СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я знаю всё о сложном предложении!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для обобщающего урока русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение"

Просмотр содержимого документа
«Я знаю всё о СП»

Урок - смотр знаний

«Я знаю всё о сложном предложении!»

Повторение

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: Привести в систему знания, умения и навыки по всем видам СП, проверить знания учащихся по данному разделу.

Эпиграф урока. (Слайд №2)

Работа с таблицей. (Слайд №3) Дать определение СП; рассказать об основных группах СП, об их общих и отличительных признаках.

Опрос с выполнением практических заданий.

  1. Рассказать о ССП. Подобрать из текста ССП, в котором одно П имеет грамматическую основу с двумя главными членами, а другое – с одним главным членом. Расставить в нём знаки препинания, произвести синтаксический разбор.

Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и не было видно их конца. Воздух всё больше застывал от зноя и тишины покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра ни бодрого свежего звука ни облачка. (Слайд №4)

  1. Расставить знаки препинания в СПП. Произвести синтаксический разбор первого предложения.

Он (Чехов) знал где лежит дорога к человеческому благородству и счастью и оставил нам все приметы этой дороги.

Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.

Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (Слайд №5)

  1. Дать определение СПП и назвать его основные группы по значению. Определить в данных П. тип придаточного предложения.

В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал,

шептался. Как хорошо, что вы приехали вовремя. Когда я открыл комнату, моя комната наполнилась ароматом цветов. (Слайд №6)

  1. Рассказать о СПП с несколькими придаточными. В тексте найти СПП с однородными придаточными, вставить недостающие знаки препинания.

Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно что обманула нас она.

Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано. (Слайд №7)

  1. Дать определение БСП, рассказать об употреблении запятой и точки с запятой в нём. В предложениях расставить знаки препинания.

  1. Вот уж снег последний в поле та…т

Тёплый пар во…ход…т от земли

И кувшинчик синий ра…цвета…т

И з…вут друг друга журавли.

  1. Время было поз(?)нее солнце уже село звёздное небо как гиган(?)ская чаша опрокинулось (надо)мной. (Слайд №8)

  1. При каких условиях в БСП необходимо поставить двоеточие и тире? Расставьте знаки препинания, подобрав проверочные союзы.

  1. Мир строит война разрушает.

  2. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.

  3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (Слайд №9)


  1. Из данных простых предложений образовать ССП и СПП, расставить и объяснить знаки препинания.

  1. Уж солнце зашло. Начало смеркаться.

  2. Глухо прогремел гром. Подуло свежестью. (Слайд №10)

  1. Программированное задание

1

  1. ПП

  2. ССП

  3. СПП

  4. БСП

  5. СПП с несколькими придаточными

  6. СП с разными видами связи (работа с распечатками) (Слайд №11)

Ответы: 1-3; 2-5; 3-4; 4-1; 5-2; 6-6

2 Определите виды придаточных и подберите нужный ответ.

1. Определительное

2. Изъяснительное

3. Образа действия и степени

4. Места

  1. Уступительное

  2. Условия. (работа с распечатками) (Слайд №12)

Ответы: 1-4; 1-2; 3-5; 4-6; 5-3; 6-1

3 Выберите нужные знаки препинания в БСП: (Слайд №13)(работа с распечатками)


  1. ,

  2. ;

  3. :

Ответы: 1-1; 2-4; 3-2; 4-3

  1. Объяснительный диктант. (Слайды № 14,15,16)

  2. Конструирование предложений по предложенным схемам. (Слайд №17)

  3. Сочинение-миниатюра с использованием простых и разного вида сложных предложений

«Впечатления от пьесы П.И.Чайковского «Подснежник». (Слайд №18,19) (аудиозапись пьесы).

  1. Итоги урока. (Слайд №20)

  2. Домашнее задание.


3


Просмотр содержимого презентации
«Урок-смотр знаний»

Смотр знаний Я ЗНАЮ ВСЁ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ!

Смотр знаний

Я ЗНАЮ ВСЁ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ!

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы. К.Г.Паустовский

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

К.Г.Паустовский

Сложное предложение Дать определение СП; рассказать об основных группах СП, об их общих и отличительных признаках.

Сложное предложение

Дать определение СП; рассказать об основных группах СП, об их общих и отличительных признаках.

Рассказать о ССП. Подобрать из текста ССП, в котором одно предложение имеет грамматическую основу с двумя главными членами, а другое – с одним главным членом. Расставить в нём знаки препинания, произвести синтаксический разбор. Объяснить знаки препинания в других предложениях.
  • Рассказать о ССП. Подобрать из текста ССП, в котором одно предложение имеет грамматическую основу с двумя главными членами, а другое – с одним главным членом. Расставить в нём знаки препинания, произвести синтаксический разбор. Объяснить знаки препинания в других предложениях.

Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и не было видно их конца. Воздух всё больше застывал от зноя и тишины покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра ни бодрого свежего звука ни облачка.

Расставить знаки препинания в СПП. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения.  Он (Чехов) знал где лежит дорога к человеческому благородству и счастью и оставил нам все приметы этой дороги. Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов. Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света .
  • Расставить знаки препинания в СПП. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения.
  • Он (Чехов) знал где лежит дорога к человеческому благородству и счастью и оставил нам все приметы этой дороги.
  • Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов.
  • Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света .

Дать определение СПП и назвать его основные группы по значению. Определить в данных П. тип придаточного предложения.
  • Дать определение СПП и назвать его основные группы по значению. Определить в данных П. тип придаточного предложения.

В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался. Как хорошо, что вы приехали вовремя. Когда я открыл комнату, моя комната наполнилась ароматом цветов.

Рассказать о СПП с несколькими придаточными. В тексте найти СПП с однородными придаточными, вставить недостающие знаки препинания.  Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно что обманула нас она. Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано.
  • Рассказать о СПП с несколькими придаточными. В тексте найти СПП с однородными придаточными, вставить недостающие знаки препинания.
  • Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно что обманула нас она.
  • Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано.

Дать определение БСП, рассказать об употреблении запятой и точки с запятой в нём. В предложениях расставить знаки препинания.  Вот уж снег последний в поле та…т тёплый пар во…ход…т от земли.
  • Дать определение БСП, рассказать об употреблении запятой и точки с запятой в нём. В предложениях расставить знаки препинания.
  • Вот уж снег последний в поле та…т тёплый пар во…ход…т от земли.

2) Время было поз(?)нее солнце уже село звёздное небо как гиган(?)ская чаша опрокинулось (надо)мной.

При каких условиях в БСП необходимо поставить двоеточие и тире? Расставьте знаки препинания, подобрав проверочные союзы. Мир строит война разрушает. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
  • При каких условиях в БСП необходимо поставить двоеточие и тире? Расставьте знаки препинания, подобрав проверочные союзы.
  • Мир строит война разрушает.
  • Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
  • Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Из данных простых предложений образовать ССП и СПП, расставить и объяснить знаки препинания.  Уж солнце зашло. Начало смеркаться. Глухо прогремел гром. Подуло свежестью.
  • Из данных простых предложений образовать ССП и СПП, расставить и объяснить знаки препинания.
  • Уж солнце зашло. Начало смеркаться.
  • Глухо прогремел гром. Подуло свежестью.

Программированное задание

Программированное задание

  • ПП
  • ССП
  • СПП
  • СПП с несколькими придаточными
  • БСП с разными видами связи
Определите виды придаточных и подберите нужный ответ:

Определите виды придаточных и подберите нужный ответ:

  • Определительное
  • Изъяснительное
  • Образа действия и степени
  • Места
  • Уступительное
  • Условия.
Выберите нужные знаки препинания в БСП:

Выберите нужные знаки препинания в БСП:

  • ,
  • ;
  • :
  • -
1.Что же к_сается розовеющ_го луча со_ н ца, то я то(же) увид _ л его (н _ )сколько дней спустя (в)близи Парижа.   (К. Паустовский )

1.Что же к_сается розовеющ_го луча со_ н ца, то я то(же) увид _ л его (н _ )сколько дней спустя (в)близи Парижа.

(К. Паустовский )

2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже  полы были   (не)окраше_ые  , (за)то всё бл_стало ч_стотой.     ( Ф. Достоевский)

2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были

(не)окраше_ые , (за)то всё бл_стало ч_стотой.

( Ф. Достоевский)

3 . Мы закрыли стекля  _  ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не)несло жаром .

3 . Мы закрыли стекля _ ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не)несло жаром .

Сочинение-миниатюра с использованием простых и разного вида сложных предложений «Впечатления от пьесы П.И.Чайковского «Подснежник».

Сочинение-миниатюра с использованием простых и разного вида сложных предложений

«Впечатления от пьесы П.И.Чайковского «Подснежник».

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Молодцы, ребята!

Спасибо за урок!