Выступление на Большом педагогическом совете «Ребенок с ОВЗ»
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми, -прописано в Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Но в современном обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в образовательное пространство:
-наличие стереотипов и предрассудков в образовательной среде по отношению к инвалидности;
-недостаток информации
-отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации,
-отсутствие знаний, соответствующей подготовки
-формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
В моем классе учится такой ребенок, по заключении процедур по установлению инвалидности и ОВЗ, ему рекомендована адаптированная программа вида 4.2. для слабовидящих детей. Что это значит?
-Ребенок занимается по ООП, с увеличением часов на изучение некоторых тем. По окончании начальной школы, требования по овладению знаниями такие же , что и к обычным детям.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для развития.
Важно было выработать у ребенка: заинтересованность , положительное отношение к учебной деятельности Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети. Девочка этому очень радуется.
-Специфика моей работы с ребенком с ОВЗ проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, использование наглядных пособий, а так-же использование лампы освещения на столе, свет от которой должен падать слева или прямо, рекомендованных оптических устройств у нас нет. При подборе содержания занятий стараюсь учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала Прочность знаний достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление , закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение.
Повторению принадлежит особая роль. Поэтому большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
-Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света. Как и в нашем случае, поэтому ребенок сидит на 3 ряду на 1 парте.
-Обучение слабовидящих, занимающихся по программе вида 4.2 должно вестись по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом. У нас такого учебника нет. Приходится использовать карточки, родители распечатали рабочие тетради более крупным шрифтом.
- Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Так, непрерывная зрительная нагрузка (в карте сопровождения в нашем случае) не должна превышать 15--20 минут). Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка.
-Положительное влияние на поддержание работоспособности и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследствие этого движения слабовидящих скованны, некрасивы, не уверены, нет точности в их выполнении.
-Девочке не рекомендовано выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, эти упражнения ей противопоказаны.
Основой обучения слабовидящих учащихся является система Брайля.
-Использование видеоувеличителей является самым современным способом чтения для слабовидящих людей. С их помощью человек сможет прочесть даже самый мелкий и неразборчивый шрифт. В зависимости от сферы применения могут различаться в размерах и возможностях. Использование видеоувеличителей является самым современным способом чтения для слабовидящих людей. К сожалению, такой увеличитель нам давали только на время аккредитации школы. В классе такого прибора у нас нет.
-Дисплей-клавиатура Брайля снабжен высококачественными брайлевскими клавишами и рассчитан на пальцевое управление и восприятие информации. Устройство можно использовать вместе с программами экранного доступа, что позволяет учащимся полностью управлять компьютером на своем учебном месте. Вся информация дублируется шрифтом Брайля.
-На уроках письма в 1-2 классе мы пользовались черной и зеленой ручками. Писали черной пастой, а зеленой надписывали , подчеркивали.
Большой вклад в работу вносят родители. К 4 классу по знаниям девочка превосходит здоровых детей. В классе девочки- близняшки. В ущерб здоровому ребенку, который учит уроки сам, родители много времени и сил уделяют больному ребенку.
Для детей с нарушением зрения предусмотрены следующие программы коррекционных занятий: мимика и пантомимика; ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка (СБО), развитие зрительного восприятия, осязания и мелкая моторика рук. Поэтому стараюсь ее включать в декламирование стихов, снятый ролик по пожарной безопасности , занял 3 место в областном конкурсе инклюзии «Творчество без границ», на базе Центра развития инклюзивного образования-2018г , участие в школьной предметной олимпиаде -2018г. по русскому языку -2 место, 3 место в районном фестивале чтецов2019г.