СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Групповая работа как один из методов эффективной организации урока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу в парах я организую как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т. е. на любом этапе урока .Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к таким упражнениям

Просмотр содержимого документа
««Групповая работа как один из методов эффективной организации урока»»








«Групповая работа как один из методов эффективной организации урока»

Начать его хотелось бы слов Льва Семёновича Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия., т.е. работа в группах.

Основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, развитие мышления учащихся.

Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания они открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Задачи групповой формы работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение задач, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

С чего начать организацию групповой работы?

Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах

Работу в парах я организую как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т. е. на любом этапе урока .Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к таким упражнениям.

 Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся.

На уроках для работы в парах использую следующие виды работ:

Русский язык

  • Составление слов по звуковой схеме

  • Составление предложений по схеме

  • Выбор способа проверки орфограмм

  • Деление текста на логические части

  • Работа с деформированным предложением, текстом

На уроках математики применяю работу в парах при счёте предметов При работе над составом числа (Например: У каждой пары листочки с домиками, где живёт какое-то число. Дети в парах заполняют эти домики вместе, или 1-ый заполняет, 2-ой проверяет.)

Математика

Составление и решение задач:

  • К одной схеме на разные темы

  • К разным схемам на одну тему

  • Подобрать к задаче подходящее решение и объяснить

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Можно спросить любую пару.

2. Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, однокоренные слова. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

3. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т.д.

.Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к таким упражнениям


После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.


С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  • Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

  • Учитывать особенности состава группы.

  • Составлять такие задания, справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

  • Распределять роли между участниками группы.

  • Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

  • Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности


Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы

Первый , очень важный этап- объединение учеников в группы. Здесь учитываю очень многие факторы: и эмоционально-положительные отношения друг к другу, и уровень подготовленности каждого, и индивидуальные особенности каждого. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию. Разделить класс на группы можно по предпочтениям, по интересам, по желанию. Главное- быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или пассивные ученики, лидеры, конфликтующие, « сильные» или «слабые.


Следующий этап работы- Формирование правил работы в группе. Групповая работа на уроке будет успешна в том случае, когда будут соблюдаться правила совместной работы в группе. В нашем классе мы вывели пять правил:

  1. Уважительно относиться к друг другу, к мнению других.

  2. Уметь слушать, не перебивать.

  3. Не отвлекаться( смотреть на говорящего)

  4. Уметь уступать друг другу.

  5. Честно( по очереди) распределять обязанности в группе.


Вначале мы не столько решали какие-то учебные задачи, сколько учились работать совместно. Сначала мне приходилось самой осуществлять процесс согласования, назначать ответственного. Постепенно моя роль отходила на второй план, в группах появился такой вариант сотрудничества, как руководитель-подчинённый.

Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Можно использовать следующие роли

Здесь есть много вариантов, например:

  1. Организатор – отвечает за работу в группе в целом;

  2. Спикер-выступает перед классом с готовым решением группы;

  3. Секретарь-записывает высказанные идеи и решения;

  4. Критик-высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

  5. Контролёр- проверяет, все ли поняли, принятое решение

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролёр. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей


Работа в группах может быть использована на разных этапах работы с учебным материалом. Учитель может организовывать в группах на протяжении всего урока или отдельного его этапа. Желательно, чтобы количество детей в группе было не менее 4 -5 человек, чтобы у каждого ребенка была своя роль и возможность высказать и доказать свое мнение. В групповой работе должны присутствовать два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями. Личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Это условие является обязательным: сначала каждый думает и действует сам, затем происходит обмен мнениями и общее обдумывание решения проблем.

Приведу некоторые примеры из своего опыта. Назову несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Описание видов групповой работы.


Пазлы

 Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.  (Н-р. 2 класс окружающий мир Тема урока:» Если  хочешь быть здоров». Каждая группа получает задание: 1 группа – режим дня, 2 – группа как правильно питаться, 3 – группа Правила личной гигиены, 4 группа – как ухаживать за зубами, 5 группа - С. Михалкова «Про девочку»  разыграть стихотворение по ролям


Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор. Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс .Выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение.


  • Игру «Продолжи». Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).


«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно. Общаясь между собой, они включаются в активную мыслительную деятельность по выведению правил.При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

  • Метод «Аквариум»  Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка.

Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга


Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

  • Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • Меняется характер взаимоотношений между детьми;


  • Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!