Групповые занятия «Практикум по математике» 8 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений о математике как методе познания действительности и части общечеловеческой культуры.
Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи, данный курс направлен на расширение и углубление знаний по предмету, и предусматривает формирование у учащихся интереса к математике, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессию, требующие математической подготовки, а также подготовку к письменному экзамену.
Продолжительность группового занятия – 60 минут, оптимальный состав группы – 10 человек. Частота занятий – 1 раз в неделю. Всего 34 занятия за учебный год.
Цели и задачи курса:
Цели:
формировать интерес к изучению математики;
расширить представление об изучаемом в основном курсе материале;
познакомить учащихся с новыми методами решения задач;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
начать подготовку к сдаче экзамена (ОГЭ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
повторить и обобщить знания по основным темам алгебры (5-8 классов) и геометрии (7-8 класса);
расширить знания по отдельным темам курса алгебры и геометрии;
развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память, интуицию и воображение;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами (КИМ).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему деятельности, определять цель учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания, позволяющие формировать:
– использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
– совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
– независимость и критичность мышления.
– волю и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
умение выполнять алгебраические преобразования, пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами;
умение находить, анализировать и сопоставлять числовые характеристики объектов окружающего мира;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении различных задач, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности.
уметь:
применять общие и универсальные приемы к решению заданий ОГЭ;
применять полученные знания, умения и навыки в нужных ситуациях.
Выработать умения:
давать оценку объективной и субъективной трудности заданий и разумно подходить к выбору этих заданий;
оценивать свои результаты.
иметь опыт:
работы в группе,
работы с информацией.
Примерное учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечание |
Математика и окружающий мир – 9 часов |
1-2 | Математика и окружающий мир | 2 | |
3-4 | Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием) | 2 | |
5-6 | Решение текстовых задач (реальная математика, формат ОГЭ) | 2 | |
7-9 | Решение арифметических задач повышенной трудности | 3 | |
Алгебра – 14 часов |
10-11 | Занимательные задачи на составление уравнений | 2 | |
12-13 | Решение и исследование алгебраических уравнений и систем уравнений | 2 | |
14-15 | Графическое решение уравнений и систем уравнений | 2 | |
16-17 | Графики уравнений с модулями | 2 | |
18-19 | Построение, чтение и применение графиков (формат ОГЭ) | 2 | |
20-21 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 | |
22-23 | Решение различных текстовых задач (формат ОГЭ) | 2 | |
Планиметрия – 11 часов |
24-25 | Геометрические задачи по теме «Треугольники. Многоугольники» | 2 | |
26-27 | Геометрические задачи по теме «Окружность» | 2 | |
28-29 | Фигуры на квадратной решетке | 2 | |
30-31 | Решение геометрических задач (первая часть ОГЭ) | 2 | |
32-34 | Решение геометрических задач (вторая часть ОГЭ) | 3 | |