СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по станциям по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по станциям по русскому языку, проводимая в рамках Недели русского языка и литерауты

Просмотр содержимого документа
«Игра по станциям по русскому языку»

Урок-игра по станциям для учащихся 5-6 классов

Класс:5-6

Количество часов: 45-60 минут

Тип урока: урок - игра

Для проведения игры необходимо предоставить команду по 6 человек из параллели 5-6 классов. В начале игры каждой команде предоставляется маршрутный лист по станциям с указанием кабинета. За предложенное время команды набирают баллы.

Итоги подводятся на следующий день.

Награждение через день после проведения игры.


Планируемые образовательные результаты:

1) личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;

  • работать в коллективе.


2) метапредметные:

  • умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение анализировать материал, находить информацию необходимую для решения проблем.


3) предметные:

  • умение работать с текстом;

  • выполнять устные, письменные задания


Формы работы: групповая, фронтальная.


Игра состоит из 6 станций. Задания рассчитаны таким образом, чтобы на каждую станцию команда тратила времени не больше 10 минут.

На пяти станциях командам выдаётся лист с заданиями. Ведущий станции по окончании времени подсчитывает баллы, полученные на этой станции, и вписывает их в путеводительный лист команды.

После проведения игры команды оставляют путеводительный лист на последней станции. Ведущие подсчитывают общее количество баллов. Выявляется команда-победитель. Максимально в игре по станциям можно набрать от 92 до 154 баллов.



Станция «Этимологическая»

Задание. Ответить на вопросы.


1.Слово «азбука» по происхождению какое?

  1. Древнерусское

  2. Латинское

  3. Русское


2.Слово «вундеркинд» заимствовано из немецкого языка. Что оно означает?

  1. «Малыш»

  2. «Чудо-ребёнок»

  3. «Умный малыш»


3.Как вы думаете, слово «каникулы» в переводе с латинского означает.

  1. «Собачка»

  2. «Отдых»

  3. «Созвездие»


4.В переводе с латинского этот школьный предмет означает «сочинение», «рукопись». Назовите этот предмет.

  1. Математика

  2. Биология

  3. Литература


5.В русский язык это слово пришло из французского языка в XVIII веке. Но история его начинается гораздо раньше, в Древней Греции. В переводе с греческого означает «сопровождающий ребёнка». Что это за слово?

  1. «Ученик»

  2. «Педагог»

  3. «Мастер»


6.Перо по-латыни – penna. Как называется специальная коробочка, которую мы используем по сей день, хранящая перья.

  1. «Коробочка»

  2. «Пенал»

  3. «Перунница»




7.Как вы думаете, в переводе с французского слово «портфель» что означает?

  1. «Листонос»

  2. «Сумка»

  3. «Ноутбук»


8.Слово «школа» имеет греческое происхождение и означает. Что?

  1. «Отдых»

  2. «Работа»

  3. «Знания»


9.Слово «брюки» иностранного происхождения. Как вы думаете из какого языка?

  1. Английский

  2. Голандский

  3. Немецкий


10.Назовите, какой фрукт с голандского переводится как «китайские яблоки»?

  1. Яблоко

  2. Хурма

  3. Апельсин



Станция «Словарная»

Задание 1. Одну секунду, но очень внимательно посмотрите на буквы, написанные на листе.

Запомните буквы.

Переверните лист.

Напишите слово, которое должно получится из этих букв.

Сами листы смотреть в приложении 1.

Ответы: фонарь, агент

Задание 2. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд.

Какое слово получилось?

Задание смотреть в приложении 2.

Ответы: веретено, платье

За каждый правильный ответ по 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 20 баллов





Приложение 1

Ь А Н Ф Р О

Г А Н Т Е



Приложение 2

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд.

Гостин_ая, а_тограф, горош_к, тер_аса, гал_ерея, бл_стеть, несчас_ный, п_рила, пан_о, пром_кашка.



Какое слово получилось? ___________________________________



Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд.

Ап_етит, ап_ел_яция, бан_щик, з_ря, уча_ствовать, без_аварийный, перекрёс_ный, обез_яна, изм_рять.



Какое слово получилось? _______________________________________



Станция «Внимательная»

Задание. Сравните два текста.

Сколько ошибок допущено в тексте справа? __________________________

Правильно

Вскоре на западе стала заниматься заря, и свет пошёл на восток, как будто заря утренняя внизу, невидимо за чертой горизонта, взяла вечернюю и потянула к себе. Я шёл очень скоро и так согревался, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошёл заутренний час и мороз вступил во всю силу, я взял один лиловый цветок и хотел отогреть его тёплой рукой, но цветок был твёрдый и переломился в руке.

(М.М. Пришвин)

Неправильно

Вскоре на западе стала заниматся заря, и свет пошёл на восток, как-будто заря утреняя в низу, невидимо за чертой горезонта, взела вечернюю и потенула к себе. Я шёл очень скоро и так согревался, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошёл заутренний час и мороз вступил вовсю силу, я взял один леловый цветок и хотел отогреть его тёплой рукой, но цветок был твёрдый и переломился вруке.

(М.М. Пришвин)









Станция «Лексическая»

Задание. Подобрать синонимы к данным ниже словам.

Азбука


Вежливо


Волшебник


Добросовестный


Иностранный


Откровенный


Путешественник


Работа


Ребёнок


Удивительный




Задание. Подобрать антонимы к данным ниже словам.

Свежий


Славный


Грубый


Неказистый


Маленький


Отнимать


Радость


Легко


Ясный


Оглушительный






Станция «Фразеологическая»

Задание. Вспомните фразеологизмы со словом «взять»

Ответы:

Быка за рога

Верх

В оборот

В руки

В толк

Голыми руками

Грех на душу

За горло

Измором

На абордаж

На буксир

На карандаш

На себя

Под крылышко

Пример

Своё

Слова обратно

Себя в руки

Силой

Много на себя

Не взять капли в рот

Ни дать ни взять



За каждый правильный ответ по баллу.

Максимальное количество баллов – 10

Если команда вспомнит больше десяти фразеологизмов, то ставится то число баллов, сколько они назвали фразеологизмов.



Станция «Теоретическая»

Задание 1. По определениям назовите разделы науки о русском языке.

Раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.


Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.


Раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, предложения и текст.


Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.


Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.


Раздел, изучающий словарный состав языка.


Раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.




Задание 2. Перечислите морфологические признаки следующих частей речи.

Существительное

Глагол




















Путеводитель по станциям

Команда 1_________________________

Класс____________________________

станции

1

2

3

4

5

6

Название

Этимологическая

Словарная

Внимательная

Лексическая

Фразеологическая

Теоретическая

Кол-во баллов







ИТОГО




__________________________________________________________________

Путеводитель по станциям

Команда 2_________________________

Класс____________________________

станции

1

2

3

4

5

6

Название

Словарная

Внимательная

Лексическая

Фразеологическая

Теоретическая

Этимологическая

Кол-во баллов







ИТОГО




Путеводитель по станциям

Команда 3_________________________

Класс____________________________

станции

1

2

3

4

5

6

Название

Внимательная

Лексическая

Фразеологическая

Теоретическая

Этимологическая

Словарная

Кол-во баллов







ИТОГО




__________________________________________________________________

Путеводитель по станциям

Команда 4_________________________

Класс____________________________

станции

1

2

3

4

5

6

Название

Лексическая

Фразеологическая

Теоретическая

Этимологическая

Словарная

Внимательная

Кол-во баллов







ИТОГО




Путеводитель по станциям

Команда 5_________________________

Класс____________________________

станции

1

2

3

4

5

6

Название

Фразеологическая

Теоретическая

Этимологическая

Словарная

Внимательная

Лексическая

Кол-во баллов







ИТОГО




__________________________________________________________________

Путеводитель по станциям

Команда 6_________________________

Класс____________________________

станции

1

2

3

4

5

6

Название

Теоретическая

Этимологическая

Словарная

Внимательная

Лексическая

Фразеологическая

Кол-во баллов







ИТОГО


ОТВЕТЫ


Станция «Этимологическая»

Задание. Ответить на вопросы.


1.Слово «азбука» по происхождению какое?

  1. Древнерусское

  2. Латинское

  3. Русское


2.Слово «вундеркинд» заимствовано из немецкого языка. Что оно означает?

  1. «Малыш»

  2. «Чудо-ребёнок»

  3. «Умный малыш»


3.Как вы думаете, слово «каникулы» в переводе с латинского означает.

  1. «Собачка»

  2. «Отдых»

  3. «Созвездие»


4.В переводе с латинского этот школьный предмет означает «сочинение», «рукопись». Назовите этот предмет.

  1. Математика

  2. Биология

  3. Литература


5.В русский язык это слово пришло из французского языка в XVIII веке. Но история его начинается гораздо раньше, в Древней Греции. В переводе с греческого означает «сопровождающий ребёнка». Что это за слово?

  1. «Ученик»

  2. «Педагог»

  3. «Мастер»


6.Перо по-латыни – penna. Как называется специальная коробочка, которую мы используем по сей день, хранящая перья.

  1. «Коробочка»

  2. «Пенал»

  3. «Перунница»


7.Как вы думаете, в переводе с французского слово «портфель» что означает?

  1. «Листонос»

  2. «Сумка»

  3. «Ноутбук»


8.Слово «школа» имеет греческое происхождение и означает. Что?

  1. «Отдых»

  2. «Работа»

  3. «Знания»


9.Слово «брюки» иностранного происхождения. Как вы думаете из какого языка?

  1. Английский

  2. Голандский

  3. Немецкий


10.Назовите, какой фрукт с голандского переводится как «китайские яблоки»?

  1. Яблоко

  2. Хурма

  3. Апельсин


За каждый правильный ответ по баллу.

Максимальное количество баллов – 10



Станция «Внимательная»

Задание. Сравните два текста.

Сколько ошибок допущено в тексте справа? __________________________

Правильно

Вскоре на западе стала заниматься заря, и свет пошёл на восток, как будто заря утренняя внизу, невидимо за чертой горизонта, взяла вечернюю и потянула к себе. Я шёл очень скоро и так согревался, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошёл заутренний час и мороз вступил во всю силу, я взял один лиловый цветок и хотел отогреть его тёплой рукой, но цветок был твёрдый и переломился в руке.

(М.М. Пришвин)

Неправильно

Вскоре на западе стала заниматся заря, и свет пошёл на восток, как-будто заря утреняя в низу, невидимо за чертой горезонта, взела вечернюю и потенула к себе. Я шёл очень скоро и так согревался, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошёл заутренний час и мороз вступил вовсю силу, я взял один леловый цветок и хотел отогреть его тёплой рукой, но цветок был твёрдый и переломился вруке.

(М.М. Пришвин)


Ответ 10

Ответ меньше 10 – 5 баллов

Ответ больше 10 – 0 баллов

Максимальное количество баллов – 10

Станция «Лексическая»

Задание. Подобрать синонимы к данным ниже словам.

Азбука

Алфавит, букварь

Вежливо

Учтиво, Любезно, Приветливо

Волшебник

Чародей, Колдун, Маг, Кудесник

Добросовестный

Порядочный, честный

Иностранный

Заграничный, Зарубежный, Чужеземный, Заморский

Откровенный

Искренний, Чистосердечный, Прямой

Путешественник

Странник, Путник, Турист

Работа

Труд, Дело, Занятие, Служба

Ребёнок

Дитя, Деточка, Малыш, Малютка, Крошка

Удивительный

Изумительный, Необычный, Невиданный, Сказочный, Поразителтный



Задание. Подобрать антонимы к данным ниже словам.

Свежий

Старый, Несвежий

Славный

Плохой, Дурной, Нехороший, Скверный

Грубый

Ласковый, Нежный, Мягкий, Приветливый

Неказистый

Миловидный, Прекрасный, Привлекательный, Живописный

Маленький

Гигантский, Большой, Огромный

Отнимать

прибавлять

Радость

Грусть, Печаль

Легко

Трудно, Тяжело

Ясный

Пасмурный, Ненастный

Оглушительный

Тихий, Бесшумный



За каждый правильный ответ по баллу.

Если указано больше одного синонима, антонима – 5 баллов

Максимальное количество баллов – 20-40



Станция «Теоретическая»

Задание 1. По определениям назовите разделы науки о русском языке.

Раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Морфология

Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Орфография

Раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания, предложения и текст.

Синтаксис

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Фонетика

Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Морфемика

Раздел, изучающий словарный состав языка.

Лексика

Раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.

Грамматика



За каждый правильный ответ по баллу.

Максимальное количество баллов – 7



Задание 2. Перечислите морфологические признаки следующих частей речи.

Существительное

Глагол

Собственное/Нарицательное

Возвратный/Невозвратный

Одушевлённое/Неодушевлённое

Вид

Род

Спряжение

Склонение

Наклонение

Падеж

Время

Число

Род/Лицо

Разряд по значению (к, с, о, в)

Число


Переходный/Непереходный


За каждый правильный ответ по баллу.

Максимальное количество баллов – 15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей