3ч.)

Патриотизм и верность воинскому долгу – качество защитника Отечества

Памяти поколений - дни воинской славы России

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Тема: «Символы воинской чести» (3ч.)

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

Ритуалы Вооруженных Сил РФ

  1. В 11 классе;

Тема: «Особенности военной службы» (8ч.)

Правовые основы в военной службе

Общие воинские уставы Вооруженных Сил РФ – закон воинской жизни

Военная присяга – клятва война на верность Родине - России

Прохождение военной службы по призыву

Прохождение военной службы по призыву (продолжение)

Прохождение военной службы по контракту

Права и ответственность военнослужащих

Альтернативная гражданская служба

Тема: «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил РФ»(7ч.)

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Военнослужащий – специалист владеющий оружием и военной техникой

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим качествам гражданина

Военн Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ РФ, выполняющий требование воинских уставов, приказы командиров и начальников

Как стать офицером Российской армии

Как стать офицером Российской армии (продолжение)

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ

Проведение в 10 классе ежегодных практических занятий на базе воинской части нашего района мобилизует учащихся и способствуют их взрослению, пониманию гражданского долга. Юноши отстранённые по здоровью от просят пройти эту практику, что говорит о важности проведения таких видов занятий.

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) -40 часов

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

Размещение и быт военнослужащих

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

Организация караульной службы\.обязанности часового

Строевая подготовка

Огневая подготовка

Тактическая подготовка

Физическая подготовка

Внеурочная деятельность также играет большую роль в формировании гражданина и патриота. Патриотизм – вещь замечательная. Более того, без любви к родине, к своей земле, своим друзьям и соседям вряд ли можно стать гражданином. Правда, любовь не должна быть слепой. И, наверное, стоит различать любовь к государству, к власти (особенно к существующей) или к правящей партии, и любовь к своему краю, к своей стране, со всеми ее недостатками и трагедиями. Для этого необходимо проводить активно внеурочную работу. Мною проводиться внеурочная деятельность с классным коллективом (6 класс),работа и подготовка школьной команды ОБЖ и ЮИД. Проводиться большая краеведческая работа по различной тематике, актуальность исследований которой не оспорима. Сегодня мы заново учимся относиться к своему прошлому с уважением. История живёт всегда рядом с нами. Местность преображается в наших глазах, если мы узнаём, какие события на ней разыгрались, чьи судьбы решались. Земля, на которой родился и вырос человек, её история и культура, играют большую роль в жизни каждого. Малая родина, Отечество, воспитавшие наших отцов и дедов, передают нам не только память предков, но и наследие, на котором можно взрастить будущее. Поэтому мало говорить о любви к родному краю, надо собирать и сохранять материалы истории своей Малой родины и её жителях, судьбах земляков, о её прошлом и настоящем. Все дальше уходят вглубь страницы истории. Сохранить память о прошлом своей местности для настоящего и будущего поколений, сделать для этого все возможное - наша задача. Практическая значимость исследований. Сегодня все более важное значение приобретает работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое невозможно без образовательно - просветительской деятельности в области истории нашей страны. История Малой родины и людей, проживавших на этой земле, является частью истории нашей страны. Расширение образовательного кругозора учащихся в направлении изучения истории страны, Малой родины, демонстрация неразрывной связи современных отечественных традиций с прошлым, способствуют формированию у учащихся высокой степени гражданско - патриотического сознания. Мы считаем, что наша исследовательская работа имеет большое практическое значение в изучении истории нашего края и жизни земляков. Выводы: 1. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания. 2. Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России. Условия, в которых сегодня находится российское общество. В целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. - Однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей; - нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!