Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 9»
«Групповые формы работы (работа в парах) как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
Выполнила учитель начальных классов высшей категории МБОУ "ООШ № 9"
Никитина Ирина Викторовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………… ………………
Особенности формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий в начальной школе …………….… …………………………………………………
Приёмы и формы организации групповой работы в начальной школе .........................................................................................................................................................
Примеры групповых заданий, направленных на формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы ………..
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Значение коммуникативной компетенции для младшего школьного возраста велико. Она влияет на учебную успешность, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая форма работы. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе урока.
Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, стараются проявить активность, быть полезным в общей работе. Тем самым у них лучше формируются знания, умения и навыки. Учащиеся, объединяющиеся в группы, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.
Используя эту форму работы, учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится гораздо меньше времени;
- ученики получают удовольствие от занятий;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношения между детьми;
- возрастает сплочённость класса;
- учитель получает возможность осуществлять реальный подход к учащимся.
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.
Сначала эти упражнения могут быть такого вида:
Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.
Таких заданий очень много в тетрадях и учебниках по программе «Школа России».
Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.
При чтении объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:
1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.
2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.
3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.
4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.
Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.
Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.
После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
Примерные правила совместной работы:
работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
работать по алгоритму (плану)
своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Предлагаю фрагменты уроков с использованием групповой работы.
Урок русского языка.
Тема: Единственное и множественное число имён существительных. (Неизменяемые и изменяемые имена существительные) 3 класс
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Изучение нового | Работа в группах На доске слова: каникулы, ученики, щипцы, хлопоты, тетрадь, сапоги, железо, молоко. - Прочитайте слова. - Чем похожи и чем различаются эти слова? -Измените форму числа имён существительных. -Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных? Сравнить своё мнение с правилом в учебнике. Раздать карточки с подобными именами существительными. -Попробуйте распределить подобные существительные в 2 группы. В 1 группу запишите существительные, имеющие форму только ед.ч., а во 2 группу запишите существительные, имеющие форму только мн.ч. Проверка выполненной работы всех групп, сравнительный анализ работы групп. | Наблюдает за работой в группах, помогает при необходимости . Наблюдает за работой в группах, иногда направляя на верный путь решения (есть «ловушка») | Учащиеся ведут обсуждения, выслушивают предположения одноклассников, пытаются сформулировать ответ на вопрос. Пробуют распределить слова в 2 группы. ведут обсуждение, выдвигают своё предположение, доказывают мнение. Сталкиваются с «ловушкой», пытаются с ней справиться. |
Урок математики.
Тема: Периметр прямоугольника.
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формулирование темы урока, постановка цели | Работа в группах. Решить примеры, ответы расставить в таблицу, чтобы получилось слово. (таблица напечатана ниже) Далее работа и результат групп сравнивается. | Организует устную работу учащихся | Учащиеся находят значения выражений, заполняют таблицу, формулируют тему и цели урока. Работают в группах |
10-7 П | 14-8 Е | 20-8 Р | 7+7+7 И | 45-15 М | 36-30 Е |
80-15 Т | 72-60 Р | 43-40 П | 68-46 Р | 60+12 Я | 40-10 М |
76-31 О | 85+15 У | 60-7 Г | 25+20 О | 86+8 Л | 30-6 Ь |
7+8 Н | 40-19 И | 89+7 К | 74-18 А | | |
Ключ к ответам: 3-П 6-Е 12-Р 21-И 30-М 65-Т 72-Я 45-О 100-У 53-Г 94-Л 24-Ь 15-Н 96-К 56-А
Урок русского языка.
Тема: Правописание имён существительных с шипящим на конце слова. 3 класс
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самостоятель- ная работа | Работа в группах -У вас на столах задание. Сформулируйте его. (идёт обсуждение в группах) Не шумит в реке … ( камыш), Не шуршит под полом … (мышь). В этот час такая … (тишь)! Только слышно « Спи, …(малыш)». Проверка | Организует работу в группах Контролирует работу групп. Выслушивает ответы детей. | Формулируют задание, сравнивают ответы. Работают с карточкой, обсуждают работу, приходят к единому мнению. Доказывают правильность своего ответа. |
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
В заключении отмечу, что не стоит ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является рефлексивное оформление проделанной работы. Ученики осознают основные характеристики групповой работы: целенаправленность, распределение обязанностей, согласованность. Кроме того, коллективные формы урока делают его более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность. Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Как проектировать УУД в начальной школе. Под ред. А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2011
2.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
3. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г
4.Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса; [Авт. послесл. О. Скепко]
СПб. АОЗТ "Интерс" и др. 1995
5. Мкртчян М А. Коллективный способ обучения: практический курс. – Саяногорск: Мысль, 1989.