СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковые нормы. Упражнения. Повторение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Языковые нормы. Упражнения. Повторение.»

Языковые нормы Упражнения Повторение

Языковые нормы

Упражнения

Повторение

Орфоэпические нормы речи Прочитайте слова, правильно расставляя в них ударения: диспансер, жалюзи, мизерный, обеспечение, с туфлями, красивее, феномен, щавель, осведомиться, пиццерия, созвонимся, договоры, баловаться, завидно, кашлянуть, одновременно, кухонный, торты, каталог, мастерски, облегчить, флюорография, эксперт, плесневеть, отрочество, откупорить, сливовый, сироты, танцовщица, взяла, умно, черпать, мельком, квартал, оптовый, свекла. ый

Орфоэпические нормы речи

Прочитайте слова, правильно расставляя в них ударения:

диспансер, жалюзи, мизерный, обеспечение,

с туфлями,

красивее,

феномен, щавель,

осведомиться, пиццерия, созвонимся, договоры, баловаться,

завидно,

кашлянуть, одновременно, кухонный, торты,

каталог, мастерски, облегчить, флюорография, эксперт, плесневеть, отрочество, откупорить, сливовый,

сироты, танцовщица,

взяла,

умно,

черпать, мельком,

квартал, оптовый,

свекла.

ый

Орфоэпические нормы речи Прочитайте слова, произнося подчеркнутые согласные звуки правильно: твердо или мягко, [чн] или [шн]: аг р ессия, а т елье, було чн ая, наро чн о, ску чн о, т езис, серде чн ые со ж алеть, праче чн ая, ко ф е,  капли, е г о, д епо, ка ф е, серде чн ый ин т ервью,  друг, т ермин, р ж аной хлеб, сви т ер, коне чн о, ш ептать, щ авель, с ессия. ый

Орфоэпические нормы речи

Прочитайте слова, произнося подчеркнутые согласные звуки правильно: твердо или мягко, [чн] или [шн]:

аг р ессия,

а т елье, було чн ая, наро чн о,

ску чн о,

т езис,

серде чн ые

со ж алеть, праче чн ая,

ко ф е,

капли,

е г о,

д епо,

ка ф е,

серде чн ый

ин т ервью,

друг, т ермин,

р ж аной хлеб, сви т ер,

коне чн о, ш ептать,

щ авель,

с ессия.

ый

Лексические ( речевые) нормы 1. Незнание лексического значения слова.  Неразличение значения паронимов.  Он плохо воспитан – настоящий невежда .  Он плохо образован – настоящий невежа . 2. Нарушение лексической сочетаемости.  В XXI веке компьютерные технологии играют большое значение . Новое приложение к андроиду пользуется интересом . 3. Лексическая избыточность.  тавтология плеоназм Мы общались вместе в течение всего лета. Ученики учатся самостоятельно добывать знания и вырабатывать навыки.

Лексические ( речевые) нормы

1. Незнание лексического значения слова.

Неразличение значения паронимов.

Он плохо воспитан – настоящий невежда .

Он плохо образован – настоящий невежа .

2. Нарушение лексической сочетаемости.

В XXI веке компьютерные технологии играют большое значение . Новое приложение к андроиду пользуется интересом .

3. Лексическая избыточность.

тавтология плеоназм

Мы общались вместе в течение всего лета.

Ученики учатся самостоятельно добывать знания и вырабатывать навыки.

Лексические (речевые) нормы Исправьте ошибки в предложениях. 1. Он продолжил семейную династию.  Он продолжил семейную традицию. 2. Благодаря пожарам, сгорели огромные территории тайги.  Из-за пожаров сгорели огромные территории тайги. 3. Древние римляне, недовольные законами, устраивали митинги. Древние римляне, недовольные законами, протестовали. 4. На праздник она одела нарядное цветистое платье.  На праздник она надела нарядное

Лексические (речевые) нормы

Исправьте ошибки в предложениях.

1. Он продолжил семейную династию.

Он продолжил семейную традицию.

2. Благодаря пожарам, сгорели огромные территории тайги.

Из-за пожаров сгорели огромные территории тайги.

3. Древние римляне, недовольные законами, устраивали митинги.

Древние римляне, недовольные законами, протестовали.

4. На праздник она одела нарядное цветистое платье.

На праздник она надела нарядное

Лексические ( речевые) нормы 5. Певица впервые дебютировала в 17 лет.  Певица дебютировала в 17 лет. 6. Не обращая ни на кого вокруг, он продолжал говорить.  Не обращая ни на кого вокруг внимания, он продолжал говорить. 7. Однажды, в будничный день, рано утром, к нам позвонили.  Однажды, в будний день, рано утром, к нам позвонили. 8. За храбрость он получил очередное военное звание.  За храбрость он получил очередное воинское звание. 9. Их намерения были весьма воинскими, но всё вышло уладить мирно.  Их намерения были весьма воинственными, но всё удалось уладить мирно.

Лексические ( речевые) нормы

5. Певица впервые дебютировала в 17 лет.

Певица дебютировала в 17 лет.

6. Не обращая ни на кого вокруг, он продолжал говорить.

Не обращая ни на кого вокруг внимания, он продолжал говорить.

7. Однажды, в будничный день, рано утром, к нам позвонили.

Однажды, в будний день, рано утром, к нам позвонили.

8. За храбрость он получил очередное военное звание.

За храбрость он получил очередное воинское звание.

9. Их намерения были весьма воинскими, но всё вышло уладить мирно.

Их намерения были весьма воинственными, но всё удалось уладить мирно.

Грамматические (морфологические) нормы. Сто килограмм апельсин. Сто полотенцев для сто грузинов и узбек. ЕГЭ в лицее прошло без эксцессов. Под городом Пушкиным стоит памятник Пушкина. Игорю Шевченке и Люсе Швеце вручили приз. Кругозор Игоря богатее, нежели чем у Люси. Он был больной гриппом. Дом был красивый и прочен. Здесь более девятиста учеников. Во время наводнения из зоопарка сбежало трое оленей.

Грамматические (морфологические) нормы.

  • Сто килограмм апельсин.
  • Сто полотенцев для сто грузинов и узбек.
  • ЕГЭ в лицее прошло без эксцессов.
  • Под городом Пушкиным стоит памятник Пушкина.
  • Игорю Шевченке и Люсе Швеце вручили приз.
  • Кругозор Игоря богатее, нежели чем у Люси.
  • Он был больной гриппом.
  • Дом был красивый и прочен.
  • Здесь более девятиста учеников.
  • Во время наводнения из зоопарка сбежало трое оленей.
Грамматические (морфологические) нормы. Мать Оли, когда она заболела, стала очень тревожной. Оля сшила платье для ее куклы. Появилась новая формация молодежи, для которых Интернет стал единственным способом общения. Езжайте в банк и ложите деньги на депозит. Надо помочь детям расти и проявить свои способности. Услыша это, он побледнел. Ребята, прочитающие произведения, наилегче сдадут экзамен. По приезду в город дети бросились к фонтану. Ввиду недостатка времени не будем отвлекаться.

Грамматические (морфологические) нормы.

  • Мать Оли, когда она заболела, стала очень тревожной.
  • Оля сшила платье для ее куклы.
  • Появилась новая формация молодежи, для которых Интернет стал единственным способом общения.
  • Езжайте в банк и ложите деньги на депозит.
  • Надо помочь детям расти и проявить свои способности.
  • Услыша это, он побледнел.
  • Ребята, прочитающие произведения, наилегче сдадут экзамен.
  • По приезду в город дети бросились к фонтану.
  • Ввиду недостатка времени не будем отвлекаться.
Грамматические (синтаксические) нормы. Эти дети любят и увлекаются спортом. Эти дети любят не только спорт, а также и чтение. Играя в футбол, мяч влетел в окно. Пришел Игорь, мастерски играющий в футбол и который стал лидером команды. Все, кто пришли на футбол, увидел эффектный гол. Родился в селе Мирное, вырос в городе Москва, купался в реке Клязьма, мечтал об озере Бере на острове Новой Земле и даже о планете Венере. Решая задачу, мною допущена ошибка. Он сказал то, что очень устал. Он признался, что я очень устал.

Грамматические (синтаксические) нормы.

  • Эти дети любят и увлекаются спортом.
  • Эти дети любят не только спорт, а также и чтение.
  • Играя в футбол, мяч влетел в окно.
  • Пришел Игорь, мастерски играющий в футбол и который стал лидером команды.
  • Все, кто пришли на футбол, увидел эффектный гол.
  • Родился в селе Мирное, вырос в городе Москва, купался в реке Клязьма, мечтал об озере Бере на острове Новой Земле и даже о планете Венере.
  • Решая задачу, мною допущена ошибка.
  • Он сказал то, что очень устал.
  • Он признался, что я очень устал.
Логические нормы Мы с нетерпением ждали приближения премьеры. Спустя 10 лет назад он вернулся домой. В вазе лежат яблоки, груши, фрукты и сливы. Игорь не забил гол, значит, и Петя не забьет. На средства от потерь, которые приносит устаревшая техника, можно приобрести новый компьютер.

Логические нормы

  • Мы с нетерпением ждали приближения премьеры.
  • Спустя 10 лет назад он вернулся домой.
  • В вазе лежат яблоки, груши, фрукты и сливы.
  • Игорь не забил гол, значит, и Петя не забьет.
  • На средства от потерь, которые приносит устаревшая техника, можно приобрести новый компьютер.
Стилистические нормы. Необходимо направить все усилия на преодоление неуспеваемости. Учащимся, завалившим ОГЭ, необходимо срочно явиться к завучу. Тема маленького человека красной нитью проходит по творчеству Пушкина, Лескова, Чехова. Этические нормы. …… .. по творчеству Пушкина, Лескова,  Чехова. 2. В наше время юношество ничего не читает.

Стилистические нормы.

  • Необходимо направить все усилия на преодоление неуспеваемости.
  • Учащимся, завалившим ОГЭ, необходимо срочно явиться к завучу.
  • Тема маленького человека красной нитью проходит по творчеству Пушкина, Лескова, Чехова.

Этические нормы.

  • …… .. по творчеству Пушкина, Лескова,

Чехова.

2. В наше время юношество ничего не читает.

Выберите в словах окончания в соответствии с языковыми нормами Опытн □ конферансье, олимпийск □ Сочи, Большинство учеников сдал □ ГИА в 2015 году на «хорошо» и «отлично». Трое человек пришл □ тетрадь Гак □ Натальи, тетрадь Гак □ Петра, на собрание. Хохлат □ какаду повторяет более ( 800 ) слов. в древн □ Баку. ЕГЭ прош _л□ без Употребите числительное, выбрав правильную форму.  нарушений. МО вве л□ ЕГЭ в дв □ тысяч □ первом году.

Выберите в словах окончания в соответствии с языковыми нормами

Опытн □ конферансье,

олимпийск □ Сочи,

Большинство учеников сдал □ ГИА в 2015 году на «хорошо» и «отлично».

Трое человек пришл □

тетрадь Гак □ Натальи,

тетрадь Гак □ Петра,

на собрание.

Хохлат □ какаду повторяет более ( 800 ) слов.

в древн □ Баку.

ЕГЭ прош _л□ без

Употребите числительное, выбрав правильную форму.

нарушений.

МО вве л□ ЕГЭ в дв □ тысяч □ первом году.

Устраните ошибки Я интересуюсь и изучаю историю России. С обеих берегов реки растёт листвечный лес. Петя решает пример более быстрее Васи. Мы осуществили поставленную задачу. Лёжа на боку, подушка должна упираться в надплечье.

Устраните ошибки

  • Я интересуюсь и изучаю историю России.
  • С обеих берегов реки растёт листвечный лес.
  • Петя решает пример более быстрее Васи.
  • Мы осуществили поставленную задачу.
  • Лёжа на боку, подушка должна упираться в надплечье.
Устраните ошибки 7. Он поинтересовался о результатах теста. 8. Вернувшись в свои пенаты, чувствуется тепло родного дома. 9. Я читаю книги о приключениях. Но Петя любит книги по истории. 10. По прибытию из Москвы мы встретились. 11. Работая над проектом, происходит усвоение культуры научного труда.

Устраните ошибки

7. Он поинтересовался о результатах теста.

8. Вернувшись в свои пенаты, чувствуется тепло родного дома.

9. Я читаю книги о приключениях. Но Петя любит книги по истории.

10. По прибытию из Москвы мы встретились.

11. Работая над проектом, происходит усвоение культуры научного труда.