ИГРОВЫЕ
МЕТОДЫ
в работе педагога дополнительного образования
Что такое технология?
- Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования детей имеет развивающий
характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных
задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них
общих, творческих и специальных способностей.
Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня
знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения
процесса, а средством многогранного развития ребенка и его
способностей.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой
регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения
участников добровольных объединений детей и взрослых,
комфортность условий для творческого и индивидуального развития
детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни
создают благоприятные условия для внедрения
личностно-ориентированных технологий в практику их
деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного
образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия
для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета
и темпов его освоения.
Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время
от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет
и понравившегося ему педагога.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес,
раскрыть возможности каждого, организовать совместную
познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий,
применяемых в дополнительном образовании детей.
Это технологии, в основу которых положена игра как вид деятельности
в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта.
- Понятие « игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
- В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком —
- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Классификация игр
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
по области деятельности:
- физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
по характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике:
- предметно-сюжетные, ролевые, деловые, драматизации;
по предметной области:
- математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные и т.д.;
по игровой среде:
- без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- б) познавательные, воспитательные, развивающие;
- в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
- г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
«Прогноз»
Группа делится на две команды. Каждая команда
получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть»,
«дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке
небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово.
Другая команда должна предположить (сделать прогноз),
что изображено на этих рисунках.
«Найди пару»
Играющим на спину крепятся таблички с именами героев из мультфильма,
кино, книги, сказки, (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох).
Необходимо найти свою пару с условием: нельзя задавать прямой вопрос:
«Что написано у меня на спине?»
«Перевод с русского на русский»
Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова,
но сохраняя смысл, следующие предложения:
А
3
- Успешность применения новой
технологии зависит не от способностей
педагога реализовать определенный метод
обучения на практике, а от эффективности
и правильности применения выбранного
метода на определенном этапе занятия,
при решении данной задачи и в работе с
конкретным контингентом детей.