Якутская игра «Булчута» («Охотники»)
Игра проводится на местности с чётко обозначенными границами. Из числа играющих выбирается четное количество «охотников» («булчут»), например, на 20 участников 8 «охотников».
Игра может быть организована по-разному. В одном случае, «охотники» разбиваются по парам и образуют «аркан», берясь за руки. С помощью «аркана» «охотники» могут поймать любого игрока. К кому пойманный игрок стоит лицом, с тем он и образует новый «аркан». Задача каждого игрока – как можно быстрее освободиться из «аркана» или вообще ни разу не побывать в роли «охотника».
В другом случае, каждый пойманный игрок становится «охотником», таким образом, «арканы» постепенно увеличиваются. Игра заканчивается, когда последний игрок становится «охотником».
Внимание! В течение игры запрещается выбегать за границы поля, ловить можно и «охотников».
Петушиные бои (Ыт буутун охсуhуута)
Играющие встают в круг. На середину круга выходят два соперника и встают в исходное положение, беря правой рукой ступу правой ноги, согнутой через левую ногу. Прыгая на согнутой левой ноге, они толкают друг друга плечами. Игроки не должны отпускать рук. Если один из игроков в ходе поединка отпустит руки и сядет на землю, то он считается проигравшим. Если же он сядет на землю, не отпустив руки, то у него есть право продолжить бой. При этом он не должен отпускать руки, когда будет вставать.
Невод (мунхалааhын)
Летом, когда на летниках собирались много детей, играли в «невод». Трое или, если многу народу и места, пять человек образуют «невод». Они берутся за руки и не отпускают их. Около десяти детей становятся «рыбами». Игроки обозначают границы площадки – «озера», за переделы которого они не должны выходить. Те, что «неводят», должны отметить внутри озера «прорубь», чтобы туда могло поместиться 10 человек. «Невод» должен поймать и привести «рыб» и не сможет доставить их в «прорубь», то неводом становятся «рыбы».
Кулак и колени (Тобук тардыhыыта) Ведущий ставит посередине комнаты два стула друг против друга. Двое соревнующихся садятся на эти стулья и сжимают друг другу колени. Руки оба держат за спиной. Второй игрок изо всех сил пытается разжать колени. Если между его коленями проходит кулак, то он считается победителем. Затем они меняются ролями. Теперь второй игрок пытается удержать колени первого. Так продолжается до тех пор, пока один из них не сможет ни сжать, ни разжать колени. В эту игру предпочтительнее играть одинакового роста. |
“Бой быков”
Игру можно проводить в зале, во дворе на траве. Прочерчиваются линии на расстоянии 3 метров и посередине.
Двое детей встают по обе стороны средней линии на четвереньках и упираются лбами. По команде каждый стремится отодвинуть соперника за пределы контрольной линии. Правило игры: игроки не должны сильно стукнуться лбами. Игру начинают по сигналу ведущего.
“Перейди, не задевая кочки”
Игра проводится в зале или на площадке. Прочерчивается линия и на расстоянии одного шага располагаем “кочки” - чурочки 7 см., высотой 20 см. по всей площадке. Ведущий отводит одного игрока к краю площадки и завязывает глаза и три раза разворачивает и направляет в сторону “кочек”. Побеждает тот, кто перейдет площадку, не уронив “кочки”.
По окончании игры очень важно подвести итоги: отметить лучших игроков, удачные моменты в игре, имеющиеся недочеты и т. д. Все это имеет очень большое значение для творческого отношения детей к игре, а также поднятия культуры самой игры. Очень отрадно, что дети заинтересовали своих родителей, и они поддерживают интерес детей к якутским национальным играм.
Анализ деятельности детей, то как они с удовольствием посещают и занимаются в кабинете родного края, их активное участие в выставке “Мы из Якутска”, участие в играх путешествиях, викторинах, развлечениях, говорит о том, что проблема целенаправленного ознакомления с играми предков, уважение к истории и любовь к родной республике является действительно важной и необходимой частью работы детского сада.
Работая с детьми мы должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития, его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.