СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая задача как основа организации проектной и исследовательской деятельности на уроке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена технология организации проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Игровая задача как основа организации проектной и исследовательской деятельности на уроке»

Алгина Лидия Радомировна,

учитель русского языка и литературы


Игровая задача как основа организации проектной и исследовательской деятельности на уроке


Для формирования у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, повышению уровня ее творческой активности. В свою очередь для развития творческой активности необходимо создание условий приближения учащихся к творческому поведению.

Это позволяет рассматривать творческую активность не только как продукт взаимодействия учителя и учащегося/учащихся, но и как результат взаимодействия школьников друг с другом в условиях, формирующих творческое поведение. Следовательно, необходимо так организовать образовательное пространство, чтобы поисковая, исследовательская и проектная деятельность, способствующая развитию школьника, обогащающая его новыми уникальными знаниями в той или иной предметной области, пронизывала весь образовательный процесс.

Практика показала, что применение игровых технологий позволяет пробудить интерес к изучаемому предмету, использовать знания на практике, разнообразить формы и виды учебной деятельности, активизировать различные формы общения, формировать творческое поведение. Другими словами, именно игровые технологии позволяют реализовать цели образования и решить поставленные перед ним задачи:

1)организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

2)обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

В игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, приключенческо-игровая.

Предметная игра также может выступать как ученический проект. В этом случае она является содержанием деятельности обучающихся и выступает как результат, как итог взаимодействия учителя и ученика в рамках другой технологии, технологии проектной деятельности. Несомненно, и в этом случае игра выступает как средство активизации познавательной деятельности. Если игра выступает как проект, то ученику нужно выработать правила игры, выбрать предметное поле для осуществления игры, например, русский язык, подобрать такие игровые предметные задачи, в которых таится загадка, прорешать эти задачи и подготовить ответы к ним. Можно утверждать, что и игра как процесс, и отдельная игровая задача становятся средством достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, так как помогают развивать логическое и креативное мышление, догадливость, умение рассуждать и доказывать, открывают поэтическую сторону в самых прозаических вещах, предметах и явлениях.

На примере некоторых игровых задач рассмотрим, как можно организовать учебно-исследовательскую деятельность на уроке. Формы организации этой деятельности могут быть следующими: лабораторная работа, лингвистический эксперимент, лингвистическая задача. Способ познания: выдвижение гипотезы, ее обсуждение, анализ фактов и наблюдений, выводы как новое знание. В момент выдвижения гипотез и их обсуждения возникает дискуссия, диалог между учащимися. Учитель выступает в роли наблюдателя. Воспользуемся таблицей, которую необходимо заполнить ученику в процессе учебной деятельности.

Образец таблицы.


Наблюдение

языковой материал

Гипотеза


Пути решения


Описание эксперимента


Выводы


Рефлексия: возникновение новых задач



Лингвистическая задача 1. Что объединяет этих людей: Иоганн – Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан – Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер?

Наблюдение

Иоганн – Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан – Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер?

Гипотеза

1. Это ученые-лингвисты?

2.Эти люди жили в одной стране?

3. Это писатели?

4. Это псевдонимы?

5. Это имена и фамилии?

Пути решения

Метод исключения

Описание эксперимента

1. Перечитаем примеры. Иван Царевич не ученый, а персонаж сказки.

2, 3. Обратимся к энциклопедии. Информация о каждом кратко записана.

4. Что такое псевдоним. Дать определение термина.

5. Если это имена и фамилии, то фамилии у людей должны быть разные, так как они жили в разных странах. Можно поробовать перевести имена на русский язык.

Выводы

1. Это не ученые-лингвисты.

2,3. Эти люди жили в разных странах, среди них писатели: Джованни Боккаччо, Янко Купала, Жан-Батист Мольер.

4. Это не псевдонимы.

5. Их имена – варианты произношений библейского имени Иоанн на немецком, чешском, итальянском, испанском, русском, украинском, английском и французском языках.

Рефлексия: возникновение новых задач

Есть ли еще имена одинаковые в разных языках? Что обозначает имя (например, Катерина)? «Говорящие» имена литературных героев можно расшифровать.


Лингвистическая задача 2. Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв. Каких частей речи среди них быть не может? Почему?

Наблюдение

Подбор примеров. Ответы могут быть приблизительно такие: ум (сущ.), юн (кр.прил.), ел (глагол), ты (мест.), уж (наречие), из (предлог), но (союз), не(частица), ах (междометие).

Гипотеза

Нужно перечислить названия всех частей речи и исключить те из них, где есть примеры.

Пути решения

Прием исключения

Описание эксперимента

Из списка исключаем все служебные части речи, затем существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Нет среди примеров числительных, причастий и деепричастий. Причастия и деепричастия не все ученые выделяют как части речи.

Выводы

Из двух букв не могут состоять числительные, причастия, деепричастия.

Рефлексия: возникновение новых задач

А может есть деепричастия из двух букв?


Примеры заданий поискового характера.

Лингвистическая задача 3. Назовите три русских женских имени, значение которых понятно без перевода и специальных объяснений. Они всегда упоминаются вместе, но одно из них имеет свою собственную уникальную грамматическую особенность. Какую?

Лингвистическая задача 4. Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.

Лингвистическая задача 5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка?

Лингвистическая задача 6. Какой главный признак поможет вам различить тексты на болгарском и польском языках?

Образование должно быть современным, актуальным, результативным. На это и нацелены образовательные стандарты. Ключевым становится формирование у школьников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Результативным способом решения этой задачи является реализация в школьном образовании игровой технологии, способствующей организации проектной и исследовательской деятельности.