СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на уроках ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках ОРКСЭ в 4 классе использование разных приёмов групповой работы. Работа с пословицами и поговорками, с притчей. Практическая работа с  таблицей  «Крылатые выражения Библии».

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

Мастер – класс

«Групповая работа на уроках ОРКСЭ»

Разминка « Улыбнитесь»

Здравствуйте, настроимся на приятную работу.

-Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

-Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

Милые коллеги, представьте, что вы дети. Вы на шоколадной фабрике.

- Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая « на вас смотрит», или это не так?

Кажется, что на ваш выбор ничего не влияет, но психологи

утверждают, что мы отдаём предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера.

Я предлагаю вам пройти тест «Узнай о себе, выбрав конфету!»

(Угощение участников конфетами «Ассорти»)

У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, в жизни всё находится под контролем, двигаясь вперед, они часто лишают себя маленьких радостных сюрпризов. Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы. « Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.

Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.

Люди – « Треугольники», настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения –неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.


Выбор прямоугольной формы конфеты говорит о том, что у человека хорошо получается играть роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если кто-то обращается к нему за помощью, он отвлекается, не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным нуждам.

На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха и побед, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.

Те, кто был очарован конфетой овальной формы,  легко находят общий язык с малознакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.

Кому понравилась круглая форма конфет – те находятся в полной гармонии со своим внутренним миром, и как следствие  - и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.

Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у их близких. « Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.

И так у нас получились три группы. Деление на группы должно быть разнообразным, интересным.



Правила работы в группе

  • Говори спокойно и ясно.

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.

  • Говори только по одному.

  • Возражаешь, предлагай!

  • Делай то же самое, если согласен.

  • Проверь работу своего товарища


1. Работа с притчами. (В группах)

Прочитайте притчу.

В чем заключается смысл притчи?

1 группа.

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!


Согласитесь, что совесть –это самое главное моральное качество в человеке


1. Работа с притчами. (В группах)

Прочитайте притчу.

В чем заключается смысл притчи?

2 группа.

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос внутри человека.


1. Работа с притчами. (В группах)

Прочитайте притчу.

В чем заключается смысл притчи?

3 группа.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.


Иносказательные рассказы несут важный воспитательный аспект, поэтому необходимо подобрать тот, который подойдет детям. Будет не только интересным и познавательным, но и заставит размышлять, совершать обдуманные поступки. Предлагаемая притча о совести полностью соответствует этим требованиям.

2. Собери пословицу, объясни её значение

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.


3. Скажите, пожалуйста, по каким модулям работаете Вы?

Практичекая работа по модулю « Основы православной культуры».

Таблица «Крылатые выражения Библии»

Крылатое выражение

Краткое значение

В какой части Библии о нём идёт речь?

Блудный сын

Раскаявшийся в своих заблудившийся человек


Новый Завет

Вавилонское столпотворение

Беспорядок, суматоха 



Ветхий Завет 

Суд Соломона

Мудрый и скорый суд 



Ветхий Завет 


4. «Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Система оценки знаний по вводимому курсу образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»)

Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.).

ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ


1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное, действие.

2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

3-е правило. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий — задач, показывающих овладение отдельным умением, — ставится своя отдельная оценка.

4-е правило. Где фиксировать результаты? Оценки (и их часть) выставляются в таблицу (в рабочую тетрадь педагога).

5-е правило. Когда ставить отметку? За проект в конце изучения ОРКСЭ по чтению или окружающему миру.

6-е правило. По какой шкале оценивать? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

Необходимый уровень — решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень — решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необязательный максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Как оценивать учащихся, мы затронем на следующих занятиях.

5. Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта.

6. Игра «Солнышко»

Другом может быть кто угодно, но друг, должен быть настоящий. А что значит настоящий друг?

Выберите и запишите на лепестках по одному самому важному на ваш взгляд качеству.

У нас с вами есть солнышко, но у него нет лучиков. Давайте на лучиках запишем то качество, которым бы вы хотели, чтобы обладал ваш настоящий друг.

На каждое достижение все хором говорим: «Это здорово!»

7.Прощание

Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая на семинаре начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.