СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я - гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Данный материал направлен на формирование гражданской позиции учащихся, ориентирован на социальную практику школьников и накопление личного социального позитивного опыта.        Одной из  форм проведения такого урока является групповая форма, где чувствуется сплоченность  и значимость коллектива и в тоже время  проявляется  свое «я». Учащиеся включаются в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов общественной жизни через активацию их деятельности. Продолжением урочной деятельности является домашнее задание, где в полной мере проявляется самостоятельность и активность, исследовательская деятельность и совместная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я - гражданин России"»

МАОУ г. Хабаровска «Лицей инновационных технологий»

















Методическая разработка

классного час на тему

«Я – гражданин России!»

















Разработчик: Голубева Лидия Ивановна,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 7А класса











Цель: формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.


Предполагаемые результаты:

  1. Учащиеся должны понять, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что они уже сейчас являются гражданами своей страны.

  2. Учащиеся узнают, на что в общественной жизни они могут повлиять.

  3. Имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны.

  4. И что они могут действовать как настоящие граждане России.


Технология: деятельностная дискуссия, работа в группах.

Данная технология наиболее эффективна для формирования гражданской позиции у учащихся, поскольку гражданская позиция — это действенное, социально активное поведение и означает активную позицию человека, а не пассивную к окружающим событиям.


Вопросы для обсуждения:

  • Что такое активная гражданская позиция?

  • Какими чертами должен обладать гражданин?

  • Какая связь между успешным человеком и гражданином?


Интерактивный блок: работа в группах


Ход классного часа:


1 задание - мозговой штурм:

Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать?

Цель упражнения: определить смысл понятия в процессе активного поиска. Учащиеся разбиваются по группам по определенным символам. Этот символ - фрукт, они выбирают понравившийся (мандарин, яблоко, киви и персик) и делятся на группы.

Каждая группа относительно своего фрукта, определяет символ гражданства, признаки гражданина (например, мандарин - каждая долька сама по себе отдельная, но вместе это целая часть, есть кислые, есть сладкие, так и в жизни: Родина одна, но мы все в ней отдельные граждане, и все разные и т.д.). В финале обсуждения предлагается сравнить выработанные ассоциации в классе, найти общее, совпадения и различия.


2 задание - упражнение: «Мини – социальный проект»

Выбрать из разных картинок, разложенных на столах, свой портрет гражданина. Представить для других групп. Картинок много, разнообразные и яркие. Например:
















Цель этого упражнения: умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение, но быть толерантным в отношении других, практически составить портрет гражданина в проекте и уметь его защитить.


3 задание - Практическое задание: Знакомство с документами, которые определяют гражданство, положение разных людей: живущие в стране и приезжие из других государств (свидетельство о рождении, паспорт). Что такое достоинство человека? Как документы о гражданстве являются основой достоинства?

Работа со схемой, каких качеств не хватает?
















4 задание- упражнение «Гражданин и патриот»

Цель этого упражнения: рассмотреть в чем разница этих значений, и что объединяет эти слова.

Разбор пословиц, поговорок, высказываний о Родине:

Родину себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно как отца и мать (М. Алигер)


Родина суровая и милая

Помнит все жестокие бои....

С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.... (В.Фирсов)


Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь.

(узбекская пословица)


Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

(Дж. Байрон)

Два чувства дивно нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.

(А.Пушкин)


Привести примеры из истории России, где граждане готовы были пожертвовать своей жизнью ради Родины. (1237г. – борьба с татаро-монголами; 4 ноября 1612г.- освобождение от поляков и шведов; 22 июня 1941г. – защита от фашистской Германии и др.)


Подвести итог дискуссии, где принимаются убеждения, точки зрения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, даже если они не разделяются и не одобряются.











5 задание: Кто защищает нас как граждан в разных ситуациях?

Знакомство с государственными документами, с государственными символами:

  1. Конституция Российской Федерации, глава II права граждан (найти права, которыми уже могут пользоваться учащиеся)

  2. Герб, флаг и гимн России (зачем нужны символы?)

  3. Сравнить символы двух государств (СССР - Россия).












Герб и флаг СССР








6 задание: Знакомство с Государственными праздниками, какие есть, зачем они нужны, отношение к этим праздникам в семьях. Познакомить с праздниками, которые укрепляют российскую государственность:

12 июня – День России (праздник гражданского мира и согласия граждан страны на основе закона и справедливости)

22 августа – День Государственного флага России (трехцветный российский флаг)

4 ноября – День народного единства (освобождение Москвы от интервентов и празднование Казанской иконы Божьей Матери)

12 декабря – День Конституции Российской Федерации (основной закон государства)

Решение кроссворда наоборот, по группам. Учащимся предлагается придумать вопросы и задания (определения терминов) для заполненного кроссворда, с тем, чтобы можно было потом предложить своим друзьям, родственникам





















7 задание: Составить синквейн «Молодой гражданин России»

Цель этого упражнения: формирование познавательного интереса, развитие эмоциональной увлеченности предметом, обогащение словарным запасом, создание ситуации успеха.

Правила составления:

1.В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.

2.Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.

3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы

4. Четвертая строчка – это фраза из четырех и более слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

5 Последняя строчка - это одно слово, по сути своей синонимично тому, с которого синквейн начинается



Например:

1. Гражданин 2. Патриот

Активный, отзывчивый Законопослушный, ответственный

Помогает, трудится, защищает. Действует, отстаивает, уважает

Он уважает свою страну, - Он живет по государственным . законам и законам совести.

3.Хабаровск

Особенный, красивый

Сохраняется, строится, развивается,

Мой город самый лучший


Обсуждение результата у кого получился синквейн более удачный и почему.


Заключение. Рефлексия. Задание «Солнечный круг»

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека – улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное – в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.


Задание на дом: группы выбирают себе задание (в виде ромашки).

1. Социологический опрос по теме: «Чем дорога вам ваша малая Родина?»

2. Почетные граждане города Хабаровска (сделать в виде газеты или презентации).

3. Рекламный буклет на тему: «Останься в родном городе - позаботься о его процветании» (пригласить представителей местной власти или выдающихся людей города).

4. Туристический проспект «Приглашение на малую Родину - виртуальная экскурсия» (развитие туризма, чем интересен и привлекателен ваш город).














Литература:

  1. Алексеева Н.С. «Герои русской истории» - Москва, 2000г.

  2. Алексеев С.П., Митяев А.В., Печерская А.Н. «Рассказы о Великой Отечественной войне» - Москва,2005г.

  3. Каштанова А. «Русские женщины» - Москва, 2004г.

  4. Митяев А.В.»Ветры Куликова поля: рассказы о воинской доблести предков» - Москва, 1986г.


Ресурсы Интернета:

  1. http//www.statesymbol.ru/russymbols/regions (различные гербы и символы)

  2. http//www.rossimvolika.ru (о символике России для детей)

  3. http//www.nashaslava.ru (достопримечательности природы в разных регионах)

  4. http//www.kostyor.ru (детский журнал «Костер»)


e-mail: litkhv@mail.ru web: www.lit.khv.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!