ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учитель начальных классов Виб Галина Егоровна
Забота о глазах
Игровая программа
Цели и задачи:
Привитие навыков здорового образа жизни.
Воспитание потребности правильного отношения к глазам и зрению.
Оборудование:
Плакат – картина глаз человека, альбомные листы и фломастеры, карандаши, плакат с текстом «Правила бережного отношения к зрению».
Ход игровой программы
Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везенья!» -
Чтоб пожелать вам в классе
Прекраснейшего настроения.
Беседа: «Глаз – главный помощник человека»
- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – пяти органов чувств).
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (Глаза, уши, язык, пальцы, кожа и т.д.).
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Поэтому хочу вам дать совет, пусть девизом вашей жизни станут слова:
Я здоровье сберегу.
Сам себе я помогу.
- А о чём сегодня мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку!
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.
(Глаза)
Вывешиваю плакат «Забота о глазах».
Более всего информации об окружающей среде человек получает через зрение.
-Кто знает, какое из животных самое зоркое?
- Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте, под облаками, и высматривает добычу. (Показываю картинку орла)
-Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. (Показываю рисунок совы).
- Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова.
Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему? (Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу.
- Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, любимые, огромные, весёлые, искрящиеся и т.д.)
- Каким бывает цвет глаз?
- Какой бывает величина глаза? (Здесь можно кратко познакомить со строением глаза).
- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Цветное колечко)
- Это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим чёрную точку, она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что он смотрит. Итак, глаз человека – это сложнейшая система, к которой нужно очень бережно относиться.
Опыт - наблюдение
Многолетние опыты – наблюдения за этим сложнейшим органом человека позволили сделать следующие выводы:
Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.
Глаза состоят из очень нежных тканей, и они очень хорошо защищены.
- Как защищены глаза? (Веки, ресницы.)
- Что ещё оберегает глаза? Загадка поможет вам дать ответ:
Под мостом – мостищем,
под соболем – соболищем
два соболька разыгрались (Брови и глаза)
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Главное их назначение – это оберегать глаза от пыли, ветра, пота.
Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- А зачем человеку слёзы? (Защищают глаза от пыли).
Оздоровительная минутка
Гимнастика для глаз
Все упражнения выполняются стоя.
- Если глаза устали, выполните следующее упражнения:
1. Поморгайте глазами.
2. Зажмурьте глаза крепко, а потом откройте их. Делаем это упражнение 5 раз.
3. Делайте круговые движения глазами налево, вверх, направо, вниз, направо-вверх, налево-вниз. Повторяем 10 раз.
4. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторить 5 раз.
5. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту. Закрыть глаза, откинуться на спинку стула и посидеть 1 минутку.
Игра «Полезно – вредно»
Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой дети сами должны сделать выводы, а учитель подскажет правильные ответы!
- Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, а что вредно:
1.Читать лёжа.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Смотреть телевизор с близкого расстояния.
4. Оберегать глаза от ударов.
5. Промывать глаза по утрам.
6. Тереть глаза грязными руками.
7. Читать при хорошем освещении.
- После ответов учащихся учитель вместе с детьми формулирует: «Правила бережного отношения к зрению».
Затем учитель делает обобщение по ответам детей и знакомит их с плакатом.
Правила бережного отношения к зрению
- умываться по утрам;
- смотреть телевизор не более 1-1,5 часа в день;
- сидеть не ближе 3 м от телевизора;
- не читать лёжа;
- не читать в транспорте;
- оберегать глаз от попадания в него инородных тел;
- при чтении и письме свет должен освещать страницу слева;
- расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см.;
- употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец);
- делать гимнастику для глаз;
- укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
Если вы носите очки:
- не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться;
- берегите свои « вторые глаза»;
- храните очки в футляре;
- не кладите их стеклом вниз;
- регулярно мойте тёплой водой с мылом;
- снимайте очки во время занятий спортом
Дружеский рисунок шарж «Что вредно для глаз»
Мы составили с вами и изучили правила бережного отношения к зрению.
сейчас я Вам предлагаю нарисовать рисунок – шарж «Что вредно для глаз». (Дети работают в течение 7-10 минут)
Анализ рисунков детей
Вместе с детьми выясняем, что изображено на рисунке и почему? В конце ещё раз зачитываем правила бережного отношения к зрению.
Учитель делает вывод: Зрение очень важно, очень нужно человеку. И чтобы любой из вас пользуясь зрением смог увидеть красоту и передать её. Чтобы каждый из нас мог видеть.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
От нас с Вами зависит, сможем ли мы видеть окружающие нас чудеса. Будем беречь глаза – значит увидим! Согласны ли вы со мной, ребята?
Занятие закончено. Всем спасибо за участие.