СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. С. Тургенев "Муму". Система уроков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. С. Тургенев "Муму". Система уроков»

Восьмой класс

Тема: Урок№1. И.С.Тургенев «Муму». Сюжет и герои рассказа

Цели и задачи: 

- ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.

- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

- воспитывать нравственно этические нормы поведения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетрадь


Ход урока


I. Орг. момент

II. актуализация опорных знаний

Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы!

-Кого подразумевал поэт под словом богатыри?

Выход на тему.

-Как вы думаете, подходит ли слово богатырь к главному герою рассказа И.С.Тургенева крепостному крестьянину Герасиму?

-А можно ли считать Герасима богатырем, имея в виду его нравственные качества?

-На этот вопрос нам еще предстоит ответить, изучив произведение «Муму».

Запишите в тетрадях тему урока: рассказ «Муму».

III. основная часть

Послушайте историю создания произведения.

Рассказ «Муму» был написан в 1852 году, когда была опубликована книга «Записки охотника». Это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины 19 века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.

Мать писателя – Варвара Петровна была жестокой крепостницей. Притеснения и обиды, которые перенес в детстве Иван Сергеевич, сделали его особенно чутким к страданиям людей. С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и так писал об этом: «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушало мне безобразие окружающей среды» (из письма к Л. Пичу от 13 апреля 1875 года).

В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив высшее образование и став писателем, Тургенев под влиянием передовых идей своего века сделался сознательным и убежденным борцом против крепостного права.

Первым сокрушительным огнем по крепостническому праву были его замечательные антикрепостнические рассказы «Записки охотника».

К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для произведения послужил действительный случай, происшедший в Москве с крепостным мужиком матери писателя – немым дворником Андреем. Дворник нашел и приютил у себя бездомную собачку, привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала ее утопить. Немой исполнил приказание и остался жить и работать у барыни.

Работа с текстом:

- А теперь обратитесь к тексту, прочитайте I главу.

Учитель просит прервать чтение перед описанием городской жизни Герасима.

-Давайте подумаем, как сложится жизнь Герасима в барском доме в городе.

- Привыкнет ли он к своему новому положению? (Методика направленного чтения).

- А теперь продолжим чтение, посмотрим, как будут развиваться события.

Физминутка

5. закрепление

Этап контроля.

-Где происходит действие, изображенное в рассказе?

-О ком говорится в 1 главе?

-Что мы узнаем о барыне?

Прочитайте по тексту.

-Какие тона наблюдаются в описании?

-Почему барыня не названа по имени?

Вывод: барыня олицетворяет господствующий класс, для всех она госпожа.

-Что мы узнаем о Герасиме?

На доску выносится кластер.

Глухонемой

Дворник

Крепостной

Любил полевые работы

Одинокий страдающий

Сложен богатырем

Строгий нрав

Работал за четверых

Усердно исполнял обязанности

Трудолюбив


Анализ деталей текста.

  • Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)


  • Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди...» до слов «... всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)


  • Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему...» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопрос: Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)

Вопрос: Что значит «работа ˮказалась ему шуткой“»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Вопросы:

— Как Герасим воду возил? («...Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка...»)

— Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло...»)

— Как исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров...»)

— Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)

  • В каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «...он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах - истинно богатырскую кровать...» до слов «...прочный и приземистый...».

Вопросы:

— Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

— Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? Какой приём использует автор? (Автор использует гиперболучтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)

— Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?


6. итоги:

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывал земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»... Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.

Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует герою и подталкивает к этому читателя.


7. Домашнее задание:

1.Подготовить художественный пересказ I главы.

2. Подготовиться к подробной беседе.

8. Оценивание

















Урок второй. Тема: Обличение И.С.Тургеневым крепостного права.

Цель и задачи: помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; формировать умения пересказа текста, умения давать характеристику литературным героям, выявлять отношение автора к ним.

- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

- воспитывать нравственно этические нормы поведения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока


I. Орг. момент

II. актуализация опорных знаний

-Расскажите, что мы узнали о Герасиме?

-Герасим – настоящий богатырь, таким описывает его Тургенев. Тогда почему же он страдает?

Учебные задачи урока:

-Проанализировать обстановку, в которой он живет. Отношение дворовых людей к нему, отношение барыни.

III. основная часть. Чтение второй части

-Какие новые действующие лица введены автором во 2 главу?

Показаны дворецкий Гаврила, башмачник Капитон, прачка Татьяна, буфетчик дядя Хвост, Форейтор Антипка.

-Кастелянша, у нее нет имени.

Расскажите о жизни и быте барского дома.

Вывод: в доме барыни царит атмосфера страха, угодничества, все дворовые находятся во власти барыни, ее настроений и капризов.

Прочитайте диалог дворецкого Гаврилы и Татьяны. О чем он свидетельствует?

Расскажите историю жизни Татьяны от первого лица (используется методика РАФТ).

Расскажите историю Татьяны и Герасима от лица дворецкого Гаврилы (методика РАФТ).

-Учащиеся читают диалог в лицах.

-Татьяна привыкла выполнять распоряжения барыни.

-Она тихая, робкая, беззащитная.

-Татьяна – крепостная.

-Как пережил Герасим свое горе?

-Труд помог ему пережить горе.

-Какие новые стороны характера немого дворника раскрылись в его любви к Татьяне?

-Честность.

-Искренность.

-Желание защитить любимого человека.

-Доброта.

-На доску выносится кластер, который пополняется новыми определениями.

Как мы узнаем о душевном состоянии Герасима? Свои ответы подтвердите текстом.

Вывод: о душевном состоянии Герасима мы узнаем из поступков героя и сообщений других лиц о нем.

Почему Герасим страдает? Кто виноват в этом?

Вывод: виноват общественный строй, барыня тоже является порождением этого строя.

физминутка

5. закрепление. Этап контроля.

Напишите пятистишие на темы «Герасим» и «Татьяна» (по вариантам).

Учащиеся пишут пятистишие, лучшие работы зачитываются вслух.

6. Домашнее задание:

1.Подготовить художественный пересказ второй главы.

2. Подготовиться к подробной беседе. 7. Оценивание

Урок третий. Тема: Герасим и барыня.

Цель и задачи: Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа.

- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

- воспитывать нравственно этические нормы поведения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока


    1. Организационный момент:

(приветствие, проверка присутствующих на уроке)

    1. Актуализация опорных знаний:

(проверка домашнего задания)

    1. Вступительная часть: постановка целей и задач урока

    2. Основная часть

Чтение третьей-четвертой части

Беседа

-Что нового мы узнали о Герасиме из III части рассказа?

-О том, как немой дворник нашел Муму.

-как полюбил собачку, которая стала для него другом.

Перескажите эпизод «Находка Герасима».

Раскройте смысл тургеневского сравнения: «Ни одна мать не ухаживала так за своим ребенком, как Герасим ухаживал за своей Муму».

-автор хотел показать доброту Герасима, желание помочь беззащитной собачке, он ее выходил, выкормил.

-Герасим сильный человек. Поэтому помогает слабым, беззащитным.

-как сильно он привязался к собаке.

Вывод: этим сравнением автор дает высокую оценку привязанности Герасима к Муму.

Почему немой дворник так сильно привязался к Муму?

-Муму была в несчастье, Герасим ее пожалел, спас от смерти, вырастил. Он – человек добрый, с чутким, жалостливым сердцем.

-Он одинок, у него потребность к общению с живым существом.

Какие черты характера героя проявились во время дружбы с Муму?

На доску вывешивается кластер «Герасим», заполняется новыми определениями.

Добрый

Милосердный

Одинокий

Назовите основные черты характера барыни.

На доске оформляется кластер «Барыня».

-капризная,

-раздражительная,

-недобрая, никого не любит,

-несправедливая,

-настроение постоянно меняется,

-жестокая.

-деспотичная.

Вывод: автор не скрывает отрицательного отношения к барыне.

Барыня бесчеловечна, не способна к сердечной привязанности, она страшное порождение крепостного права.

1. Что произошло с Муму?

2.Как автор передает отчаяние немого дворника?


-Учащиеся пересказывают эпизод пропажи Муму и о попытках героя найти своего друга (проверка домашнего задания 2 варианта).

Учащиеся отвечают и зачитывают цитаты из текста.

- по его поведению. Автор при помощи глаголов стал бегать, искать, кликать по своему, бросился в каморку, выскочил на улицу, спрашивал о ней, побежал со двора рисует отчаяние Герасима.

- по деталям портрета: истомленный вид, неверная походка, запыленная одежда, лицо у Герасима теперь словно окаменело.

3. Кто-нибудь из дворни сочувствует герою?

-Никто.

Вывод: В барском доме царит обстановка жестокости и произвола, Герасим одинок, нет ни одного человека, который сочувствовал бы ему.

физминутка

5. закрепление. Этап контроля.

Напишите мини-сочинение на тему «Мое отношение к Герасиму».

Учащиеся пишут, лучшие работы зачитываются

6.Домашнее задание: чтение 5-6 глав, пересказ эпизодов «Возвращение Муму» - 1 вариант, «Осада каморки Герасима» (от лица лакея Степана) – 2 вариант.

7. оценивание









































Урок четвертый. Тема: «Нравственное превосходство Герасима над барыней».

Цель и задачи: Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа. Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы, познакомить с понятием «антитеза».

- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

- воспитывать нравственно этические нормы поведения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    1. Организационный момент:

(приветствие, проверка присутствующих на уроке)

    1. Актуализация опорных знаний:

(проверка домашнего задания)

    1. Вступительная часть: постановка целей и задач урока

    2. Основная часть

Чтение 5-6 части

Беседа

-Какие меры приняты Герасимом ради спасения Муму?

- отверстие в двери заткнул старым армяком;

-сохранял даже «унылость на лице»;

-он вычистил и выскреб весь двор;

-выполол все травки;

-повыдергал все колышки в заборе палисадника, а потом опять вколотил;

-хлопотал так во дворе, что барыня даже обратила внимание на его радение.

-Как ведет себя барыня, услышав лай собаки?

-Найдите и прочитайте ее разговор с Любовью Любимовной.

-Какие черты характера барыни проявляются в этой главе?

-Каково отношение автора к героине?

Учащиеся в лицах читают диалог барыни и Любовь Любимовны.

Кластер «Барыня» заполняется новыми определениями:

-играет роль страдалицы;

-неискренняя;

-жестокая.

-отрицательное.

-слова «простонала», «стала жаловаться на собаку, на Гаврилу» характеризуют ее с отрицательной стороны.

Бесчеловечная

Жестокая

Играет роль страдалицы

Вывод: барыня бесчеловечна, не способна к сердечным привязанностям. Она со своими лакеями – страшное порождение крепостного права.

-В каком эпизоде показано прямое столкновение Герасима с дворовыми?

Перескажите эпизод «Осада каморки Герасима» от лица лакея Степана.

Вывешивается рисунок художника В.Е.Кайданова «Герасим, защищающий Муму».

-Как вы считаете, кто сумел точнее передать содержание эпизода и характер героя – художник Кайданов или лакей Степан?

-В чем вы видите разницу?

-Как называет автор Герасима?

-Как называет окружающих его людей? Почему?

-Художник изобразил главного героя, похожим на былинного богатыря, а дворню – маленькими людьми.

-Лакей не сумел увидеть и поэтому передать нравственную силу Герасима, его превосходство над дворовыми.

-Уже не богатырем, а великаном.

-людишками, т.е. они слабые в сравнении с ним,

-плохие, потому что ведут себя не искренне,

низко.

Какой художественный прием использует здесь автор?

-Антитеза.

Даем определение понятия «антитеза».

- Антитеза –стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления

Вывод:

-Автор использует прием антитезы «великан-людишки», показывает нравственное превосходство своего героя над дворовыми и дает исчерпывающую характеристику барской челяди.

-Что явилось самым тяжким горем в жизни Герасима?

-Расставание с Муму по приказу барыни.

-Как Герасим готовился к расставанию с любимой собачкой и почему он все-таки утопил ее?

-Какая деталь во внешнем облике и поведении Герасима указывала на решительную, поворотную точку во всей его жизни?

-Какое лирическое сравнение соответствует полной драматизма картине?

-надел праздничную одежду, пошел с Муму в кабак и хорошо накормил ее в последний раз.

-привык выполнять приказы барыни.

-Прочитайте сцену гибели Муму.

Учащиеся зачитывают цитату: «с каким-то болезненным озлоблением на лице».

«Герасим ничего не слыхал… для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас.»

Обобщение.

Вывод: история с Муму показала весь ужас рабского положения Герасима.

физминутка

5. закрепление. Этап контроля.

Подумайте, кто виноват в смерти Муму? Почему вы так считаете? Напишите развернутый ответ в тетради

  1. Герасим.

  2. Барыня.

  3. Степан, передавший приказ барыни.

  4. И. С. Тургенев.

  5. Крепостное право.


  1. Итоги: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости 

  2. Домашнее задание: прочитать 7 главу и озаглавить ее. Пересказать эпизод «Уход Герасима в деревню».

  3. оценивание











Урок пятый. Тема: «Уход Герасима в деревню».

Цель и задачи: Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа, работа над понятием «пейзаж».

- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

- воспитывать нравственно этические нормы поведения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    1. Организационный момент:

(приветствие, проверка присутствующих на уроке)

    1. Актуализация опорных знаний:

(проверка домашнего задания)

    1. Вступительная часть: постановка целей и задач урока

    2. Основная часть

Чтение заключительной части

Беседа

Пересказ эпизода «Уход Герасима».

-При помощи какого сравнения писатель изображает решительный уход Герасима в деревню?

Учащиеся зачитывают:

-Он торопился, как будто сама мать-старушка

ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях».

-Какое отношение выразил автор к Герасиму приведенным сравнением?

-Выразил глубокое сочувствие Герасиму.

-Сравните, какие чувства испытывает Герасим в городе (на материале I главы) и по дороге в деревню (на материале 7 главы).

Составляем диаграмму Венна, показывающую, почему чувства героя изменились.


Ч увства Герасима

















Вывод: В городе ему было плохо, он не привык к жизни дворовых и стремился в деревню, туда, где он был свободен от барыни, жил привычной для него жизнью.


Какие черты характера подчеркиваются автором в эпизоде его ухода в деревню?

-Решительность,

-смелость,

-способность на отчаянный поступок.

-чувство человеческого достоинства.

На доске оформляется кластер «Герасим», на который выносятся новые черты его характера.

(Кластер «Герасим»:

Отвага, решительность, )

-Каковы причины ухода Герасима в деревню?

-Героя насильственно оторвали от родной земли, привезли в город.

-Герасим полюбил Татьяну, но по приказу барыни ее выдали замуж за пьяницу Капитона.

-Герасим привязался к собачке, но его заставили от нее избавиться.

-Гибель Муму стала кульминационным моментом принятия решения об уходе от жестокой барыни.

Вывод: самовольный уход немого дворника в деревню выражал его протест против деспотичной хозяйки.

Дайте определение понятия «пейзаж».

Пейзаж – описание природы в литеатуре.

-Опишите пейзаж, сопровождающий уход Герасима в деревню.

Учащиеся зачитывают описание тихой, теплой летней ночи.

Природа торжественна, как и состояние героя.

-Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением?

Передает состояние героя.

-Каково назначение пейзажа?

-Передает отношение автора к Герасиму.

Вывод: в общении с природой Герасим перестает быть немым, одиноким. Системой образов, картин природы Тургенев доказывает, что крепостное право несовместимо с человеческим достоинством народа и его счастьем.

-Прочитайте финал рассказа, найдите лексические повторы, какова цель их употребления?

-Трижды повторяется наречие «по-прежнему», они указывают на силу немого Герасима, которого не сломить.

-Указывают на силу немого Герасима, которую не сломить.

-Да, он сильный физически и нравственно.

-Ему было очень трудно, но он вынес все испытания и вернулся в деревню.

-Соотносится ли слово богатырь с образом Герасима?

-Его можно назвать богатырем.

-Почему Герасим ушел в деревню, не взяв с собой Муму?

-Он был крепостным, поэтому подчинился барыне и утопил Муму.

-Но в нем нарастал протест против капризной, жестокой госпожи, и поэтому он уходит в деревню.

физминутка

5. закрепление. Этап контроля.

Коллективное составление дневника двойной записи по рассказу «Муму».


Ключевые слова, словосочетания, предложения.

Аргументы

1.«Но вот Герасима привезли в Москву…и …определили дворником».




2.Барыня и Герасим.



3. «…С Герасимом случилось небольшое происшествие»




4. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как Герасим ухаживал за Муму».

5. «Он шел с отчаянной и вместе с радостной решительностью….»

Это завязка рассказа, в котором сразу обозначается положение кре-постного человека. Это первое испытание для Герасима.


Главные герои, между которыми происходит конфликт.


Слово происшествие подразумевает историю отношений дворника и Татьяны. По решению барыни прачку выдают замуж за пьяницу Капитона. Это новая беда и вто-рое испытание для героя.

В жизни Герасима по-явился новый друг, он перестает быть одино-ким. Вся сила его чувств раскрывается во время дружбы с Муму.

Герой возвращается в деревню, выражая протест против бар-ского деспотизма и произвола.


6. Итоги:

В образе Герасима Тургенев показал типичные черты народа-труженика, трудолюбие, благородство, душевную чистоту, глубину чувств, любовь к земле, чувство человеческого достоинства.

Писатель сочувственно относится к крепостным крестьянам. Тургенев всем ходом повествования доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько строй, основанный на зависимости одного человека от другого, то есть крепостное право. Барыня – порождение этого строя.

7. Домашнее задание: написать мини-сочинение по выбору: «История жизни глухонемого дворника Герасима», «Какие несчастья пережил Герасим и что помогло ему преодолеть их»

8. оценивание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!