Групповой тренинг «Родительская эффективность»
Занятие: «Я – родитель»
Задачи занятия:
Формирование доверительных отношений.
Осознание родительской позиции и целей воспитания.
Структура занятия:
Приветствие «Знакомство руками».
Упражнение «Пантомима».
Групповая работа «Цели воспитания».
Упражнение «Родитель-ребенок».
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Возрастная регрессия».
Упражнение «Диалог сторон моего Я».
Домашнее задание.
Рефлексия занятия.
Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по количеству пар участников.
Ход занятия
Приветствие. «Знакомство руками».
Участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт.
Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребенком.
Упражнение «Пантомима».
Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.
Работа в парах «Цели воспитания».
Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.
Каковы цели вашего воспитания?
Каким своего ребенка вы хотите видеть?
Что значит быть хорошим родителем и как им быть?
Упражнение «Родитель-ребенок».
Инструкция: договоритесь, кто из вас будет – А, а кто – Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это – позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б. попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут.
Обсуждение упражнения:
Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
В какой роли вам было комфортнее?
Какие сложности вызвало данное упражнение?
Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель взаимодействия «взрослый-ребенок».
Упражнение «Возрастная регрессия».
Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:
- Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает капля крови.
- Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.
- Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.
- Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
- Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.
Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями.
Упражнение «Диалог сторон моего Я».
В центре круга ставится два стула.
Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке два противоположных начала и он не может разумно объединить их – преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний…
На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов – подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).
Групповое обсуждение:
Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?
В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?
Какие выводы вы сделали для самих себя?
Домашнее задание.
Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.
Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как часто хвалите и за что?
Рефлексия занятия.