СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Живая математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра "Живая математика"»

Интеллектуальная квест-игра «Живая математика»

Интеллектуальная квест-игра «Живая математика» разработана для учащихся десятых, одиннадцатых классов с целью развития математического интереса, логического мышления в развлекательной форме. Для решения задач понадобится весьма скромная математическая подготовка: знания правил арифметики и элементарные сведения из геометрии. На станциях квест-игры командам предстоит не только решить задачи различных уровней сложности, но и раскрыть свои творческие таланты: пение и танцы; познакомиться и узнать интересные факты о великих математиках; вспомнить литературные произведения.

Цель: показать учащимся, что математика – это одна из сложнейших наук, которая содержит множество интересных загадок и головоломок, решения которых, порой, находится прямо у нас перед глазами и не требует углубленных знаний.

Задачи: способствовать развитию математического интереса у учащихся с помощью решения интересных, шуточных, запутанных задач; раскрытию не только математических способностей, но и творческих способностей учащихся; укреплению командного духа, сплоченности и дружелюбия, умения работать в команде и принимать единое решение.

Оборудование: распечатки: путевых листов, задач, портретов математиков, фактов, названий станций.

Литература: Перельман Я.И. Живая математика / Сер «Занимательная наука» - М.: Пилигри, 1999 – 288стр.

Место проведения: Лицей: 313 кабинет, 319 кабинет, 310 кабинет, холл второго этажа.

Правила:

Каждая команда получает путевой лист, в котором прописан маршрут по станциям. Команды ходят строго по маршруту своего путевого листа. На каждой станции команды выполняют задания, за которые получают баллы. После того, как команды посетят все станции, они возвращаются на «Центральный вокзал», где подводятся итоги игры.

Состав: 5 команд по 5 человек.

Станции:
1. «Угадай-ка» (5 минут)
2. «Литературная» (5 минут)
3. «Эрудит» (10 минут)
4. «Техническая остановка» (10 минут)
5. «Музыкальная» (10 минут)
6. «Центральный вокзал» (10 минут)

















Ход игры

А

Б

В

Г

Д

1.

«Угадай-ка» (5 минут)

2. «Литературная» (5 минут)

3.

«Эрудит» (10 минут)

4.

«Техническая остановка» (10 минут)

5.

«Музыкальная» (10 минут)

6.

«Центральный вокзал» (10 минут)

6.

«Центральный вокзал» (10 минут)

1.

«Угадай-ка» (5 минут)

2.

«Литературная» (5 минут)

3.

«Эрудит» (10 минут)

4.

«Техническая остановка» (10 минут)

5.

«Музыкальная» (10 минут)

5.

«Музыкальная» (10 минут)

6.

«Центральный вокзал» (10 минут)

1.

«Угадай-ка» (5 минут)

2.

«Литературная» (5 минут)

3.

«Эрудит» (10 минут)

4.

«Техническая остановка» (10 минут)

4.

«Техническая остановка» (10 минут)

5.

«Музыкальная» (10 минут)

6.

«Центральный вокзал» (10 минут)

1.

«Угадай-ка» (5 минут)

2.«Литературная» (5 минут)

3.

«Эрудит» (10 минут)

3.

«Эрудит» (10 минут)

4.

«Техническая остановка» (10 минут)

5.

«Музыкальная» (10 минут)

6.

«Центральный вокзал» (10 минут)

1.

«Угадай-ка» (5 минут)

2.«Литературная» (5 минут)

«Центральный вокзал» (подведение итогов)





























Станция 1. «Угадай-ка» (5 минут)

Команда должна ответить на 20 вопросов каждый из которых стоит 1 балл. Время обсуждение одного вопроса – 15с. Ведущий принимает тот ответ, который прозвучит первым. Сумма баллов выставляется в путеводный лист.

  1. Назовите наименьшее простое число.
    (Два)

  2. Периметр прямоугольника равен 24 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?
    (6 см)

  3. Трудный путь от условия к ответу – это?
    (Решение)

  4. Что общего у уравнения и растения?
    (Корень)

  5. Сколько месяцев в году содержат 28 дней?
    (12)

  6. Сколько столбов понадобится на забор длинной 300м, если длина каждого пролета 10 м?
    (31)

  7. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики кто?
    (Арифметика)

  8. Записная книжка ученика – это?
    (Дневник)

  9. За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
    (2 рубля)

  10. Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 3 десятка?
    (60 десятков)

  11. Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа?
    (Разряд)

  12. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличится число?
    (В 11 раз)

  13. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?
    (102 года)

  14. Какое число делится на все числа без остатка?
    (Ноль)

  15. Половина – треть числа. Какое это число?
    (1,5)

  16. Как назвать сумму длин всех сторон многоугольника?
    (Периметр)

  17. Сколько дней длится любимая период года учеников, учителей, студентов и преподавателей?
    (92 дня)

  18. Три в квадрате – девять, четыре в квадрате – шестнадцать, а угол в квадрате?
    (90 градусов)

  19. Какую часть часа составляют 20 минут?
    (Третью)

  20. Каким прибором измеряются углы?
    (Транспортиром)





Станция 2. «Литературная» (5 минут)

На станции «Литературная» команда должна вспомнить как можно больше названий литературных произведений, пословиц или поговорок в которых есть числа или математические термины. За каждый ответ присваивается 1 балл. Сумма баллов выставляется в путеводный лист.

Например:
1. Семь раз отмерь, один отрежь.
2. 13 причин почему
3. Одна голова хорошо, а две лучше.
4. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5. Волк и семеро козлят.
6. 12 месяцев.
7. Дважды в год лето не бывает.



Станция 3. «Эрудит» (10 минут)

Выдается карточка с задачами (5 задач: 1 – 5 баллов, 2 – 10 баллов, 3 – 15 баллов, 4 – 20 баллов, 5 – 25 баллов). Стратегию решения задач команды выбирают сами: могут распределить задачи между собой или могут каждую задачу обсуждать вместе. Сумма баллов выставляется в путеводный лист.

Задача 1. Кто больше? (5 баллов)

- Двое считали в течение часа всех, кто проходил мимо них по тротуару. Один стоял у ворот дома, другой прохаживался взад и вперед по тротуару.
Кто насчитал больше прохожих?
- Идя, больше насчитаешь, ясное дело, - донеслось с другого конца стола.
- Ответ узнаем за ужином, - объявил председатель. – Следующий.

Ответ: Оба насчитали одинаковое число прохожих, хотя тот, кто стоял у ворот, считал проходивших во все стороны, зато тот, кто ходил, тех же людей по два раза, когда шел вперед и, когда шел назад.



Задача 2. Чета Ивановых (10 баллов)

- Сколько лет Иванову?
- Давайте сообразим. Восемнадцать лет назад, в год своей женитьбы, он был, я помню, ровно втрое старше своей жены.
- Позвольте, насколько мне известно, он теперь как раз вдвое старше своей жены. Это другая Жена?
- Та же. И поэтому нетрудно установить, сколько сейчас лет Иванову и его жене.

Ответ: Задача решается с помощью несложного уравнения. Если жене теперь x лет, то мужу 2x. Восемнадцать лет назад каждому из них было на 18 лет меньше: мужу 2x-18, жене x-18. При этом известно, что муж был тогда втрое старше жены:
3(
x-18)=2x-18
x=36 – возраст жены, тогда мужу 72.



Задача 3. Тысяча (15 баллов)

Можете ли вы число 1000 выразить восьмью восьмерками? (Кроме цифр, разрешается использовать знаки действий)

Ответ: 888+88+8+8+8

Задача 4. Денежные подарки (20 баллов)

Двое отцов подарили сыновьям деньги. Один дал своему сыну 150 руб., другой своему – 100 руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили свои капиталы только на 150 рублей. Как это объяснить?

Ответ: Один из отцов приходился другому сыном, то есть всего было трое человек: дед, сын и внук. Дед дал сыну 150 руб., а сын дал внуку (то есть своему сыну) 100 руб. Следовательно у сына увеличился капитал всего на 50 руб., а у внука на 100 руб.


Задача 5. Дед и внук (25 баллов)

- То, о чем я скажу, проходило в 1932г. Мне было тогда ровно столько лет, сколько выражают последние две цифры года моего рождения. Когда я об этом рассказал деду, он удивил меня заявлением, что с его возрастом, выходит тоже самое. Мне это показалось невозможным…
- Разумеется, невозможно, - вставил чей-то голос.
- Представьте, вполне возможно! Дед доказал это. Сколько же было лет каждому из нас?

Ответ: Внук, очевидно родился в 20-ом столетии. Первые две цифры его года рождения, следовательно, 19: таково число сотен. Число выражаемое остальными цифрами, будучи сложенное с самим собою, должно составить 32. Значит это число 16: год рождения внука 1916, и ему в 1932 году 16 лет.
Дед его родился конечно в 19 столетии: первые две цифры его года рождения 18. Удвоенное число, выражаемое остальными цифрами должно составить 132, значит это число 66. Дед родился в 1866 году, и ему теперь 66 лет.
Таким образом, и внуку, и деду в 1932 г. столько лет, сколько выражают последние два числа годов их рождения.



Станция 4. «Техническая остановка»

Команде выдается листок с решенными задачами. Нужно найти ошибку и исправить ее. За каждую исправленную ошибку команда получает 5 баллов, если команда не исправляет ошибку – получают 2 балла. Сумма баллов выставляется в путеводный лист.



Станция 5. «Музыкальная»

На станции «Музыкальная» команды должны спеть по куплету из песен, в которых встречаются числа или математические термины. За каждый отрывок присуждается 2 балла. Команда может получать дополнительный балл к песне, если они будут танцевать. Сумма баллов выставляется в путеводный лист.

Например:
1. На 7-ом этаже за 7 часов счастья
2. А моя любовь живет на 25-ом этаже
3. Дважды два – четыре
4. Три белых коня, декабрь, январь и февраль
5. Тридцать три коровы





Станция 6. «Центральный вокзал»

На центральном вокзале собрались великие умы математики. Команды должны соединить каждого математика (2 балла) и факт о нем (5 баллов). Сумма баллов выставляется в путеводный лист.

Эвклид

Этот учёный из Древней Греции жил примерно в III веке до нашей эры. Примерно, потому что мы мало знаем о его жизни, разве лишь то, что проживал он в Александрии. Да и то, некоторые источники, особенно арабские, утверждают, что на самом деле Эвклид был «прописан» в Дамаске.


Эвклида называют отцом геометрии. Он доказал много теорем и гипотез, написал несколько научных трактатов. Из них два труда — «Элементы» и «Начала», заложили базовый фундамент всей последующей европейской математики.

Пифагор

Пифагора величают отцом математики. Он также жил в Греции, за полторы сотни лет до Эвклида. Создал собственную математическую школу, впервые в истории человечества сделал математику прикладной наукой, вводя её элементы в повседневный обиход. Кстати, далеко не все историки согласны с тем, что именно он доказал свою знаменитую тригонометрическую теорему.

Архимед

Древнегреческий учёный из Сиракуз занимался многими науками, но, по словам Плутарха, «был одержим математикой». Много работал в области геометрии, сам же считал своим главным достижением выведение формулы для исчисления площади шара и его объёма. Идеи Архимеда заложили основу интегрального исчисления.

Исаак Ньютон

Выдающийся англичанин, классик физики, математики и астрономии. Среди нескольких его основных трудов есть один, касающийся математики, — «Математические начала натуральной философии». Это «Библия» классической механики, в которой приведены формулы для описания движения всех тел во Вселенной. Кроме того, Ньютон заложил основы дифференциального и интегрального исчислений.

Готфрид Лейбниц

Этот немецкий учёный жил и творил в одно время с Ньютоном, и, независимо от последнего, создал основы математического анализа, опирающиеся на понятия бесконечно малых величин. Лейбниц представлял себе матанализ алгебраически, а не кинематически, как это делал Ньютон.

Леонард Эйлер

В специальной литературе нередко можно встретить утверждение, что этот швейцарец является самым выдающимся математиком всех времён. Между прочим, он много лет прожил в России, в Петербурге, и даже многие свои работы написал на русском языке, который выучил в совершенстве всего за год!

Трудно найти отрасль математики, в которой Эйлер не написал бы хоть одну важную работу. Он впервые создал «математический оркестр», увязав множество доселе разрозненных дисциплин в единую систему математики. Язык современной математики нельзя представить без таких понятий, как «углы Эйлера» или «формула Эйлера». Некоторые математические вопросы до сегодняшнего дня преподают студентам «по Эйлеру».


Рене Декарт

Когда мы говорили, что Ньютон и Лейбниц разработали основы математического анализа, справедливо было бы вспомнить, что их изыскания базировались не на пустом месте. Начальные идеи были известны ещё до работ этих учёных, а разработал их почти легендарный француз, Рене Декарт.

Современные математики считают его зачинателем аналитической геометрии. Он впервые ввёл понятия функции и переменной величины. С одним из достижений Декарта сталкивался практически каждый человек. Это система координат, известные всем шкалы «икс» и «игрек». Помимо этого, именно Рене ввёл в математику понятия гиперболы и параболы, овала и листа.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что свой вклад, причём значительный, внесли в европейскую математическую науку и российские учёные. Вспомним хотя бы о некоторых их них.


Николай Лобачевский

Создал особый раздел в геометрии, до сих пор называемый неэвклидовой геометрией, или попросту, геометрией Лобачевского. Его труды, не признанные современниками, опередили своё время, изменили традиционное представление о пространстве и заложили фундамент для работ Эйнштейна. Также уточнил понятие непрерывной функции, разработал несколько остроумных теорем о тригонометрических рядах.

Софья Ковалевская

Первая женщина в России, ставшая профессором математики. Много работала в области небесной механики и математической физики, описывала вращение твёрдого тела, решила одну из так называемых задач Коши.

Андрей Колмогоров

Один из тех учёных, кто разработал теорию вероятностей в её современном виде. В своих трудах добился фундаментальных результатов в функциональном анализе, теориях множеств, мере и приближение функций.










Станция 4. «Техническая остановка»

1. Решите квадратное уравнение:

Корней нет.



2. Запишите формулы площадей многоугольников.

1. Площадь равностороннего треугольника:

2. Площадь ромба:

3. Площадь параллелограмма:
4. Площадь треугольника:


3. Запишите

  1. Укажите знаки (+/-) по четвертям

  1. Когда в четырехугольник можно вписать в окружность?

Если в выпуклом четырехугольнике суммы градусных мер противолежащих углов равны 180°, то в четырехугольник можно вписать окружность.

Станция 4. «Техническая остановка» (ОТВЕТЫ)

1. Решите квадратное уравнение

Корней нет.

2. Запишите формулы площадей многоугольников.

1. Площадь равностороннего треугольника:

2. Площадь ромба:

3. Площадь параллелограмма:

4. Площадь треугольника:

3. Запишите (все верно)

4. Укажите знаки (+/-) по четвертям

5. Когда в четырехугольник можно вписать в окружность?

Если в выпуклом четырехугольнике суммы длин противолежащих сторон равны,

то в этот четырехугольник можно вписать окружность.













Путевой лист

Команда А класса___________________

Состав команды:

1.___________________________________(Капитан)

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________



Маршрут


Станция

Баллы

Баллы

Подпись

1.

1. «Угадай-ка» (5 минут)





2.

2. «Литературная» (5 минут)





3.

6. «Центральный вокзал» (10 минут)




4.

5. «Музыкальная» (10 минут)





5.

4. «Техническая остановка» (10 минут)




6.

3. «Эрудит» (10 минут)









Ответственный_________________________________

Общая сумма баллов

Общая сумма баллов





Подпись__________________



Место________



Номинация__________________________________________________





Путевой лист

Команда Б класса___________________

Состав команды:

1.___________________________________(Капитан)

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________



Маршрут


Станция

Баллы

Баллы

Подпись

1.

3. «Эрудит» (10 минут)





2.

1. «Угадай-ка» (5 минут)





3.

2. «Литературная» (5 минут)





4.

6. «Центральный вокзал» (10 минут)




5.

5. «Музыкальная» (10 минут)





6.

4. «Техническая остановка» (10 минут)








Ответственный_________________________________

Общая сумма баллов

Общая сумма баллов





Подпись__________________



Место________



Номинация__________________________________________________





Путевой лист

Команда 10Д класса___________________

Состав команды:

1.___________________________________(Капитан)

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________



Маршрут


Станция

Баллы

Баллы

Подпись

1.

4. «Техническая остановка» (10 минут)




2.

3. «Эрудит» (10 минут)





3.

1.«Угадай-ка» (5 минут)





4.

2.«Литературная» (5 минут)





5.

6. «Центральный вокзал» (10 минут)




6.

5. «Музыкальная» (10 минут)









Ответственный_________________________________

Общая сумма баллов

Общая сумма баллов





Подпись__________________



Место________



Номинация__________________________________________________





Путевой лист

Команда Г класса___________________

Состав команды:

1.___________________________________(Капитан)

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________



Маршрут


Станция

Баллы

Баллы

Подпись

1.

5. «Музыкальная» (10 минут)





2.

4. «Техническая остановка» (10 минут)




3.

3. «Эрудит» (10 минут)





4.

1. «Угадай-ка» (5 минут)





5.

2.«Литературная» (5 минут)





6.

6. «Центральный вокзал» (10 минут)








Ответственный_________________________________

Общая сумма баллов

Общая сумма баллов





Подпись__________________



Место________



Номинация__________________________________________________





Путевой лист

Команда 11Д класса___________________

Состав команды:

1.___________________________________(Капитан)

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________



Маршрут


Станция

Баллы

Баллы

Подпись

1.

6.

«Центральный вокзал» (10 минут)




2.

5.

«Музыкальная» (10 минут)




3.

4.

«Техническая остановка» (10 минут)




4.

3.

«Эрудит» (10 минут)




5.

1.

«Угадай-ка» (5 минут)




6.

2.«Литературная» (5 минут)









Ответственный_________________________________

Общая сумма баллов

Общая сумма баллов





Подпись__________________



Место________



Номинация__________________________________________________





Общая таблица


А класс

Б класс

Г класс

10 Д класс

11Д класс

1. «Угадай-ка»







2.«Литературная»







3. «Эрудит»







4. «Техническая остановка»






5. «Музыкальная»







6. «Центральный вокзал»






Итого







Место







Номинация










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!