Возникновение и назначение языка Паскаль
Что такое алгоритм
Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.
Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора
Примеры:
Переход в начало
Переход в конец
Пауза
Стоп
Воспроизведение
Система команд исполнителя
Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
Формы записи алгоритмов
Словесная
Графическая
Блок-схема
Словесная форма – естественный язык
Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме списка.
Переход улицы:
- Остановись
- Посмотри налево.
- Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2.
- Посмотри направо.
- Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.
Пример :
Переход улицы
Начало
Подойти к переходу
Дождаться зеленого света
Перейти улицу
Конец
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.
Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль – это универсальный язык, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации
Алфавит языка
Алфавит языка Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
A, B, C, …, X Y, Z
Латинские строчные
буквы
a, b, c,…, x, y, z
Арабские цифры
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Специальные
символы
Имена переменных
В именах МОЖНО использовать
- латинские буквы ( A-Z) цифры знак подчеркивания _
- латинские буквы ( A-Z)
- цифры
- знак подчеркивания _
заглавные и строчные буквы не различаются
имя не может начинаться с цифры
В именах НЕЛЬЗЯ использовать
- русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др.
- русские буквы
- пробелы
- скобки, знаки +, =, !, ? и др.
Какие имена правильные??
AXby A&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B
7
7
= и * и * Начало или конец комментария " width="640"
Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
: =
Знаки больше или
равно,
меньше или равно
= и
* и *
Начало или конец
комментария
Простые типы данных
Название
Обозначение
Целочисленный
Вещественный
Допустимые значения
integer
real
Символьный
- 32 768… 32 768
Область памяти
2 байта со знаком
Строковый
=(2,9 *10 -39 …1,7*10 +38
char
логический
string
Произвольный символ алфавита
6 байтов
1 байт
Последовательность символов длиной меньше 255
boolean
1 байт на символ
True и False
1 байт
Типы величин
Структура программы на языке Паскаль
Структура программы
Служебное слово program
и имя программы
Заголовок программы
Описание констант( const ) и
описание переменных ( var )
Описание данных
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Описание действий
Процедуры вывода Write и WriteLn
( переводится – «пиши» и «пиши строку» )
С помощью данных операторов изображают на экране ту или иную информацию, состоящую из символов.
Выводить на экран можно не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.
Примеры:
Как пишем
Что видим
Write(-500)
-500
Write(2*2-1)
3
Write(‘ Хорошо! ’ )
Хорошо!
Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»:
- Служебные слова BEGIN и END ;
- Точка с запятой;
- Точка.
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.
Простейшее решение:
program symma;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.
Д / з § 3.2
Словарь языка Паскаль
Служебное слово языка Паскаль
Значение служебного слова
and
и
array
массив
begin
do
начало
выполнить
else
иначе
for
для
if
если
of
or
из
или
procedure
процедура
program
программа
repeat
повторять
then
то
to
до (увеличивая до)
until
до (до тех пор, пока)
var
переменная
while
пока
Раздел описания переменных
Имена переменных
var
i, j: integer
x: real
a: char
Вещественный тип
Целый тип
Символьный тип
Общий вид программы
program ;
const ;
var ;
begin
;
;……
…
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
end .
Пример: А :=10; в:=5; S := A +в; Р:= A *в; " width="640"
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
Команда присваивания
:= значение
Пример: А :=10;
в:=5;
S := A +в;
Р:= A *в;
Выполнение оператора присваивания
Процессор
10 + 5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
5
10
15
Оперативная память
b
s
a
10
5
Самое главное
Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.
В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Опорный конспект
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Структура
программы
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Заголовок программы
Латинские строчные
буквы
Описание данных
Арабские цифры
Описание действий
Оператор присваивания: :=