СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков б - п"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия. Класс ЗПР (ОВЗ). 1 класс второго года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков б - п"»

  1. Класс 1(2)

  2. Тип урока: подгрупповое логопедическое занятие.

  3. Тема урока: «Дифференциация звуков б-п»

  4. Задачи урока:

Ученик научится: дифференцировать звуки б-п, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Ученик получит возможность научиться:

  • дифференцировать звуки б-п по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

  • расширить словарный запас путем словообразования.

Метапредметные результаты:

  • развитие орфографической зоркости.

Личностные результаты:

соблюдение преемственности в работе с учителем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы работы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Определение темы и задач занятия

– С сегодня к нам  на занятие пришли гости, а кто пришёл, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

На лугу опять пасется. Стадо мимо пронесется. Шерсть кудрявая, большая, Теплая, смешная лишь такая. Рожки есть уж точно у него, Постоит лишь за себя он так легко. Видим снова тут и там, Дети, это же… (Баран).

– Правильно, это баран, но баран пришёл не один, послушайте следующую загадку:

Белый ворот, чёрный фрак. Кто забрёл в наш зоопарк? Это житель южных льдин называемый, …(Пингвин)

– Вместе с бараном пришёл и пингвин к нам на занятие. 
– Назовите, какой звук стоит в начале слова баран? А в начале слова пингвин?
– Кто догадался, какая тема нашего урока?
– Тема нашего урока: "Звуки "б-п", Буквы Б, П". 
– Сегодня на уроке мы научимся с вами различать звуки "б-п", вспомним как пишутся буквы Б,П.

Слушают логопеда.  Отгадывают загадки. 

На слайде изображения животных барана и пингвина.
Звук "Б". "Звук "П".

2. Мотивация

– Ребята, скажите, что любит есть баран? А пингвин?
Барашек и пингвин приготовили для вас много разных и интересных заданий, за выполнение которых, вы будете получать от них жетоны-травинки и жетоны-рыбки, а в конце занятия вы подсчитаете свои жетоны и оцените свою деятельность по следующим критериям:

10 жетонов – "5",
8 жетонов – "4",
6 жетонов – "3",
4 жетона – "2".

– Трава, солома.
– Рыбу.

3. Дыхательная гимнастика


4. Артикуляционная гимнастика

Сейчас какое время года? Какое зимой главное новогоднее дерево?



Итак, пингвин приготовил для вас гимнастику, он считает, что  для того чтобы произносить все звуки правильно, нужно выполнять  упражнения для губ и языка.

Упражнения для губ:

Рыбка

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

(Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5).


Бублик

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

(Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5).


Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Улыбка-Хоботок

Для языка:

Иголочка

Язык иголочкой тяну,
Не подходи! Я уколю!

Горка

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Киска сердится

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Сделайте вдох через нос.

Сделайте вдох. А на выдохе произнесите «У ёлки иголки колки!»



Выполняют упражнения по инструкции логопеда.

5. Анализ артикуляции звуков

– Следующее задание "Расскажи о звуках" для вас приготовил барашек. 
Она хочет проверить вас, знаете ли вы, как произносятся звуки "б-п". Знаете ребята? Давайте расскажем барашку, когда мы произносим звук "п", наши губы сомкнуты.

Аналогично дается анализ артикуляции звука "б".

– Ребята, скажите, что общего в произношении звуков? А чем эти звуки отличаются? 
– Молодцы, ребята, пингвину понравились ваши ответы, поэтому она раздает вам жетоны-рыбки.

– Когда мы произносим звук "б" наши губы смыкаются, напрягаются и «выталкивают» звук.


– Отличаются тем, что когда мы произносим звук "П" голосовые связки не работают, а когда мы произносим звук "Б" – работают.

6. Характеристика звуков по опорной схеме.

– Посмотрите на схему, которую подготовил барашек. 
– Скажите, звук "П" – гласный или согласный? твердый или мягкий? звонкий или глухой?
(Звук "Б" разбирается аналогично по схеме).
– Вы правильно рассказали о звуках, поэтому барашек раздает вам жетоны – травинки.

– Звук "П"– согласный, твердый, глухой.
Звук "Б" – согласный, твердый, звонкий.

7. Закрепление звуков в изолированном виде.

– Пингвин приготовил для вас картинки, скажите, что это? Когда пар из кастрюли выходит отрывисто, какой будет звук? – Произнесите звук "П" прерывисто.
– Посмотрите на следующую картинку, что это? Какой звук издает барабан?
– Пингвину нравится как вы произносите звуки, за это вы получаете от неё жетоны.

– Вода в кастрюле кипит П-П-П-П. ПППППП.
– Барабан барабанит. ББББББ.

8. Дифференциация букв Б – П.

– Пингвин приготовил для вас буквы. Скажите, что за буква изображена на слайде? (П)

Букву П в спортивном зале

Перекладиной называли

Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди, да подтянись!


На эту букву посмотри,
Она похожа на бочонок.

Буква «Б» проснется рано,

Буква «Б» - бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!


– Ребята, посмотрите как пишется буква П заглавная, буква  с строчная. Скажите, сколько элементов в букве П?
– Посмотрите как пишется буква Б заглавная, буква б – строчная. В какую сторону смотрит буква?

– Ребята, теперь по очереди, напишите пальцем буквы П, Б на спине соседа по парте. У кого будут писать буквы, должны отгадать, какую букву написали. 
– Теперь возьмите верёвочки, первый ряд выкладывает из этой веревочки букву П, второй ряд – букву Б. Молодцы ребята!
– А сейчас ребята, мы запишем буквы П, Б в тетради, но прежде чем записать эти буквы, мы сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши пальцы.

Упражнение с "СУ- ДЖОК"

– В ручку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём



– Возьмите ручки, откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, спинку держим прямо, пишем строчку буквы П,п строчку, буквы Б, б.
– Барашку понравилось, как вы написали буквы, и за это он раздает вам жетоны  и предлагает вам отдохнуть.

– Буква П. Она похожа на перекладину и два столбика.

 

 

 

– Буква Б.
– По очереди пишут друг другу на спине буквы Б,П. Выкладывают буквы из ниток.

 

 

 

Повторяют движения за логопедом.

 

 

 

Записывают буквы в тетрадь.

9. Физкультминутка

Пингвины

Повторяют движения за логопедом (ИНТЕРАКТИВНАЯ)

10. Развитие фонематического слуха

– Собачка предлагает вам поиграть в игру "Поймай звук". 
– У вас на парте лежат карточки с буквами, сейчас я буду произносить звуки, а вы если услышите звук «П» – поднимите карточку с буквой П, а если услышите звук «Б», поднимите карточку с буквой Б. Слушайте внимательно.
– Тем ребятам, которые поймали все звуки и обозначили их буквами, пингвин раздает жетоны-рыбки.

-Назовите слог, который повторяется два раза


– Определяют наличие звуков, обозначают их буквами.










Ба-па-ба, ба-па-па-пы, бо-бо-по и т.д.


11. Дифференциация звуков и букв  в слогах, словах.

– Барашек предлагает поиграть вам в игру "Доскажи словечко".
– На слайде будут появляться слоги, вам нужно будет выбрать к этому слогу, слог БА или ПА, и произнести слово, которое получиться.

Шу.., из…, тру…, …рус, шля…, тро…


– Сделаем с вами разбор этих слов ШУБА  и ТРОПА
– Какое правило вы знаете? Назовите первый звук в этом слове, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите второй звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите третий звук в этом слове, это гласный или согласный, твердый или мягкий,  фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите четвертый звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Какой наш звук, над которым мы работаем сегодня на занятии, встречается в этом слове? 
(Аналогично разбирается слово ТРОПА).
– Ребята, следующее задание для вас приготовили наши гости, называется оно "Рассели животных".
– Скажите, пингвин это, какое животное? А баран? Сейчас на слайде будут появляться картинки с животными, вам нужно будет назвать это животное, определить есть ли в их названиях звуки "б-п", сказать, где находятся эти звуки: в начале, в середине, в конце слова; и определить, к кому в группу пойдет это животное. 
Слова: бизон, пингвин, бурундук, собака, зебра, черепаха.

 

 

– Шуба, изба, труба, парус, шляпа, тропа.

– В слове ШУБА – 2 слога, 2 гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Звук "Ш" – согласный, твердый, обозначим его фишкой синего цвета.
Звук "У" – гласный, обозначим фишкой красного цвета.
Звук "Б" – согласный, твердый, обозначим фишкой синего цвета.
Звук "А" – гласный, обозначим фишкой красного цвета.

– Собака – это домашнее животное, заяц – дикое.

12. Итог урока

– Какие звуки мы учились с вами различать? Что общего в произношении этих звуков? Чем они отличаются?

Отвечают на вопросы.

13. Рефлексия

– Подсчитайте жетоны и оцените свою работу.
– Попрощайтесь с нашими гостями. Спасибо за урок! Всего доброго!

Подсчитывают количество жетонов и оценивают свою работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!