ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
в номинации: исторические науки
Название работы:
«Групповые формы работы на уроках истории».
Выполнила: Молодыка В. В.
учитель истории
в гимназии
села Кириет- Лунга
Чадыр- Лунгского района
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога.
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость имеет именно форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и практике приняты в основном три таких формы:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Групповая.
Групповая форма организации учебной работы учащихся.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Групповая форма несёт в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и практикумов.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Выбирая формы работы на уроке (индивидуальную, парную, групповую с общей беседой), необходимо иметь в виду, что само занятие, типы и формы его проведения должны быть посильными для учащихся.
Признаками групповой работы учащихся на уроке являются: деление класса на группы для решения учебных задач, получение каждой группой определенного задания (либо одинакового, либо дифференцированного) и выполнение его сообща под непосредственным руководством лидера или консультанта группы или учителя. Выполнение заданий происходит так, чтобы можно было оценить индивидуальный вклад в общий результат каждого члена группы, непостоянство состава групп, что необходимо для гибкой дифференциации учеников, когда через сам подбор групп с максимальной эффективностью реализовываются учебные возможности каждого ученика. Сочетание форм самостоятельной, индивидуальной и групповой работы на уроке позволяет добиваться высокой познавательной активности учащихся.
Работа на уроке станет подлинно групповой при соблюдении следующих условий: наличие предмета для коллективной деятельности и, прежде всего, теоретического материала, который требует анализа, исследования, доказательства; сформированности у учащихся достаточного уровня развития игровых форм деятельности, освоение ими правил и норм поведения в игровой ситуации, которые должны быть достигнуты в предшествующих периодах психологического развития детей, добровольность формирования группы.
Чтобы научить детей групповой работе, желательно проводить её в определенной последовательности. Сначала идёт обучение работе в парах, организуется взаимоопрос. Возможна также работа с карточками по проверке дат и событий, когда один ученик подбирает дату, другой - соответствующее историческое событие:
или соотносят людей и события:
Обучение продолжается при организации работы с текстом. К таким приёмам можно отнести: составление плана текста учебника, опорных схем, аннотации, рассказа по разрозненным абзацам, выделение ключевых слов.
После парной работы можно перейти к обучению работе в малых группах. Прежде всего, необходимо уяснение детьми принципа: результат работы группы зависит от результата работы и ответственности каждого ученика. Например, на уроке истории даётся задание: «Прочитать часть текста (общий текст при этом разделён на части) вслух по очереди». Остальные участники группы внимательно слушают. Далее группа получает задание: « По смыслу соедини части текста так, чтобы получился связный рассказ». Потом идёт представление результата работы группами. Например, на уроке по теме «Ледовое побоище» группы получали задание - рассказать сообщение:
I группа
- Воины были вооружены копьями, мечами, луками, топорами.
- Рыцарь, выбитый из седла, становился малоподвижным.
- Рыцарская броня или латы – это кованый стальной панцирь, целиком закрававший тело и защищавший от ударов копий, мечей и стрел.
- Неудобство лат было в их большой тяжести – они весили 50 килограммов.
II группа
- Воины были вооружены копьями, атрибутами, мечами, топорами.
- Доспе6хи русских воинов состояли из кольчуги и кольчужных перчаток.
- Голову защищал стальной шлем и забрало.
- Кольчуга весила от 9 до 16 килограммов.
III группа
- Впереди и по бокам клина находились закованные в железо рыцари на конях, а внутри стояли пешие воины.
- Пешие воины преследовали бегущих.
- Обычно немецкие рыцари строились клином – с каждым рядом количество воинов увеличивалось.
- Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство воинов.
IV группа
- Вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней.
- Вражеское войско уткнулось в берег.
-Войско крестоносцев вступило на лёд Чудского озера.
- Рыцари пробили передний строй русских воинов, разбили срединный полк.
V группа
- Оставшиеся в живых спасались бегством.
- Лёд, не выдержав тяжести воинов, начал трещать и ломаться.
- Рыцари оказались в окружении.
- Александр Невский даёт знак – вступить в сражение основным полкам.
Группы рассказывают текст, расставив предложения в нужном порядке и дают название рассказу.
В малой группе происходит обучение принципам работы – например, через активизацию внимания группы на сам процесс работы. В ходе беседы учитель выясняет с детьми: как получилось, что в группе работали не все? Каковы преимущества и недостатки групповой работы? Что нужно изменить в работе группы, чтобы каждый её участник вносил свой вклад в общий результат? Предлагаем выполнить работу ещё раз, но по-другому; каждый ли участник теперь работает? Достигнут ли положительный результат?
В процессе групповой работы происходит обучение участников внутрикомандным ролям и процессу взаимодействия учеников. Под руководством учителя дети совместно вырабатывают правила работы в группах.
Использование групповой работы на первых порах применяется, прежде всего, для обобщения пройденного материала. Затем возможно изучение нового материала в группах.
План урока с применением групповой работы:
1. Предварительная работа:
а) Словарная работа по теме в виде «разминки», суть которой в том, что учитель называет термин или понятие (из словарика слов к теме учебника), а ученики раскрывают значение слова или же по значению слова дают его определение.
б) Работа с ключевыми словами текста и схематичный показ связей между ними.
2. Групповая работа и её этапы.
а) Представление названия темы и задания участником группы. Возможные варианты: решение ребусов, кроссвордов, отгадывание загадок и т. д.
б) По мере необходимости может быть оказана помощь (либо учителем, либо предварительно подготовленным к этому учеником с яркими лидерскими качествами) по организации работы в малых группах.
в) «Защита» выполненного задания, когда участник группы или каждый из участников рассказывают содержание работы группы. При этом дают ответы на вопросы: как проходила работа в группе? Что было сначала? Что потом? Каков результат работы группы?
г) Вопросы учителя: что вам понравилось? Что хотелось добавить? Все ли работали?
д) Для оценки выступления группы проводится сбор мнений учеников и выработка коллективного суждения. Возможна при этом и работа в тетрадях, например, запись краткой схемы отчёта о работе группы.
е) Развивающие вопросы участникам групповой работы, заставляющие задуматься над новым объемом информации.
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Для работы по проблемным вопросам-заданиям можно использовать форму работы в группах, где ученики, обсуждая друг с другом варианты решения, учатся быть собеседниками. Групповая работа может применяться на разных этапах урока. Задания для неё могут быть разными. Это:
1. Словарные игры, например, «Угадай слово», где надо дать толкование предложенному термину, «Эрудит» (разновидность предыдущей игры, по толкованию надо определить термин), «Цепочка» (на этапе проверки домашнего задания дети предлагают термины друг другу для толкования)
2. Решение и составление ребусов, кроссвордов:
По горизонтали:
1. Так человек называет место, где он родился и вырос.
2. Наука о прошлом человечества.
3. Глава государства, избранный народом.
4. Один из символов государства – полотнище определенной расцветки.
5. Один из символов государства, его эмблема.
6. Так называется наша страна.
7. Основной закон государства.
8. Промежуток времени в сто лет.
9. Обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством.
По вертикали:
10. Механизм управления обществом в какой-либо стране.
3. Подготовка вопросов для класса по изученной теме.
4. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица может быть использована на любом этапе урока. Если мы пользуемся этим приёмом в начале урока, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Выделяется шесть типов вопросов:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. 2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. 3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей. 4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» 6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили в этом случае?»
Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к тексту (на любом этапе работы). 5. «Корзина» идей, понятий, имён…
Это приём организации групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты)
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
7. «Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
8. Логическая цепочка.
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Дополнительные творческие задания:
1. В рабочей тетради.
2. Составление исторических портретов (словесных). Например, «Иван Грозный-царь всея Руси», «Исторический портрет Петра Великого», «Императрица Екатерина Великая».
3. Сочинение, например, «Как я понимаю слово Русь», «История герба», «Россия сегодня и завтра».
4. Подготовка мини-сообщений по конкретным темам.
Можно проводить уроки-соревнования, где одна группа – ряд учащихся. Класс делится на три команды, так как в классе три ряда парт. Каждая команда избирает себе капитана. Каждому уроку предшествовала тщательная подготовка: 20-30 вопросов, направленных на более полную проработку темы и усвоение материала.
Вопросы по возможности ставятся в проблемном ключе, иногда каверзные, заставляющие думать, анализировать учебный материал, делающие его более интересным и привлекательным. Правила урока просты и понятны. За каждый правильный ответ группа-команда получает баллы. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и наберёт таким образом большую сумму баллов. Путь к победе очевиден: надо как можно лучше подготовиться к уроку дома, проработать учебный материал заранее. Отыскать его на уроке, впервые открыв учебник, не удастся: опередят другие, лучше подготовленные.
Преимущества данной системы опроса следующие, она:
1) вносит разнообразие в ход довольно однообразного учебного процесса;
2) положительно стимулирует учебную мотивацию школьников;
3) создает раскрепощенную игровую активную атмосферу на уроке;
4) в равной мере включаются разные стороны личности: Я и Мы, соперничество и сотрудничество, эгоизм и коллективизм;
5) способствует самоконтролю дисциплины в классе;
6) дает дополнительные возможности для реализации лидерских задатков учеников (через выборность командиров) и др.
Урок-соревнование или конкурс эрудитов на тему «Страны – соседи России»
I. Организационный момент.
Ученик рассказывает стихотворение:
Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
II. Словарная работа.
Соревнование – стремление превзойти кого-либо, добиться лучших результатов в чём-либо.
Конкурс – соревнование, имеющее целью выявить наиболее достойных из числа её участников.
Эрудиция – начитанность, большие знания в какой-либо области или во многих областях науки и жизни.
III. Сообщение темы:
Вот и сегодня мы выберем второй разряд путешествий и закрепим знания по изучаемой теме
«Страны – соседи России». На уроке мы выявим наиболее достойных. Вы покажете свою начитанность, знания. Каждый ряд – это одна группа – одна команда.
IV. Проведение игры.
1 ряд – «Знатоки», 2 ряд – «Историки», 3 ряд – «Путешественники»
1 очко – за правильный ответ
1 задание:
1. Какую страну называют «Суоми» (Финляндия)
2. Самое северное в западной Европе государство (Норвегия)
3. Единственная империя на Земле (Япония)
4. Самая большая по численности населения страна мира (Китай)
5. В какой стране можно встретить обезьян, резвящихся в снежных сугробах (Япония)
6. В какой стране найдена третья часть известных науке динозавров (Монголия)
2 задание: работа по карте
1. Показать страны-соседи России на Западе.
2. Показать страны-соседи России на Юге.
3. Показать страны-соседи России на Дальнем Востоке.
3 задание. Каждая группа – делегация определённой страны, представители должны рассказать о своей стране (пересказ текста учебника)
1 группа – «Страна тысячи озёр»
2 группа – «Страна Золотого Руна»
3 группа - «Страна восходящего Солнца»
Конкурс капитанов.
1. Какую страну называют страной утренней свежести (Корея)
2. Национальный цветок Японии (хризантема)
3. В какой стране население составляет более одного миллионно человека (Китай)
4. В какой стране, чтобы купить товар надо иметь тенге (Казахстан)
5. 4 великих китайских изобретения.
6. Во главе какого государства стоит император (Япония)
6. В какой стране используется архитектурный стиль «крылья летящей птицы» (Китай)
7. Объясни аббревиатуру КНДР (Корейская Народная Демократическая республика)
8. Национальные деревья Японии (сакура, слива)
Следующее задание:
О какой стране идёт речь? (рассказывают представители стран в национальных костюмах)
1 группа: Наши предки освоили пространства вдоль рек Хуанхе и Янцзы (Китай)
2. Мою страну называют ещё «Путь гор». Много вулканов, постоянно происходят землетрясения ( Япония)
3. Мою страну называют мировым извозчиком, потому что наши суда перевозят грузы по всему миру.
Экспресс-задание (подсчитывается количество правильных ответов, данных за одну минуту):
1. Страна, расположенная на четырёх тысячах островов (Япония)
2. Символом какого предмета является у японцев хризантема (солнца)
3. Во главе какого государства стоит король (Норвегия)
4. «Страна Золотого Руна» (Грузия)
5. Самое северное в Западной Европе государство (Норвегия)
6. В какой стране пользуются иероглифами ( Китай)
7. Из какой страны в Россию привозят минеральную воду «Боржоми» (Грузия)
8. Длина Великой Китайской стены (более 4 тысяч километров)
9. Это государство первым встречает наступающий на планете день ( Япония)
10. Столица Азербайджана (Баку)
11. В какой стране обитают гигантские панды (Китай)
12. Государственный язык Монголии (монгольский)
13. Национальные цветущие деревья Японии (сакура, слива)
14. Страна вулканов и землетрясений (Япония)
15. Ты житель Японии. Как самый необходимый предмет ты приготовишь для лета? (зонтик)
16. Область России, граничащая с Польшей и Литвой (Калининградская)
17. В какой стране первыми начали изготавливать шёлк (Китай)
18. Третья по величине территории страна мира (Китай)
19. Столица Монголии (Улан-Батор)
20. На каком острове Японии бывает зима как в России (Хоккайдо)
21. Денежная единица Латвии (лат)
22. Столица Украины (Киев)
23. Денежная единица Литвы (лит)
24. Самая высокая гора Японии (Фудзияма)
25. Страна, где по поверьям живёт Санта-Клаус (Лапландия)
26. Какой город строился как подобие Санкт-Петербурга (Хельсинки)
27. Страна, где в апреле начинается учебный год (Япония)
28. Страна, производящая телевизора «Сони» и «Панасоник»
29. Над этими городами в 1945 году поднялось грибовидное облако смерти (Хиросима и Нагасаки)
30. В какой ещё стране, кроме России протекает река Урал (Казахстан)
Тема «Новейшее время» ( 4 класс)
Открытие нового знания.
● Давайте подробнее узнаем, что предшествовало объединению государств.
1. Послушайте разговор наших учеников Маши и Дениса. (Диалог из учебника на стр.80) Кто из них прав?
Вывод: Прочитайте главную мысль нашего урока на стр.80.
● Какие две особенности эпохи Новейшего времени можем выделить?
Эпоха научных открытий | | Эпоха тяж`лых испытаний |
(На доску вывешиваются две карточки.)
● Поработаем в группах и выясним особенности эпохи Новейшего времени.
2. Групповая работа.
Группа 1. Какие научные открытия сделали люди в Новейшее время? (стр.81)
Группа 2. Какие из изобретений принесли пользу всем людям, живущим на Земле? (стр.81)
Группа 3. Какие из открытий Новейшего времени представляют угрозу человечеству? (стр.81)
Группа 4. Какие испытания выпали на долю людей в эпоху Новейшего времени? (стр.82)
Группа 5. Что такое фашизм и кто такие фашисты? (стр.82-83)
Группа 6. Какие испытания выпали на долю людей в эпоху Новейшего времени? (стр.83)
Группа 7. Почему Первая и Вторая войны называются мировыми? (стр.84-85)
Урок по теме: «Права человека» 3 класс
III. Ознакомление с основными правами Конвенции
а) Работа в группах.
Задание группам:
Познакомьтесь с правами из Конвенции о правах ребенка.
Объясните их содержание.
б) Выступления учащихся:
1 группа: Мы появились на свет и уже воспользовались своим правом на жизнь. Наши
счастливые мама и папа дали нам имя. У нас есть самый первый документ в нашей жизни – свидетельство о рождении, в котором записано наше имя, фамилия, отчество, где и когда мы родились, кто родители. Каждый из нас является гражданином Российской Федерации.
2 группа: С момента нашего появления на свет мы уже пользуемся своим правом на
бесплатное медицинское обслуживание, а помогают осуществить это право люди
в белых халатах – врачи. Они лечат нас, делают прививки, оказывают скорую
помощь.
3группа: После детского сада мы пришли в гимназию и воспользовались правом на
бесплатное образование. После окончания гимназии мы имеем право на получение высшего образования.
4 группа: В конвенции о правах ребенка записано: никто не имеет право обижать другого
человека, унижать его, жестоко наказывать, а тем более отнимать жизнь.
Правоохранительные органы (милиция) контролируют выполнение этого права.
5 группа: Все дети в нашей группе посещают различные кружки, секции и занятия в Доме
творчества. Мы принимаем участие во внеурочных мероприятиях, в КТД класса
и школы.
Сочетание форм самостоятельной, индивидуальной и групповой работы на уроке позволило добиваться высокой познавательной активности учащихся. Основным показателем результативности моей работы является сформированность у школьников интереса к предмету, к историческому прошлому народа, овладение общеучебными умениями и навыками, которые экономят силы и время ребёнка при выполнении любых заданий и, в конечном счёте, берегут его здоровье.
25