Тема: Звук и буква Ж
Цель: Формирование умения дифференцировать звук (Ж) среди других согласных, находить его в словах (в начале, в середине, в конце).
Задачи:
Образовательные: вырабатывать умение выделять звук (ж) в потоке звуков, формировать навык дифференциации звука (ж) от других звуков; научить отличать букву (ж) от других букв.
Коррекционно-развивающие: развивать фонетический слух и фонематическое восприятие, развивать словесную и зрительную память, произвольное внимание, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка, развитие умения слушать друг друга, уважать мнение другого.
Ход занятия
Организационный момент
Ребята, давайте вспомним правила работы на занятие:
- мы должны внимательно слушать друг друга, не перебивать (если один говорит, другие слушают);
- уважать мнение одноклассников;
- свое несогласие высказывать вежливо;
- если что-то непонятно, поднять руку и переспросить.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дыхательные упражнения
4. Сообщение темы и цели занятия
- Ребята вам уже знакома эта буква?
- Какой звук она дает?
- Правильно
- Мы сегодня с вами должны научиться слышать и отличать звук (Ж) от других звуков, находить его в словах и запомнить как можно больше слов со звуком (Ж).
5. Знакомство со звуком (Ж), дифференциация
- А что вы уже знаете про звук (Ж)? Какой он гласный или согласный?
Звонкий или глухой?
- Когда мы произносим звук (Ж) губы вытягиваются в хоботок, язычок поднимается вверх «чашечкой» и работает наш голосок.
- Ребята, а кто умеет жужжать?
- Верно, так жужжит жук.
- Давайте потренируемся произносить звук (Ж).
Вы будите по очереди повторять за мной чистоговорки:
ЖА, ЖА, ЖА – мы увидели ежа
ЖУ,ЖУ,ЖУ – я на улицу хожу
ЖИ, ЖИ, ЖИ – в море плавали моржи.
ЖО, ЖО, ЖО – как на улице свежо
- А теперь мы поиграем в игру «Поймай звук»
Я буду произносить разные звуки, если вы услышите звук (Ж) хлопните в ладоши: М-Ж-Т-Ж-Д-Б-Ж-Ш-Ч-Щ-З-Ж
А теперь ловим звук в слогах: ЖУ-КА-ША-ЖА-ЗЫ-ЦО-ЖО-ШУ-ЖИ
Ловим звук в словах: ЛЫЖИ, ЗАМОК, ЛУЖА, ЖУРАВЛЬ, ЭТАЖИ, САША, САЖА, ЗИМА, ПЛЯЖИ, ЛУК, ЖУК, ЛОПАТА, СОРОКА, ЖАРА
- Следующая игра называется «Доскажи словечко» со звуком (Ж)
1. Дети зимой катаются на санках и на …….
2. Осенью на дорогах бывает грязь и …….
3. Над цветком летает и жужжит …….
4. Летом ребята загорают на …….
- Упражнение «Звуковая решетка»
Подведение итогов занятия
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какие слова со звуком (Ж) вы запомнили?
- Что понравилось на занятии?