СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игра как средство как средство общения дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по самообразованию на тему -"Игра как средство общения дошкольников".

Просмотр содержимого документа
«"Игра как средство как средство общения дошкольников"»

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников».



МАДОУ “Детский сад №3”

Воспитатель: Перепелкина Ольга Васильевна

Самообразование

Тема: Игра как средство общения дошкольников.

Цель: Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Задачи: 1-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2- Разработать перспективное планирование и проведение игр. 3-Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

4-Распространение опыта своей работы.

5- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

6-Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой». Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

7- Воспитание желания и умения совместно играть. Воспитание навыков коллективной игры (умение договорится, распределять роли, радоваться успехам товарища).



8-Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

Ожидаемые результаты:

1-Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

2-Желание улучшить образовательный процесс.

3-Форма отчетности по проделанной работе: сообщение на педсовете.

Актуальность темы:

«Научись любить и понимать людей,

и рядом с тобой всегда будут друзья».

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.

Гипотеза: Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни, комплексное решение задач относительно развития психически познавательных процессов.





Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств. Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и непосредственной образовательной деятельности, переход от игр забав через игры задачи к познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени - родители поставлены в жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство - важная задача педагога.Нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма.





Важным моментом, определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение взрослого во время игры. Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» - требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на «игрового партнера», с которым ребенок чувствует себя на равных, не будет давления со стороны педагога.

Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстниками. Дети должны обговаривать свои действия, момент принятия той или иной роли, обговаривать события. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.

Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Игры способствуют реализации творческих сил, духовных потребностей, эмоциональному раскрепощению ребёнка и повышению его самооценки.

Для того, чтобы дети стали сотрудничать в игре нужно начиная с раннего возраста при формировании игровых действий одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность.







Войдя в игру,раз за разом закрепляются соответствующие действия: играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него своеобразной школой жизни. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.



В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- подвижные,

- дидактические,

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные.

1-Подвижные игры сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.







Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.



2-Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок.

А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.





Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик вместо того, чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.



3-Сюжетно- ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра-первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра- любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни,раскрыть малышам многообразие мира игры. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т. д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны.

Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад),

производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.,





общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.

Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.

При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию.

Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.



4-Театрализованные игры - Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания





Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» -все это удивляет и привлекает.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию. Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью я широко использую игры-драматизации. Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является поведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре. Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать свое поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации.







Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.





Вывод: Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности.

Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива.

Игра конкретна, ситуативна, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими.

Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.



Целью программы стало изучение возможности игры.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

1- наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием;

2-выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр;

3-сформировать основы «игровой культуры»;

4-создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;

5-расширить кругозор ребенка посредством игры;

6-развить коммуникативные способности детей;

7- сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.





Подготовительный этап ,включает в себя несколько задач: 1-познакомить с разнообразием игр;

2-раскрыть индивидуальность каждого ребенка;

3-развить основы коллективных отношений.

4-основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.

К концу подготовительного этапа дети должны:

- знать и соблюдать при организации игр «главные правила»;

-уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок;

-принимать активное участие в игровой деятельности;

- иметь навыки совместной, коллективной деятельности.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутриколлективных отношений продолжает общеразвивающий этап.

Он также включает в себя следующие задачи:

- обучать детей основным приемам проведения игры; -реализовать творческие возможности ребенка

путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя.



На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.

Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.

К концу общеразвивающего этапа дети должны:

- уметь быть участником и организатором игр;

-проявлять фантазию и творчество;

-иметь навыки коллективной деятельности;

-активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.



Заключительный этап программы: практико - действенный этап.

Задачи этого этапа:

-закрепить полученные знания, умения, навыки;

- создание творческого коллектива.

На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников.

Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий.

В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.







Исходя из тестовых опросов родителей, которые проводились с родителями, я сделала вывод, что сегодняшнему родителю, живущему в условиях современной жизни, где появляются такие конкуренты, как компьютер и электронные игры, ради сохранения добрых и здоровых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность. Обогащать своё родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.

Детская игра всегда одновременно существует как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем.

С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей,

с другой — она всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются полученные знания и умения, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.





















ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сентябрь

-Работа с документацией.

-Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

-Знакомство и анализ документации.

-Планирование работы с детьми на новый учебный год.

-Подбор материала.

-Изучение литературы по теме.



Октябрь

-Разработка дидактического материала для игры «Домашние животные»

-Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т. д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.



Ноябрь

-Разработка дидактической игры по ЗОЖ «Будь здоров»

-Подбор материала по теме.

-Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей









Декабрь

-Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

-Развитие игровой деятельности дошкольников

-Работа над темой «Классификация театрализованных игр»

-Подбор материала по теме.

-Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.



Январь

-Работа над созданием методических папок.

-Подбор материала.

-Накопление опыта

-Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».



Февраль

-Подбор материала.

-Разработка картотеки «Игры на сплочение детского коллектива»

-Подбор материала

-Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.









Март

-Изучение методической литературы «Игры-забавы на участке детского сада»

-Чтение литературы, подбор материала.

-Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

-Работа над картотекой игр по ФЭМП

-Подбор материала



Апрель

-Разработка дидактической игры «Космос»

-Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

-Разработка картотек:

подвижные игры;

сюжетно-ролевые игры;

пальчиковые игры;

дидактические игры.



Май

-Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

-Подбор методической литературы

-Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.







Отчет по самообразованию

по теме: «Игра как средство общения дошкольников».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст.



Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Мое внимание привлекла тема «Игра как средство общения дошкольников», так как в раннем возрасте игра является основным видам деятельности детей, и именно через игровую деятельность ребенок познает мир.

Свою работу я начала, с изучения методической литературы по данной теме. Мною был составлен план самообразования на тему «Игра как средство общения дошкольников».

Составлены картотеки и подборки различных игр: -пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические, народные, игры на подражание.

Свою работу с детьми я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста пальчиковых игр.

Затем постепенно вводила новые виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные; словесные игры, подвижны игры, игры на подражание, народные игры.







Для работы использовала следующую литературу:

Список литературы

1. Аникеева Н. П.Воспитание игрой: Книга для учителя и воспитателей. - М.: Просвещение, 2009.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2015.

3.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2013.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии: - 2006. - № 6.

5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.

6.Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов.- Новосибирск: Изд. НГПИ, 2015.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2017.

8. Яновская М. Г. Творческая играв воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. - М.: Просвещение,2009.

9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2009.

10. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: Просвещение, 2012.

11. О. А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».

«Игры-забавы на участке детского сада».







12. О. А. Скорлупова, Л. В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.

14. О. В. Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

15. Степаненкова Э. Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс