СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык программирования Паскаль

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Язык программирования Паскаль»

Возникновение и назначение языка Паскаль

Возникновение и назначение языка Паскаль

Что такое алгоритм Алгоритм  – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Что такое алгоритм

Алгоритмэто конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Исполнитель  – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд. Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора Примеры: Переход в начало Переход в конец Пауза Стоп Воспроизведение

Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора

Примеры:

Переход в начало

Переход в конец

Пауза

Стоп

Воспроизведение

Система  команд  исполнителя Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.                              

Система команд исполнителя

Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

             

             

Формы  записи  алгоритмов Словесная Графическая Блок-схема

Формы записи алгоритмов

Словесная

Графическая

Блок-схема

Словесная  форма – естественный язык    Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме списка. Переход улицы: Остановись Посмотри налево. Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2. Посмотри направо. Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4. Пример :

Словесная форма – естественный язык

Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме списка.

Переход улицы:

  • Остановись
  • Посмотри налево.
  • Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2.
  • Посмотри направо.
  • Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.

Пример :

Переход  улицы Начало Подойти к переходу Дождаться зеленого света Перейти улицу Конец

Переход улицы

Начало

Подойти к переходу

Дождаться зеленого света

Перейти улицу

Конец

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ

НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

  Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.  Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.  Паскаль – это универсальный язык, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации

Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины.

Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.

Паскаль – это универсальный язык, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации

Алфавит языка Алфавит языка Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Алфавит языка Паскаль Латинские прописные  буквы A, B, C, …, X Y, Z Латинские строчные  буквы a, b, c,…, x, y, z Арабские цифры 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические,  препинания, скобки и другие Специальные символы

Алфавит языка

Алфавит языка Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные

буквы

A, B, C, …, X Y, Z

Латинские строчные

буквы

a, b, c,…, x, y, z

Арабские цифры

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,

препинания, скобки и другие

Специальные

символы

Имена переменных В именах МОЖНО использовать латинские буквы ( A-Z)   цифры   знак подчеркивания _ латинские буквы ( A-Z)   цифры   знак подчеркивания _ заглавные и строчные буквы не различаются имя не может начинаться с цифры В именах НЕЛЬЗЯ использовать русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др. русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др. Какие имена правильные??  AXby  A&B  4Wheel Вася   “PesBarbos”  TU154  [QuQu]  _ABBA  A+B 7 7

Имена переменных

В именах МОЖНО использовать

  • латинские буквы ( A-Z) цифры знак подчеркивания _
  • латинские буквы ( A-Z)
  • цифры
  • знак подчеркивания _

заглавные и строчные буквы не различаются

имя не может начинаться с цифры

В именах НЕЛЬЗЯ использовать

  • русские буквы пробелы скобки, знаки +, =, !, ? и др.
  • русские буквы
  • пробелы
  • скобки, знаки +, =, !, ? и др.

Какие имена правильные??

AXby A&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B

7

7

= и * и * Начало или конец комментария " width="640"

Алфавит языка

В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

Неделимые элементы

Знак операции

присваивания

: =

Знаки больше или

равно,

меньше или равно

= и

* и *

Начало или конец

комментария

Простые типы данных Название Обозначение Целочисленный Вещественный Допустимые значения integer real Символьный - 32 768… 32 768 Область памяти 2 байта со знаком Строковый =(2,9 *10 -39 …1,7*10 +38 char логический string Произвольный символ алфавита 6 байтов 1 байт Последовательность символов длиной меньше 255 boolean 1 байт на символ True и False 1 байт Типы величин

Простые типы данных

Название

Обозначение

Целочисленный

Вещественный

Допустимые значения

integer

real

Символьный

- 32 768… 32 768

Область памяти

2 байта со знаком

Строковый

=(2,9 *10 -39 …1,7*10 +38

char

логический

string

Произвольный символ алфавита

6 байтов

1 байт

Последовательность символов длиной меньше 255

boolean

1 байт на символ

True и False

1 байт

Типы величин

Структура программы на языке Паскаль Структура программы Служебное слово program  и имя программы Заголовок программы Описание констант( const ) и  описание переменных ( var ) Описание данных Начинается словом begin  и заканчивается словом  end  с точкой Описание действий

Структура программы на языке Паскаль

Структура программы

Служебное слово program

и имя программы

Заголовок программы

Описание констант( const ) и

описание переменных ( var )

Описание данных

Начинается словом begin и

заканчивается словом end

с точкой

Описание действий

Процедуры вывода  Write и WriteLn ( переводится – «пиши» и «пиши строку» )    С помощью данных операторов изображают на экране ту или иную информацию, состоящую из символов.   Выводить на экран можно не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.

Процедуры вывода Write и WriteLn

( переводится – «пиши» и «пиши строку» )

С помощью данных операторов изображают на экране ту или иную информацию, состоящую из символов.

Выводить на экран можно не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.

 Примеры: Как пишем Что видим Write(-500) -500 Write(2*2-1) 3 Write(‘ Хорошо! ’ ) Хорошо!

Примеры:

Как пишем

Что видим

Write(-500)

-500

Write(2*2-1)

3

Write(‘ Хорошо! ’ )

Хорошо!

 Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»:  Служебные слова BEGIN и END ; Точка с запятой; Точка.

Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»:

  • Служебные слова BEGIN и END ;
  • Точка с запятой;
  • Точка.
Сложение двух чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму. Простейшее решение:  program symma;  var a, b, c: integer;  begin  read ( a, b );  c := a + b;  writeln ( c );  end.

Сложение двух чисел

Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму.

Простейшее решение:

program symma;

var a, b, c: integer;

begin

read ( a, b );

c := a + b;

writeln ( c );

end.

Д / з § 3.2

Д / з § 3.2

Словарь языка Паскаль

Словарь языка Паскаль

Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова and и array массив begin do начало выполнить else иначе for для if если of or из или procedure процедура program программа repeat повторять then то to до (увеличивая до) until до (до тех пор, пока) var переменная while пока

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

array

массив

begin

do

начало

выполнить

else

иначе

for

для

if

если

of

or

из

или

procedure

процедура

program

программа

repeat

повторять

then

то

to

до (увеличивая до)

until

до (до тех пор, пока)

var

переменная

while

пока

Раздел описания переменных Имена переменных var  i,  j: integer x: real a: char  Вещественный тип Целый тип Символьный тип

Раздел описания переменных

Имена переменных

var

i, j: integer

x: real

a: char

Вещественный тип

Целый тип

Символьный тип

Общий вид программы program ;  const ;  var ; begin    ;  ;…… … Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.  end .

Общий вид программы

program ;

const ;

var ;

begin

;

;……

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

end .

Пример: А :=10; в:=5; S := A +в; Р:= A *в; " width="640"

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.

Общий вид оператора:

Команда присваивания

:= значение

Пример: А :=10;

в:=5;

S := A +в;

Р:= A *в;

Выполнение оператора присваивания Процессор 10 + 5 a:=10; b:=5; s:=a+b 5 10 15 Оперативная память b s a 10 5

Выполнение оператора присваивания

Процессор

10 + 5

a:=10;

b:=5;

s:=a+b

5

10

15

Оперативная память

b

s

a

10

5

Самое главное Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля. Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие. В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить: 1) заголовок программы; 2) описание используемых данных; 3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Самое главное

Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.

В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;

2) описание используемых данных;

3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Опорный конспект Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Структура программы Алфавит языка Паскаль Латинские прописные  буквы Заголовок программы Латинские строчные  буквы Описание данных Арабские цифры Описание действий Оператор присваивания: :=

Опорный конспект

Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Структура

программы

Алфавит языка

Паскаль

Латинские прописные

буквы

Заголовок программы

Латинские строчные

буквы

Описание данных

Арабские цифры

Описание действий

Оператор присваивания: :=


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!