СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая технология и её результативность на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая технология и ее результативность на уроках русского языка и литературы 

Просмотр содержимого документа
«Групповая технология и её результативность на уроках русского языка»

«Групповая технология и её результативность на уроках русского языка»



В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, то есть развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Если коротко сформулировать задачу, которую обучающийся должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Задачей школы сегодня является воспитание личности, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

А это значит, что коммуникативная компетентность является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более активным в плане общения, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Результатами  по новым образовательным стандартам теперь являются не только предметные, познавательные, регулятивные, но и коммуникативные УУД.

Совершенно очевидно, что перед нами два аспекта проявления коммуникативности. Первый: выпускник школы – коммуникативно-ориентированная личность. И второй: комфортные условия общения, учебный диалог на уроках, т.е. приобретение коммуникативного опыта на практике.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках русского языка является, на мой взгляд, организация  групповой деятельности, где обучающийся вооружается навыками самостоятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения. Именно в групповой деятельности обучающийся учится спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

В настоящее время особенно важной становится задача преемственности в период перехода обучающихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение способов формирования коммуникативных УУД является бесспорной необходимостью.

Исходя из этого, была сформулирована цель работы: показать организацию групповой деятельности обучающихся на уроках русского языка как способ формирования коммуникативных умений.

При этом наиболее полное раскрытие темы опыта предполагает решение следующих педагогических задач:

- выявление специфики групповой деятельности при формировании коммуникативных умений на уроках русского языка;.

- подбор дидактического материала для реализации групповой деятельности при формировании коммуникативных умений на уроках русского языка;

- подтверждение результативности работы учителя русского языка по формированию коммуникативных умений школьников.

 

  Очевидны большие плюсы в использовании групповой работы на уроках для формирования коммуникативных умений: дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию умения полно и точно выражать свою мысль, отрабатываются навыки владения монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удается реализовать  две основные функции в диалоговом  режиме: решение учебных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Здесь очень важен эмоциональный климат микрогруппы и желание и возможность членов группы поддерживать друг друга. Поэтому учитель должен уделить пристальное внимание составу группы.

Применение этой формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем обучающимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы обучающихся. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Труд на уроке носит общественно полезный характер, ведь ближайшая цель каждого ученика – не только учиться самому, но и уметь научить других. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.

Каждая группа представляет собой круг. Таким образом, создается единая плоскость общения. Возникает прямой зрительный контакт. Обычно вопрос о том, что изменилось после того, как все сели в круг, обучающиеся отвечают:

 - Мы все стали ближе друг к другу.

 - Стал виден каждый.

 - Появилось желание говорить искренне.

Главными особенностями организации групповой работы обучающихся на уроке русского языка является следующее:

- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач в течение данного урока;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами обучающихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы обучающихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней обучающемуся как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы выглядит следующим образом.

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

     уточнения, обобщения).

е) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной

     задачи.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.

       Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

 по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между обучающимися сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится обучающийся, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым обучающимся. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Желательно вместе с обучающимися установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Используя групповую работу на уроках регулярно, вы поможете детям научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем можно будет просто предложить ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, особенно в период перехода из младшего звена в среднее, пожалуй, является работа в парах. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

При работе парами обучающиеся приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Обучающийся может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные обучающиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными обучающимися, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

Работа в парах может быть использована, например, при взаимопроверке, взаимодиктанте и т.д.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач.

Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между обучающимися (они выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого обучающимися осуществляется самими детьми внутри группы.

Каким же образом можно организовать работу в группе?

«Мозговой штурм» используется для стимуляции высказываний обучающихся по теме или вопросу. Группа обучающихся обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным обучающимся на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для этого время.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности обучающихся под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать обучающимся возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес обучающихся к проблеме.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения обучающихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу. 

Интересно и полезно провести накануне итогового диктанта по изученной теме групповую работу над ошибками. Можно предложить обучающимся сделать дома анализ своих ошибок, допущенных в тетрадях во время изучения темы. Основой анализа становятся уже сделанные работы над ошибками. Собравшись на уроке в группу, обучающиеся обмениваются своими работами, классифицируют часто встречающиеся ошибки, вспоминают орфограммы. Затем представитель группы выступает перед классом. Выводы группы фиксируются на доске. Учитель организует обобщение, можно составить или вспомнить алгоритм действий по предупреждению подобных ошибок. Затем даётся практическое задание (одно на все группы или разное, в зависимости от характера ошибок), которое выполняется и оценивается в группах. Такая работа не только обучает учеников планировать учебное сотрудничество (коммуникативные УУД), но и формирует умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки (регулятивные УУД).

Использование такой формы групповой работы способствует формированию целого ряда познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, подведение под понятие, структурирование знаний); регулятивных (контроль, коррекция, оценка), коммуникативных (умение полно и точно выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической речью, организация учебного сотрудничества) умений.

В системе различных форм групповой деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Обучающиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ обучающихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым обучающимся, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному.

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать задания:

-    которые требуют выполнения большого объема работы;

- которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

-  на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Обучающиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими обучающимися.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые обучающимися могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое целое. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый обучающийся работал. Молчание обучающегося равносильно его отсутствию. Оно меняет атмосферу внутри группы, а сам ученик теряет некий опыт общения. Может ли случиться так, что на открытый рассказ педагога группа не ответит тем же, а напротив, выразит недоверие, закроется? Может. И причину этого надо искать либо в какой-то неискренности в рассказе учителя, либо в неготовности группы к подобному уровню общения.

 В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого. Обучающиеся учатся в этом случае также искать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый обучающийся имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными регулятивными универсальными учебными действиями, как постановка целей, контроль, оценка. 

 

Результативность технологии

  Овладение коммуникативными умениями способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Работа в группе помогает обучающемуся осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Таким образом, даже краткий обзор видов групповой работы на уроках русского языка позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, при использовании групповой работы происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.

В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

• Обучающиеся получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;

• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

• Сплоченность класса возрастает;

• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

• Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.

• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.



































 





 

Использованная литература

 

1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.

2. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов.– «РЯШ»,1999, №5, с.3

3. Коротаева Е.В. Обучение, погруженное в общение.- «РЯШ», 1997, №2, с.3

4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!