СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый всероссийский урок "Моя будущая профессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Первого урока на тему "Моя будущая профессия" для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Единый всероссийский урок "Моя будущая профессия"»

Цели урока:

Обучающая: Ознакомить обучающихся с технологией выбора профессии, подготовить их к осознанному выбору будущей профессии и выбору профиля обучения; объяснить обучающимся, какие факторы влияют на выбор профессии; познакомить их с особенностями некоторых профессий; продолжить профориентационную работу.

Развивающая: Развивать кругозор, обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитательная: Воспитывать уважение к представителям различных профессий.

Оборудование: дидактический материал, мультимедийная презентация, видео, видеоурок, иллюстрации, эпиграфы, афоризмы известных людей, легенда, стихотворения, музыкальное сопровождение.

Тип урока: урок в форме устного журнала.

Ход урока:

Эпиграфы:

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него свою душу, то

счастье само вас отыщет». 

Константин Дмитриевич Ушинский

«Когда человек не знает, к какой

пристани он держит путь, для него

ни один ветер не будет попутным».

Сенека

I. Организационный момент.

1.   Приветствие, позитивная установка на урок.
2.   Определение степени готовности к уроку (коррекция).
3.   Описание ожиданий от урока.

              Я верю, что вы можете:
-  внимательно, активно работать;
-  пользоваться знаниями, полученными на других уроках;
-  вам всем будет радостно и интересно. 

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя.

Профессий много на Земле,

И каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Один человек не в состоянии справиться со всем тем, чтобы жить. Поэтому уже с древних времён появился многообразный мир профессий.

Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 50 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

2. Чтение учителем легенды.

 Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? 

 В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

3. Беседа.

- Что же такое профессия?

- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

- А где же получить такую подготовку?

III. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя.

- Наш сегодняшний урок будет проходить в форме устного журнала.

IV. Основная часть урока.

1. Слово учителя с использованием мультимедийной презентации.

СТРАНИЦЫ УСТНОГО ЖУРНАЛА

1. Что такое профессия?

2. Как правильно выбрать профессию?

3. Какие бывают профессии?

4. Как овладеть профессией?

5. Где можно узнать, какие есть учебные заведения?

6. Знакомство с профессиями.

СТРАНИЦА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?

Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполняются два условия: во-первых, профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний, которые подтверждаются специальными документами: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.

Но профессия - это не только вид трудовой деятельности человека. Это ещё и особая его социальная характеристика, определённый признак человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила.

В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специальности работника, т. е. наличия у него специальных знаний, умений и навыков. Например, профессия слесарь включает в себя специальности: автослесарь, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и др. Профессию и специальность нельзя путать с должностью, которую человек может занимать в организации или фирме. Должность – это служебное положение, место и связанные с ним служебные обязанности.

Сегодня вы школьники, ученики 9 класса. Но быстро пролетит время, вы закончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть и ваша будущая судьба. Этот выбор будет сделан легче, если вы уже сегодня задумаетесь над вопросом «Кем быть?»

2. Чтение учащимися стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

3. Слово учителя.

СТРАНИЦА 2. КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Всё остальное в жизни зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

- профессия должна быть интересной,

- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

- профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к её содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии:

«ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО»

Интерес – побуждение познавательного характера.

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определённых видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности.

Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности.

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. 

Профессия — это:

- деятельность, направленная на пользу общества;

- деятельность, требующая профессионального обучения;

- деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение (зарплату).

Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не составляет никаких трудностей. Но после окончания учёбы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39 % молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель ещё ниже – 31 %. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

СТРАНИЦА 3. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?

4. Просмотр видео «Все профессии нужны, все профессии важны».

5. Слово учителя.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий. Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек - человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, секретарь, продавец, футболист, инспектор ДПС.

Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, архитектор, водитель, тракторист, швея, электромонтёр, маляр, столяр, пожарный.

Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, строитель.

К типу “человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актёр, закройщик, парикмахер.

К типу “человек - природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар, повар.

По характеру труда выделяют два класса профессий:

1) Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, с работой по заданному образцу. Это: агент, медсестра, продавец, кассир, парикмахер. Профессии этого класса не требуют высшего образования.

2) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования. Это: врач, психолог, учитель, юрист, инженер и т.д.

6. Просмотр видеоурока «Ты и твоя будущая профессия».

7. Слово учителя.

СТРАНИЦА 4. КАК ОВЛАДЕТЬ ПРОФЕССИЕЙ?

В соответствии с Законом об образовании РФ, образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее, т.е. 9 классов, является обязательным.

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование даёт возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса (рабочей). Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.

8. Физкультминутка для глаз.

СТРАНИЦА 5. ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ, КАКИЕ ЕСТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?

Существует довольно много источников информации об учебных заведениях.

1. Справочники для поступающих дают наиболее полную и точную информацию об учебных заведениях. Выходят ежегодно, но только в крупных городах.

2. Телефонные справочники позволяют установить номера телефонов и адреса учебных заведений.

3. Компьютерные программы, Всемирная сеть Интернет.

4. Рекламные объявления в газетах, журналах, буклетах.

5. Центры занятости населения предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.

6. Непосредственный визит в учебное заведение позволит вам получить своё собственное впечатление об условиях обучения.

СТРАНИЦА 6. ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ.

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. В последнее время в России появились новые профессии. Я коротко расскажу о некоторых из них.

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает её успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, даёт советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить её положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

Самые редкие профессии

Титестер - дегустатор чая.

Постижёр - это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов.

Таксидермист – это чучельник. Он изготавливает чучела животных.

Актуарий - специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов, исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.

Копирайтер - это креативный, творческий специалист по созданию рекламных слоганов и текстов, который пишет также заказные статьи, прямо или косвенно носящие рекламный характер.

9. Рассказы учащихся о профессиях родителей.

10. Рассказы родителей о своих профессиях.

11. Игра «Самая-самая».

- Отгадать профессии с элементами юмора.

1) Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...).

2) Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...).

3) Самая смешная (клоун, пародист...).

4) Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод-декоратор, ландшафтный дизайнер…).

5) Самая денежная (банкир, боксёры, модель...).

6) Самая волосатая (парикмахер...).

7) Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель).

12. Игра «Отгадай слово – название профессии».

Инженер, юрист, продавец, художник, маляр.

ТЮРСИ (юрист), ЖИХКОУДН (художник), РЕНЖИНЕ (инженер), ЦАПОДЕВР (продавец), МАРЛЯ (маляр).

13. Игра «Отгадай профессию по описанию?»

1) К труженикам этой профессии напрямую относятся слова

М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землёй. (Горняк, шахтёр)

2) Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяется по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)

3) «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит её результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, жёлтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)

4) Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они всё знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)

5) В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьёзному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путём перекрёстных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

14. Пословицы и поговорки.

- Отгадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.

1) Куй железо, пока горячо. (Кузнец)

2) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)

3) Не игла шьёт, а руки. (Швея)

4) Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)

5) Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка)

6) Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Хлебороб)

7) На охоту ехать – собак кормить. (Охотник)

8) Цыплят по осени считают. (Птичница)

15. Пословицы о труде.

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, закончим их.

1) Кто не работает,… (тот не ест).

2) Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).

3) Кто любит труд,… (того люди чтут).

4) Без труда не вытащишь… (и рыбку из пруда).

5) Труд человека кормит, … (а лень портит).

6) Землю красит солнце,… (а человека труд).

ІV. Рефлексия.

Игра "Закончите предложения".

- Люди работают ради… (удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я").

- Настоящий труд – это… (самоотдача и творчество).

- При выборе профессии люди часто не учитывают… (понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. Хочу - своё желание. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. Надо - потребности рынка труда).

- В любом профессиональном труде самое важное… (знания и умение их применять на практике).

- Счастье – это… (Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком).

V. Подведение итогов урока.

1. Беседа с классом.

- Какое настроение осталось после классного часа?

- Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии?  

Надеюсь, что отношение к выбору профессии изменилось. Я буду очень рада, что, когда вы придёте домой, вы подумаете, кем хотите стать в будущем. 

2. Заключительное слово учителя.

В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.

Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.

Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актёра, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Всё это надо учитывать.

Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошёл всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. Ребята, у вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, а обществу - пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности. Определите, какое профессиональное образование вам необходимо. Выберите направление, уровень и форму своего профессионального обучения и стремитесь его получить.

Всегда помните, что любая профессия важна!

Все профессии нужны!

Все профессии важны!

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии – слава и честь!

Хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».

А закончить наш первый урок сегодня мне хотелось бы на поэтической ноте.

«Тропинка» 

Саматова Л. С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя -
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли,
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветёт.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полёт.
Выбрать какую тропинку себе – 
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе,
Поверь в свои силы, в победу поверь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!