Муниципальное общеобразовательное учреждение Никулинская основная школа муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области
«Живи в безопасности»
Игровая программа по правовому воспитанию

Учитель начальных классов –
Пчелякова Наталья Владимировна
2017 год
Цели: в игровой форме познакомить учащихся со Всеобщей декларацией прав человека; сформировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, изображение солнышка для 2 команд, конверты с заданиями, памятка «Мои права», куклы для инсценировки, диск с мультфильмами, минусовки известных песен, фломастеры, листы белой бумаги.
Ход игровой программы
Организационный момент. Психологический настрой.
Деление на группы (Ученики входят и берут конфету)
Все расселись по местам,
никому не тесно,
По секрету скажу вам:
“Будет интересно!”
Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Работать мы с вами будим по группам-советам. Разделимся на два совета. Для этого вы брали конфеты. 1 совет – «Красные» - садятся за стол с красным солнышком. 2 совет «Желтые» - садятся за стол с желтым солнышком. Все заняли свои места за игровыми столами.
Сейчас каждому совету необходимо выбрать командира.
Игровая программа.
Игра «Я это Я».
Возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и линию.
Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки ваших друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга, со своими взглядами, интересами, представлениями, делая одну и ту же работы, мы всегда получаем разные результаты - но одно у нас общие это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.
Мы будем говорить о Конвенции и Декларации прав человека.
Декларация - это документ, который защищает наши права.
Конвенция (договор, соглашение)- это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Декларация разделена на части, разделы которые называются - Статьи.
Родившись на свет, словно солнышка луч,
На землю пробившийся из-за туч,
Себя осознав, ты запомни на век:
Дружок! В этом мире ты - че-ло-век!
Мальчик иль девочка - все равны,
Тебе ведь права при рождении даны.
Действительно каждый из нас имеет одинаковые права.
Игры «Крестики-нолики».
Сейчас предлагаю вам игру «Крестики-нолики», для того, чтобы подробнее познакомиться с некоторыми статьями из Декларации прав человека, на примере сказок.
Правила игры:
- каждая команда по очереди будет выбирать номер квадрата, который они открывают;
-открывать квадрат и читать задание имеет право только капитан;
-можно выбирать только тот квадрат, который ещё не открыт;
-если команда открывает квадрат и там написана статья, вы должны посовещавшись назвать пример из сказки, в которой нарушаются права её героев.
Квадрат 1. Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок золотой гребешок»).
Квадрат 2. Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. («Красная шапочка», «Василиса Прекрасная», «Терёшечка»).
Квадрат 3. Статья 23
А) Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.
Б) Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд.
( «Маленький Мук», «Карлик нос», «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Квадрат 4. Статья 17. (просмотр отрывка из сказки «Лиса и заяц».
1 .Каждый человек имеет право владеть имуществом.
2.Никого нельзя произвольно лишать его имущества. («Золотой ключик», «Лиса и заяц»).
Квадрат 5. Помните вы имеете не только права но и обязанности.
Я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»
Я зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят:
«Это я, это я, это все мои друзья».
Кто несет ответственность
за свои знания,
за домашних животных,
за свое здоровье,
за порядок в своей комнате,
за погоду на улице,
за выполнение своих обязанностей по дому,
за порядок в квартире соседа,
за деревья, травы и цветы,
за сохранность автомобиля дяди Коли,
за настроение товарища?
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным!!
Это общечеловеческие ценности.
Квадрат 6. Минутка тишины.
Мы - цветы одного растения. Наши умы - цветки, распускающиеся на
стебле сердца. Мы - дети одной расы. Мы принадлежим расе людей, а не
племени птиц и зверей. И, поскольку мы относимся к славной расе
человечества, мы должны вести себя достойным образом, построить
достойную жизнь. Саи Баба
Квадрат 7. Музыкальная пауза. Угадываем произведения.
А) Гимн России
Б) Бравые солдаты
В) Первоклашки
Г) Маленькая елочка
Квадрат 8. Переход хода.
Квадрат 9. Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах. («Сказка о Царевне-
лягушке», «Гуси- лебеди», «Дюймовочка», «Золушка», «Морозко»).
Коллективная работа «Коллаж».
Предлагаю выполнить коллективную работу - составить коллаж на сегодняшнюю тему: права человека.
Инсценировка сказки «Морозко».
Сейчас вы увидите сценку из русской народной сказки «Морозко».
Выходит дед садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник. Жил - был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься — бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Старик. Собирайся, милая дочь.
Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили?
Скажите, на какое право детей посягала старуха?
Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.
Дана нам возможность - юристами стать,
Статьи правовые - все изучать.
Если мы будем права свои знать,
То сможем по жизни смело шагать.
3. Работа с памяткой.
Вспомним, какие же вы имеете права.
Памятка для учащихся. У меня есть:
- право на имя, отчество и фамилию;
- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- право на заботу и воспитание;
- право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами;
- право на защиту и воспитание;
- право на общение с обоими родителями;
- право выражать своё мнение;
- право на уважение человеческого достоинства;
- право на защиту своих прав и законных интересов;
- право на личное имущество, на получение содержания от родителей.
4. Подведение итогов.
Ученики читают стихотворение «Новый закон»
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон издать
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха,- гласил бы он,
- Одних, без нас, родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей».
Пусть надпись - буквы покрупней !
- Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям в праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.
1.Как называется документы, которые защищают права человека? (Конвенция, Декларация))
2.Как называются части, на которые разделена декларация? (Статья)
Жизнь, правильно наполненная ценностями, становится интересной, яркой, радостной, счастливой и разноцветной. И сегодня мы много говорили об этом.
5.Рефлексия
Хотите я вам покажу, какой красивой будет наша жизнь.
Учитель берет стеклянный сосуд, высыпает в него цветные стеклянные камушки разного размера и говорит: «Вспомните свои самые главные жизненные ценности. Пусть они светятся небесным цветом. (В сосуд насыпают синие стеклянные камушки). Вспомните ценности, которые значимы лично для вас. Пусть они сверкают цветом зеленой травы. (В сосуд насыпают зеленые бусинки). А теперь вспомните радостные события каждого дня. Их много. Они переливаются солнечным цветом. (В сосуд насыпают оранжевый бисер). Все это связывается с нитями нравственных отношений (добавляются разноцветные нити) и течет в нашем жизненном потоке (наливаем воды и перемешиваем). Вот такая наша жизнь.»
Был удачный классный час,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?