Восьмой класс
Тема: Урок№1. И.С.Тургенев «Муму». Сюжет и герои рассказа
Цели и задачи:
- ознакомить учащихся с писателем и его проникновенным произведением; рассказать об истории создания повести, отражении социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века; помочь проникнуться атмосферой барского дома; привлечь внимание и симпатию читателей к судьбе главного героя.
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
- воспитывать нравственно этические нормы поведения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
I. Орг. момент
II. актуализация опорных знаний
Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы!
-Кого подразумевал поэт под словом богатыри?
Выход на тему.
-Как вы думаете, подходит ли слово богатырь к главному герою рассказа И.С.Тургенева крепостному крестьянину Герасиму?
-А можно ли считать Герасима богатырем, имея в виду его нравственные качества?
-На этот вопрос нам еще предстоит ответить, изучив произведение «Муму».
Запишите в тетрадях тему урока: рассказ «Муму».
III. основная часть
Послушайте историю создания произведения.
Рассказ «Муму» был написан в 1852 году, когда была опубликована книга «Записки охотника». Это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины 19 века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.
Мать писателя – Варвара Петровна была жестокой крепостницей. Притеснения и обиды, которые перенес в детстве Иван Сергеевич, сделали его особенно чутким к страданиям людей. С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и так писал об этом: «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушало мне безобразие окружающей среды» (из письма к Л. Пичу от 13 апреля 1875 года).
В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив высшее образование и став писателем, Тургенев под влиянием передовых идей своего века сделался сознательным и убежденным борцом против крепостного права.
Первым сокрушительным огнем по крепостническому праву были его замечательные антикрепостнические рассказы «Записки охотника».
К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для произведения послужил действительный случай, происшедший в Москве с крепостным мужиком матери писателя – немым дворником Андреем. Дворник нашел и приютил у себя бездомную собачку, привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала ее утопить. Немой исполнил приказание и остался жить и работать у барыни.
Работа с текстом:
- А теперь обратитесь к тексту, прочитайте I главу.
Учитель просит прервать чтение перед описанием городской жизни Герасима.
-Давайте подумаем, как сложится жизнь Герасима в барском доме в городе.
- Привыкнет ли он к своему новому положению? (Методика направленного чтения).
- А теперь продолжим чтение, посмотрим, как будут развиваться события.
Физминутка
5. закрепление
Этап контроля.
-Где происходит действие, изображенное в рассказе?
-О ком говорится в 1 главе?
-Что мы узнаем о барыне?
Прочитайте по тексту.
-Какие тона наблюдаются в описании?
-Почему барыня не названа по имени?
Вывод: барыня олицетворяет господствующий класс, для всех она госпожа.
-Что мы узнаем о Герасиме?
На доску выносится кластер.
Глухонемой
Дворник
Крепостной
Любил полевые работы
Одинокий страдающий
Сложен богатырем
Строгий нрав
Работал за четверых
Усердно исполнял обязанности
Трудолюбив
Анализ деталей текста.
Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)
Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди...» до слов «... всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»
Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)
Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему...» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».
Вопрос: Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)
Вопрос: Что значит «работа ˮказалась ему шуткой“»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?
Наблюдения за действиями Герасима.
Вопросы:
— Как Герасим воду возил? («...Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка...»)
— Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло...»)
— Как исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров...»)
— Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)
Чтение отрывка от слов «...он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах - истинно богатырскую кровать...» до слов «...прочный и приземистый...».
Вопросы:
— Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)
— Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? Какой приём использует автор? (Автор использует гиперболу, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.)
— Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)
— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?
6. итоги:
Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.
Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывал земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»... Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.
Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует герою и подталкивает к этому читателя.
7. Домашнее задание:
1.Подготовить художественный пересказ I главы.
2. Подготовиться к подробной беседе.
8. Оценивание
Урок второй. Тема: Обличение И.С.Тургеневым крепостного права.
Цель и задачи: помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; формировать умения пересказа текста, умения давать характеристику литературным героям, выявлять отношение автора к ним.
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
- воспитывать нравственно этические нормы поведения.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
I. Орг. момент
II. актуализация опорных знаний
-Расскажите, что мы узнали о Герасиме?
-Герасим – настоящий богатырь, таким описывает его Тургенев. Тогда почему же он страдает?
Учебные задачи урока:
-Проанализировать обстановку, в которой он живет. Отношение дворовых людей к нему, отношение барыни.
III. основная часть. Чтение второй части
-Какие новые действующие лица введены автором во 2 главу?
Показаны дворецкий Гаврила, башмачник Капитон, прачка Татьяна, буфетчик дядя Хвост, Форейтор Антипка.
-Кастелянша, у нее нет имени.
Расскажите о жизни и быте барского дома.
Вывод: в доме барыни царит атмосфера страха, угодничества, все дворовые находятся во власти барыни, ее настроений и капризов.
Прочитайте диалог дворецкого Гаврилы и Татьяны. О чем он свидетельствует?
Расскажите историю жизни Татьяны от первого лица (используется методика РАФТ).
Расскажите историю Татьяны и Герасима от лица дворецкого Гаврилы (методика РАФТ).
-Учащиеся читают диалог в лицах.
-Татьяна привыкла выполнять распоряжения барыни.
-Она тихая, робкая, беззащитная.
-Татьяна – крепостная.
-Как пережил Герасим свое горе?
-Труд помог ему пережить горе.
-Какие новые стороны характера немого дворника раскрылись в его любви к Татьяне?
-Честность.
-Искренность.
-Желание защитить любимого человека.
-Доброта.
-На доску выносится кластер, который пополняется новыми определениями.
Как мы узнаем о душевном состоянии Герасима? Свои ответы подтвердите текстом.
Вывод: о душевном состоянии Герасима мы узнаем из поступков героя и сообщений других лиц о нем.
Почему Герасим страдает? Кто виноват в этом?
Вывод: виноват общественный строй, барыня тоже является порождением этого строя.
физминутка
5. закрепление. Этап контроля.
Напишите пятистишие на темы «Герасим» и «Татьяна» (по вариантам).
Учащиеся пишут пятистишие, лучшие работы зачитываются вслух.
6. Домашнее задание:
1.Подготовить художественный пересказ второй главы.
2. Подготовиться к подробной беседе. 7. Оценивание
Урок третий. Тема: Герасим и барыня.
Цель и задачи: Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа.
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
- воспитывать нравственно этические нормы поведения.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
(приветствие, проверка присутствующих на уроке)
-
Актуализация опорных знаний:
(проверка домашнего задания)
-
Вступительная часть: постановка целей и задач урока
-
Основная часть
Чтение третьей-четвертой части
Беседа
-Что нового мы узнали о Герасиме из III части рассказа?
-О том, как немой дворник нашел Муму.
-как полюбил собачку, которая стала для него другом.
Перескажите эпизод «Находка Герасима».
Раскройте смысл тургеневского сравнения: «Ни одна мать не ухаживала так за своим ребенком, как Герасим ухаживал за своей Муму».
-автор хотел показать доброту Герасима, желание помочь беззащитной собачке, он ее выходил, выкормил.
-Герасим сильный человек. Поэтому помогает слабым, беззащитным.
-как сильно он привязался к собаке.
Вывод: этим сравнением автор дает высокую оценку привязанности Герасима к Муму.
Почему немой дворник так сильно привязался к Муму?
-Муму была в несчастье, Герасим ее пожалел, спас от смерти, вырастил. Он – человек добрый, с чутким, жалостливым сердцем.
-Он одинок, у него потребность к общению с живым существом.
Какие черты характера героя проявились во время дружбы с Муму?
На доску вывешивается кластер «Герасим», заполняется новыми определениями.
Добрый
Милосердный
Одинокий
Назовите основные черты характера барыни.
На доске оформляется кластер «Барыня».
-капризная,
-раздражительная,
-недобрая, никого не любит,
-несправедливая,
-настроение постоянно меняется,
-жестокая.
-деспотичная.
Вывод: автор не скрывает отрицательного отношения к барыне.
Барыня бесчеловечна, не способна к сердечной привязанности, она страшное порождение крепостного права.
1. Что произошло с Муму?
2.Как автор передает отчаяние немого дворника?
-Учащиеся пересказывают эпизод пропажи Муму и о попытках героя найти своего друга (проверка домашнего задания 2 варианта).
Учащиеся отвечают и зачитывают цитаты из текста.
- по его поведению. Автор при помощи глаголов стал бегать, искать, кликать по своему, бросился в каморку, выскочил на улицу, спрашивал о ней, побежал со двора рисует отчаяние Герасима.
- по деталям портрета: истомленный вид, неверная походка, запыленная одежда, лицо у Герасима теперь словно окаменело.
3. Кто-нибудь из дворни сочувствует герою?
-Никто.
Вывод: В барском доме царит обстановка жестокости и произвола, Герасим одинок, нет ни одного человека, который сочувствовал бы ему.
физминутка
5. закрепление. Этап контроля.
Напишите мини-сочинение на тему «Мое отношение к Герасиму».
Учащиеся пишут, лучшие работы зачитываются
6.Домашнее задание: чтение 5-6 глав, пересказ эпизодов «Возвращение Муму» - 1 вариант, «Осада каморки Герасима» (от лица лакея Степана) – 2 вариант.
7. оценивание
Урок четвертый. Тема: «Нравственное превосходство Герасима над барыней».
Цель и задачи: Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа. Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы, познакомить с понятием «антитеза».
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
- воспитывать нравственно этические нормы поведения.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
(приветствие, проверка присутствующих на уроке)
-
Актуализация опорных знаний:
(проверка домашнего задания)
-
Вступительная часть: постановка целей и задач урока
-
Основная часть
Чтение 5-6 части
Беседа
-Какие меры приняты Герасимом ради спасения Муму?
- отверстие в двери заткнул старым армяком;
-сохранял даже «унылость на лице»;
-он вычистил и выскреб весь двор;
-выполол все травки;
-повыдергал все колышки в заборе палисадника, а потом опять вколотил;
-хлопотал так во дворе, что барыня даже обратила внимание на его радение.
-Как ведет себя барыня, услышав лай собаки?
-Найдите и прочитайте ее разговор с Любовью Любимовной.
-Какие черты характера барыни проявляются в этой главе?
-Каково отношение автора к героине?
Учащиеся в лицах читают диалог барыни и Любовь Любимовны.
Кластер «Барыня» заполняется новыми определениями:
-играет роль страдалицы;
-неискренняя;
-жестокая.
-отрицательное.
-слова «простонала», «стала жаловаться на собаку, на Гаврилу» характеризуют ее с отрицательной стороны.
Бесчеловечная
Жестокая
Играет роль страдалицы
Вывод: барыня бесчеловечна, не способна к сердечным привязанностям. Она со своими лакеями – страшное порождение крепостного права.
-В каком эпизоде показано прямое столкновение Герасима с дворовыми?
Перескажите эпизод «Осада каморки Герасима» от лица лакея Степана.
Вывешивается рисунок художника В.Е.Кайданова «Герасим, защищающий Муму».
-Как вы считаете, кто сумел точнее передать содержание эпизода и характер героя – художник Кайданов или лакей Степан?
-В чем вы видите разницу?
-Как называет автор Герасима?
-Как называет окружающих его людей? Почему?
-Художник изобразил главного героя, похожим на былинного богатыря, а дворню – маленькими людьми.
-Лакей не сумел увидеть и поэтому передать нравственную силу Герасима, его превосходство над дворовыми.
-Уже не богатырем, а великаном.
-людишками, т.е. они слабые в сравнении с ним,
-плохие, потому что ведут себя не искренне,
низко.
Какой художественный прием использует здесь автор?
-Антитеза.
Даем определение понятия «антитеза».
- Антитеза –стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления
Вывод:
-Автор использует прием антитезы «великан-людишки», показывает нравственное превосходство своего героя над дворовыми и дает исчерпывающую характеристику барской челяди.
-Что явилось самым тяжким горем в жизни Герасима?
-Расставание с Муму по приказу барыни.
-Как Герасим готовился к расставанию с любимой собачкой и почему он все-таки утопил ее?
-Какая деталь во внешнем облике и поведении Герасима указывала на решительную, поворотную точку во всей его жизни?
-Какое лирическое сравнение соответствует полной драматизма картине?
-надел праздничную одежду, пошел с Муму в кабак и хорошо накормил ее в последний раз.
-привык выполнять приказы барыни.
-Прочитайте сцену гибели Муму.
Учащиеся зачитывают цитату: «с каким-то болезненным озлоблением на лице».
«Герасим ничего не слыхал… для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас.»
Обобщение.
Вывод: история с Муму показала весь ужас рабского положения Герасима.
физминутка
5. закрепление. Этап контроля.
Подумайте, кто виноват в смерти Муму? Почему вы так считаете? Напишите развернутый ответ в тетради
-
Герасим.
-
Барыня.
-
Степан, передавший приказ барыни.
-
И. С. Тургенев.
-
Крепостное право.
-
Итоги: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости
-
Домашнее задание: прочитать 7 главу и озаглавить ее. Пересказать эпизод «Уход Герасима в деревню».
-
оценивание
Урок пятый. Тема: «Уход Герасима в деревню».
Цель и задачи: Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа, работа над понятием «пейзаж».
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
- воспитывать нравственно этические нормы поведения.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, опрос, работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
(приветствие, проверка присутствующих на уроке)
-
Актуализация опорных знаний:
(проверка домашнего задания)
-
Вступительная часть: постановка целей и задач урока
-
Основная часть
Чтение заключительной части
Беседа
Пересказ эпизода «Уход Герасима».
-При помощи какого сравнения писатель изображает решительный уход Герасима в деревню?
Учащиеся зачитывают:
-Он торопился, как будто сама мать-старушка
ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях».
-Какое отношение выразил автор к Герасиму приведенным сравнением?
-Выразил глубокое сочувствие Герасиму.
-Сравните, какие чувства испытывает Герасим в городе (на материале I главы) и по дороге в деревню (на материале 7 главы).
Составляем диаграмму Венна, показывающую, почему чувства героя изменились.
Ч
увства Герасима
Вывод: В городе ему было плохо, он не привык к жизни дворовых и стремился в деревню, туда, где он был свободен от барыни, жил привычной для него жизнью.
Какие черты характера подчеркиваются автором в эпизоде его ухода в деревню?
-Решительность,
-смелость,
-способность на отчаянный поступок.
-чувство человеческого достоинства.
На доске оформляется кластер «Герасим», на который выносятся новые черты его характера.
(Кластер «Герасим»:
Отвага, решительность, )
-Каковы причины ухода Герасима в деревню?
-Героя насильственно оторвали от родной земли, привезли в город.
-Герасим полюбил Татьяну, но по приказу барыни ее выдали замуж за пьяницу Капитона.
-Герасим привязался к собачке, но его заставили от нее избавиться.
-Гибель Муму стала кульминационным моментом принятия решения об уходе от жестокой барыни.
Вывод: самовольный уход немого дворника в деревню выражал его протест против деспотичной хозяйки.
Дайте определение понятия «пейзаж».
Пейзаж – описание природы в литеатуре.
-Опишите пейзаж, сопровождающий уход Герасима в деревню.
Учащиеся зачитывают описание тихой, теплой летней ночи.
Природа торжественна, как и состояние героя.
-Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением?
Передает состояние героя.
-Каково назначение пейзажа?
-Передает отношение автора к Герасиму.
Вывод: в общении с природой Герасим перестает быть немым, одиноким. Системой образов, картин природы Тургенев доказывает, что крепостное право несовместимо с человеческим достоинством народа и его счастьем.
-Прочитайте финал рассказа, найдите лексические повторы, какова цель их употребления?
-Трижды повторяется наречие «по-прежнему», они указывают на силу немого Герасима, которого не сломить.
-Указывают на силу немого Герасима, которую не сломить.
-Да, он сильный физически и нравственно.
-Ему было очень трудно, но он вынес все испытания и вернулся в деревню.
-Соотносится ли слово богатырь с образом Герасима?
-Его можно назвать богатырем.
-Почему Герасим ушел в деревню, не взяв с собой Муму?
-Он был крепостным, поэтому подчинился барыне и утопил Муму.
-Но в нем нарастал протест против капризной, жестокой госпожи, и поэтому он уходит в деревню.
физминутка
5. закрепление. Этап контроля.
Коллективное составление дневника двойной записи по рассказу «Муму».
Ключевые слова, словосочетания, предложения. | Аргументы |
1.«Но вот Герасима привезли в Москву…и …определили дворником». 2.Барыня и Герасим. 3. «…С Герасимом случилось небольшое происшествие» 4. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как Герасим ухаживал за Муму». 5. «Он шел с отчаянной и вместе с радостной решительностью….» | Это завязка рассказа, в котором сразу обозначается положение кре-постного человека. Это первое испытание для Герасима. Главные герои, между которыми происходит конфликт. Слово происшествие подразумевает историю отношений дворника и Татьяны. По решению барыни прачку выдают замуж за пьяницу Капитона. Это новая беда и вто-рое испытание для героя. В жизни Герасима по-явился новый друг, он перестает быть одино-ким. Вся сила его чувств раскрывается во время дружбы с Муму. Герой возвращается в деревню, выражая протест против бар-ского деспотизма и произвола. |
6. Итоги:
В образе Герасима Тургенев показал типичные черты народа-труженика, трудолюбие, благородство, душевную чистоту, глубину чувств, любовь к земле, чувство человеческого достоинства.
Писатель сочувственно относится к крепостным крестьянам. Тургенев всем ходом повествования доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько строй, основанный на зависимости одного человека от другого, то есть крепостное право. Барыня – порождение этого строя.
7. Домашнее задание: написать мини-сочинение по выбору: «История жизни глухонемого дворника Герасима», «Какие несчастья пережил Герасим и что помогло ему преодолеть их»
8. оценивание