соблюдение преемственности в работе с учителем.
Этапы работы | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Определение темы и задач занятия | – С сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто пришёл, вы узнаете, когда отгадаете загадки. На лугу опять пасется. Стадо мимо пронесется. Шерсть кудрявая, большая, Теплая, смешная лишь такая. Рожки есть уж точно у него, Постоит лишь за себя он так легко. Видим снова тут и там, Дети, это же… (Баран). – Правильно, это баран, но баран пришёл не один, послушайте следующую загадку: Белый ворот, чёрный фрак. Кто забрёл в наш зоопарк? Это житель южных льдин называемый, …(Пингвин) – Вместе с бараном пришёл и пингвин к нам на занятие. – Назовите, какой звук стоит в начале слова баран? А в начале слова пингвин? – Кто догадался, какая тема нашего урока? – Тема нашего урока: "Звуки "б-п", Буквы Б, П". – Сегодня на уроке мы научимся с вами различать звуки "б-п", вспомним как пишутся буквы Б,П. | Слушают логопеда. Отгадывают загадки. На слайде изображения животных барана и пингвина. Звук "Б". "Звук "П". |
2. Мотивация | – Ребята, скажите, что любит есть баран? А пингвин? Барашек и пингвин приготовили для вас много разных и интересных заданий, за выполнение которых, вы будете получать от них жетоны-травинки и жетоны-рыбки, а в конце занятия вы подсчитаете свои жетоны и оцените свою деятельность по следующим критериям: 10 жетонов – "5", 8 жетонов – "4", 6 жетонов – "3", 4 жетона – "2". | – Трава, солома. – Рыбу. |
3. Дыхательная гимнастика 4. Артикуляционная гимнастика | Сейчас какое время года? Какое зимой главное новогоднее дерево? Итак, пингвин приготовил для вас гимнастику, он считает, что для того чтобы произносить все звуки правильно, нужно выполнять упражнения для губ и языка. Упражнения для губ: Рыбка Открывает рыба рот, Да не слышно, что поет. (Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5). Бублик Бублик мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Бублик надо удержать. (Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5). Подражаю я слону — губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю. Улыбка-Хоботок Для языка: Иголочка Язык иголочкой тяну, Не подходи! Я уколю! Горка Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз! Киска сердится Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко – Поцарапать может киска! | Сделайте вдох через нос. Сделайте вдох. А на выдохе произнесите «У ёлки иголки колки!» Выполняют упражнения по инструкции логопеда. |
5. Анализ артикуляции звуков | – Следующее задание "Расскажи о звуках" для вас приготовил барашек. Она хочет проверить вас, знаете ли вы, как произносятся звуки "б-п". Знаете ребята? Давайте расскажем барашку, когда мы произносим звук "п", наши губы сомкнуты. Аналогично дается анализ артикуляции звука "б". – Ребята, скажите, что общего в произношении звуков? А чем эти звуки отличаются? – Молодцы, ребята, пингвину понравились ваши ответы, поэтому она раздает вам жетоны-рыбки. | – Когда мы произносим звук "б" наши губы смыкаются, напрягаются и «выталкивают» звук. – Отличаются тем, что когда мы произносим звук "П" голосовые связки не работают, а когда мы произносим звук "Б" – работают. |
6. Характеристика звуков по опорной схеме. | – Посмотрите на схему, которую подготовил барашек. – Скажите, звук "П" – гласный или согласный? твердый или мягкий? звонкий или глухой? (Звук "Б" разбирается аналогично по схеме). – Вы правильно рассказали о звуках, поэтому барашек раздает вам жетоны – травинки. | – Звук "П"– согласный, твердый, глухой. Звук "Б" – согласный, твердый, звонкий. |
7. Закрепление звуков в изолированном виде. | – Пингвин приготовил для вас картинки, скажите, что это? Когда пар из кастрюли выходит отрывисто, какой будет звук? – Произнесите звук "П" прерывисто. – Посмотрите на следующую картинку, что это? Какой звук издает барабан? – Пингвину нравится как вы произносите звуки, за это вы получаете от неё жетоны. | – Вода в кастрюле кипит П-П-П-П. ПППППП. – Барабан барабанит. ББББББ. |
8. Дифференциация букв Б – П. | – Пингвин приготовил для вас буквы. Скажите, что за буква изображена на слайде? (П) Букву П в спортивном зале Перекладиной называли Ну-ка, милый, не ленись – Подойди, да подтянись! На эту букву посмотри, Она похожа на бочонок. Буква «Б» проснется рано, Буква «Б» - бочонок с краном. Умывайся, будь здоров, Богатырь Борис Бобров! – Ребята, посмотрите как пишется буква П заглавная, буква с строчная. Скажите, сколько элементов в букве П? – Посмотрите как пишется буква Б заглавная, буква б – строчная. В какую сторону смотрит буква? – Ребята, теперь по очереди, напишите пальцем буквы П, Б на спине соседа по парте. У кого будут писать буквы, должны отгадать, какую букву написали. – Теперь возьмите верёвочки, первый ряд выкладывает из этой веревочки букву П, второй ряд – букву Б. Молодцы ребята! – А сейчас ребята, мы запишем буквы П, Б в тетради, но прежде чем записать эти буквы, мы сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши пальцы. Упражнение с "СУ- ДЖОК" – В ручку правую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом) В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом) Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, Заниматься мы начнём – Возьмите ручки, откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, спинку держим прямо, пишем строчку буквы П,п строчку, буквы Б, б. – Барашку понравилось, как вы написали буквы, и за это он раздает вам жетоны и предлагает вам отдохнуть. | – Буква П. Она похожа на перекладину и два столбика. – Буква Б. – По очереди пишут друг другу на спине буквы Б,П. Выкладывают буквы из ниток. Повторяют движения за логопедом. Записывают буквы в тетрадь. |
9. Физкультминутка | Пингвины | Повторяют движения за логопедом (ИНТЕРАКТИВНАЯ) |
10. Развитие фонематического слуха | – Собачка предлагает вам поиграть в игру "Поймай звук". – У вас на парте лежат карточки с буквами, сейчас я буду произносить звуки, а вы если услышите звук «П» – поднимите карточку с буквой П, а если услышите звук «Б», поднимите карточку с буквой Б. Слушайте внимательно. – Тем ребятам, которые поймали все звуки и обозначили их буквами, пингвин раздает жетоны-рыбки. -Назовите слог, который повторяется два раза | – Определяют наличие звуков, обозначают их буквами. Ба-па-ба, ба-па-па-пы, бо-бо-по и т.д. |
11. Дифференциация звуков и букв в слогах, словах. | – Барашек предлагает поиграть вам в игру "Доскажи словечко". – На слайде будут появляться слоги, вам нужно будет выбрать к этому слогу, слог БА или ПА, и произнести слово, которое получиться. Шу.., из…, тру…, …рус, шля…, тро… – Сделаем с вами разбор этих слов ШУБА и ТРОПА – Какое правило вы знаете? Назовите первый звук в этом слове, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите второй звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите третий звук в этом слове, это гласный или согласный, твердый или мягкий, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите четвертый звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Какой наш звук, над которым мы работаем сегодня на занятии, встречается в этом слове? (Аналогично разбирается слово ТРОПА). – Ребята, следующее задание для вас приготовили наши гости, называется оно "Рассели животных". – Скажите, пингвин это, какое животное? А баран? Сейчас на слайде будут появляться картинки с животными, вам нужно будет назвать это животное, определить есть ли в их названиях звуки "б-п", сказать, где находятся эти звуки: в начале, в середине, в конце слова; и определить, к кому в группу пойдет это животное. Слова: бизон, пингвин, бурундук, собака, зебра, черепаха. | – Шуба, изба, труба, парус, шляпа, тропа. – В слове ШУБА – 2 слога, 2 гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Звук "Ш" – согласный, твердый, обозначим его фишкой синего цвета. Звук "У" – гласный, обозначим фишкой красного цвета. Звук "Б" – согласный, твердый, обозначим фишкой синего цвета. Звук "А" – гласный, обозначим фишкой красного цвета. – Собака – это домашнее животное, заяц – дикое. |
12. Итог урока | – Какие звуки мы учились с вами различать? Что общего в произношении этих звуков? Чем они отличаются? | Отвечают на вопросы. |
13. Рефлексия | – Подсчитайте жетоны и оцените свою работу. – Попрощайтесь с нашими гостями. Спасибо за урок! Всего доброго! | Подсчитывают количество жетонов и оценивают свою работу. |