МАОУ г. Хабаровска «Лицей инновационных технологий»
Методическая разработка
классного час на тему
«Я – гражданин России!»
Разработчик: Голубева Лидия Ивановна,
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 7А класса
Цель: формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны понять, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что они уже сейчас являются гражданами своей страны.
Учащиеся узнают, на что в общественной жизни они могут повлиять.
Имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны.
И что они могут действовать как настоящие граждане России.
Технология: деятельностная дискуссия, работа в группах.
Данная технология наиболее эффективна для формирования гражданской позиции у учащихся, поскольку гражданская позиция — это действенное, социально активное поведение и означает активную позицию человека, а не пассивную к окружающим событиям.
Вопросы для обсуждения:
Что такое активная гражданская позиция?
Какими чертами должен обладать гражданин?
Какая связь между успешным человеком и гражданином?
Интерактивный блок: работа в группах
Ход классного часа:
1 задание - мозговой штурм:
Кто такой гражданин и какими чертами он должен обладать?
Цель упражнения: определить смысл понятия в процессе активного поиска. Учащиеся разбиваются по группам по определенным символам. Этот символ - фрукт, они выбирают понравившийся (мандарин, яблоко, киви и персик) и делятся на группы.
Каждая группа относительно своего фрукта, определяет символ гражданства, признаки гражданина (например, мандарин - каждая долька сама по себе отдельная, но вместе это целая часть, есть кислые, есть сладкие, так и в жизни: Родина одна, но мы все в ней отдельные граждане, и все разные и т.д.). В финале обсуждения предлагается сравнить выработанные ассоциации в классе, найти общее, совпадения и различия.
2 задание - упражнение: «Мини – социальный проект»
Выбрать из разных картинок, разложенных на столах, свой портрет гражданина. Представить для других групп. Картинок много, разнообразные и яркие. Например:





Цель этого упражнения: умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение, но быть толерантным в отношении других, практически составить портрет гражданина в проекте и уметь его защитить.
3 задание - Практическое задание: Знакомство с документами, которые определяют гражданство, положение разных людей: живущие в стране и приезжие из других государств (свидетельство о рождении, паспорт). Что такое достоинство человека? Как документы о гражданстве являются основой достоинства?
Работа со схемой, каких качеств не хватает?

4 задание- упражнение «Гражданин и патриот»
Цель этого упражнения: рассмотреть в чем разница этих значений, и что объединяет эти слова.
Разбор пословиц, поговорок, высказываний о Родине:
Родину себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно как отца и мать (М. Алигер)
Родина суровая и милая
Помнит все жестокие бои....
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.... (В.Фирсов)
Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь.
(узбекская пословица)
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
(Дж. Байрон)
Два чувства дивно нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.
(А.Пушкин)
Привести примеры из истории России, где граждане готовы были пожертвовать своей жизнью ради Родины. (1237г. – борьба с татаро-монголами; 4 ноября 1612г.- освобождение от поляков и шведов; 22 июня 1941г. – защита от фашистской Германии и др.)
Подвести итог дискуссии, где принимаются убеждения, точки зрения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, даже если они не разделяются и не одобряются.
5 задание: Кто защищает нас как граждан в разных ситуациях?
Знакомство с государственными документами, с государственными символами:
Конституция Российской Федерации, глава II права граждан (найти права, которыми уже могут пользоваться учащиеся)
Герб, флаг и гимн России (зачем нужны символы?)
Сравнить символы двух государств (СССР - Россия).

Герб и флаг СССР

6 задание: Знакомство с Государственными праздниками, какие есть, зачем они нужны, отношение к этим праздникам в семьях. Познакомить с праздниками, которые укрепляют российскую государственность:
12 июня – День России (праздник гражданского мира и согласия граждан страны на основе закона и справедливости)
22 августа – День Государственного флага России (трехцветный российский флаг)
4 ноября – День народного единства (освобождение Москвы от интервентов и празднование Казанской иконы Божьей Матери)
12 декабря – День Конституции Российской Федерации (основной закон государства)
Решение кроссворда наоборот, по группам. Учащимся предлагается придумать вопросы и задания (определения терминов) для заполненного кроссворда, с тем, чтобы можно было потом предложить своим друзьям, родственникам
7 задание: Составить синквейн «Молодой гражданин России»
Цель этого упражнения: формирование познавательного интереса, развитие эмоциональной увлеченности предметом, обогащение словарным запасом, создание ситуации успеха.
Правила составления:
1.В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
2.Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.
3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех и более слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
5 Последняя строчка - это одно слово, по сути своей синонимично тому, с которого синквейн начинается
Например:
1. Гражданин 2. Патриот
Активный, отзывчивый Законопослушный, ответственный
Помогает, трудится, защищает. Действует, отстаивает, уважает
Он уважает свою страну, - Он живет по государственным . законам и законам совести.
3.Хабаровск
Особенный, красивый
Сохраняется, строится, развивается,
Мой город самый лучший
Обсуждение результата у кого получился синквейн более удачный и почему.
Заключение. Рефлексия. Задание «Солнечный круг»
Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека – улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное – в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.
Задание на дом: группы выбирают себе задание (в виде ромашки).
1. Социологический опрос по теме: «Чем дорога вам ваша малая Родина?»
2. Почетные граждане города Хабаровска (сделать в виде газеты или презентации).
3. Рекламный буклет на тему: «Останься в родном городе - позаботься о его процветании» (пригласить представителей местной власти или выдающихся людей города).
4. Туристический проспект «Приглашение на малую Родину - виртуальная экскурсия» (развитие туризма, чем интересен и привлекателен ваш город).
Литература:
Алексеева Н.С. «Герои русской истории» - Москва, 2000г.
Алексеев С.П., Митяев А.В., Печерская А.Н. «Рассказы о Великой Отечественной войне» - Москва,2005г.
Каштанова А. «Русские женщины» - Москва, 2004г.
Митяев А.В.»Ветры Куликова поля: рассказы о воинской доблести предков» - Москва, 1986г.
Ресурсы Интернета:
http//www.statesymbol.ru/russymbols/regions (различные гербы и символы)
http//www.rossimvolika.ru (о символике России для детей)
http//www.nashaslava.ru (достопримечательности природы в разных регионах)
http//www.kostyor.ru (детский журнал «Костер»)
e-mail: litkhv@mail.ru web: www.lit.khv.ru