Муниципальное образовательное учреждение
Дмитровская прогимназия № 5
141800 Московская область г. Дмитров, ул. Школьная д. 14 т. 7-41-12 , 7-46-92
«Утверждено»
Директор МОУ Прогимназии № 5 г. Дмитрова
_____________/Теплова И.А./
Приказ №
от « » августа 2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 6 а классе
«Я познаю мир»
Направление – социально-психологическое
Программа составлена
Журавлевой И.В,
учителем русского языка и литературы
2018-2019
Нормативно-правовая и документальная основа программы
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы»
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей;
формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
формирование представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья;
просвещение родителей в вопросах развития у подростков представлений о здоровом образе жизни, предупреждения формирования вредных привычек.
Актуальность программы определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Одной из задач в области молодежной политике является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Содержание программы призвано помочь обучающимся понять и осознать себя как объект и субъект общественных отношений, как часть духовного пространства России.
Объем предлагаемого курса внеурочной деятельности – 35 часов. Его изучение предпочтительней в шестом классе общеобразовательной школы. Изучение данного курса формирует у обучающихся:
развитие представления подростков о своих способностях и склонностях, расширение сферы их интересов;
приобщение подростков к различным формам содержательного досуга;
формирование представления о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.
Формы занятий:
– по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
– по особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, практикум, семинар-практикум, ролевая игра, исследование, проект;
– по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская.
Содержание и структура отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;
научная обоснованность — содержание базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
комплексность — у подростков необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления любых одурманивающих веществ, твердое убеждение в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. (Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья!);
практическая целесообразность — содержание отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;
динамическое развитие и системность — содержание, цели и задачи обучения на каждом этапе базируются на сведениях, оценочных суждениях и поведенческих навыках, уже сформированных у подростков
в ходе предыдущего этапа работы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, который имеет для них практическую значимость;
безопасность информации — полностью исключены сведения, способные пробуждать интерес к наркотизации, облегчить возможность приобщения к употреблению наркогенных веществ (данные о видах наркогенных веществ, способах их употребления);
включенность в процесс педагогической профилактики родителей младших подростков.
Содержание охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Так, к примеру, в тематическом модуле «Внимание: внимание!» обсуждается негативное влияние употребления наркогенных веществ на способность человека сосредотачиваться, в теме «Секреты сотрудничества» — проблемы взаимодействия в рамках совместной работы людей. Эта информация приводится в рубрике «Это важно знать!»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Я познаю мир»
полученные знания позволят учащимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
подростки научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
учащиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Личностные результаты
обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю;
развитие способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Предметные результаты
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сформированность важнейших учебных умений и действий.
Познавательные результаты
культурно-познавательная, коммуникативная компетентности;
приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;
расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Используемый учебно-методический комплект
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. — М.: Вентана Граф, Просвещение, 2006. - 64 с.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | |
Всего |
1 | Радуга эмоций и чувств | 7 |
2 | Как научиться понимать друг друга | 7 |
3 | Секреты сотрудничества | 7 |
4 | Как избежать конфликтов | 7 |
5 | Твоя будущая профессия | 7 |
| Итого | 35 |
Календарное планирование
№ | Дата | Месяц | Тема занятия |
1-2 | 03.09 -13.09 | Сентябрь | Радуга эмоций и чувств |
3 | 17.09-20.09 | | Культура поведения в школе |
4 | 24-27.09 | | Игра «Здоровый образ жизни» |
5 | 01-04.10 | Октябрь | Мы все разные, но мы вместе |
6 | 08-11.10 | | Доброта, отзывчивость, милосердие – это Россия |
7 | 15-18.10 | | От чего зависит здоровье школьника |
8-9 | 22-25.10 06-08.11 | | Как научиться понимать друг друга |
10 | 12-15.11 | Ноябрь | О плохих поступках |
11 | 19-22.11 | | Мы живем на одной планете |
12 | 26-29.11 | | Учимся жить без конфликтов |
13 | 03-06.12 | | Игра «Робинзонада или как найти себя в экстремальной ситуации» |
14 | 10-13.12 | Декабрь | Права и обязанности |
15-16 | 17-27.12 | | Секреты сотрудничества |
17 | 09-10.01 | | Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу |
18 | 14.17.01 | | Я – гражданин Российской Федерации |
19 | 21-24.01 | Январь | Спешите делать добро |
20 | 28-31.01 | | Нет и «НЕ» в этикете |
21 | 05-08.02 | Февраль | Жизнь без агрессии |
22-23 | 12-15.02 19-22.02 | | Как избежать конфликтов |
24 | 04-07.03 | | Книга – наш лучший друг |
25 | 11-14.03 | | Праздник «День объятий» |
26 | 18-21.03 | Март | Национальные традиции гостеприимства |
27 | 02-04.04 | | Добрым быть совсем не просто |
28 | 08-11.04 | | И станет мачехой Земля |
29-30 | 15-18.04 22-25.04 | Апрель | Твоя будущая профессия |
31 | 29-30.04 | | Азбука общения |
32 | 06-08.05 | | Мы живем среди людей |
33 | 13-16.05 | Май | Страна вежливости |
34 | 20-23.05 | | Хлеб – всему голова |
35 | 27-28.05 | | Итоговое занятие. Я выбираю… |
«Согласовано»
заместитель директора
МОУ Дмитровской прогимназии № 5
_____________/Павлють И.И../