СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

« Игровая деятельность на уроках литературы как средство формирования коммуникативных и познавательных  УУД в ООО »    Педагогическое кредо:   Если я буду упорно приносить каждый день по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору.   Конфуций  Из опыта работы учителя  русского языка и литературы МБОУ «Школы № 13» г. Сарова  Прониной Елены Владимировны

« Игровая деятельность на уроках литературы как средство формирования коммуникативных и познавательных УУД в ООО »

Педагогическое кредо:

Если я буду упорно приносить каждый день по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору.

Конфуций

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МБОУ «Школы № 13» г. Сарова

Прониной Елены Владимировны

Условия формирования личного вклада в развитие образования В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и др. Научно- исследовательские Методические Теория  развития познавательного интереса Т.И. Щукиной      и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой Организационно- педагогические Размещение информации на личном сайте, выступление на ГМО, ШМО

Условия формирования личного вклада в развитие образования

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и др.

Научно- исследовательские

Методические

Теория  развития познавательного интереса Т.И. Щукиной      и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой

Организационно- педагогические

Размещение информации на личном сайте, выступление на ГМО, ШМО

Актуальность личного вклада в развитие образования  Требования ФГОС ООО к освоению обучающимися ООП ООО: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками ; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные, коммуникативные,    Актуальность игры в настоящее время обусловлена сложившейся ситуацией в образовательной среде: Перенасыщение современного мира информацией Отсутствие у обучающихся интереса к чтению Трудности в запоминании, пересказе, создании текста обучающимися

Актуальность личного вклада в развитие образования

Требования ФГОС ООО к освоению обучающимися

ООП ООО:

  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками ;
  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные, коммуникативные,

 

Актуальность игры в настоящее время обусловлена сложившейся ситуацией в образовательной среде:

Перенасыщение современного мира информацией

Отсутствие у обучающихся интереса к чтению

Трудности в запоминании, пересказе, создании текста обучающимися

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество. Игра формирует Высокий уровень мотивации Результативность, коммуникативная компетентность Осознанная потребность в знаниях

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Игра формирует

Высокий уровень мотивации

Результативность, коммуникативная компетентность

Осознанная потребность в знаниях

Цель и задачи педагогической деятельности Цель  :  формирование положительной мотивации учащихся на уроках литературы посредством применения игровой деятельности. Задачи :  формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла;  развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;  создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель : формирование положительной мотивации учащихся на уроках литературы посредством применения игровой деятельности.

Задачи :

  • формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла;
  • развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;
  • создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.
Ведущая педагогическая идея Игра — высшая форма исследования.  Альберт Эйнштейн  В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется мною в следующих случаях: ● в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; ● в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); ● как технологии внеклассной работы .

Ведущая педагогическая идея

Игра высшая форма исследования. Альберт Эйнштейн

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется мною в следующих случаях:

● в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

● в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

● как технологии внеклассной работы .

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Игровые задания, направленные на развитие коммуникативных умений : - «Ты мне - я тебе»; - «Если бы животные умели говорить»; - «Письмо литературному персонажу»; - «Помоги героям»;  - «Пресс-конференция с автором»;  -«Продолжение предложения»;  - «Коллективный рассказ»;  - «Литературный турнир»;  - «Конкурс чтецов».

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Игровые задания, направленные

на развитие коммуникативных умений :

- «Ты мне - я тебе»;

- «Если бы животные умели говорить»;

- «Письмо литературному персонажу»;

- «Помоги героям»;

- «Пресс-конференция с автором»;

-«Продолжение предложения»;

- «Коллективный рассказ»;

- «Литературный турнир»;

- «Конкурс чтецов».

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования  Кроссворды, чайнворды, ребусы и викторины на уроках литературы      Данные творческие формы проверки усвоения фактического материала помогают оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках литературы, следовательно, способствуют повышению мотивации к чтению и поиску новой информации Отличительной особенностью этих форм проверки знаний является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не очень активных учеников

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Кроссворды, чайнворды, ребусы и викторины

на уроках литературы

Данные творческие формы проверки усвоения фактического материала помогают оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках литературы, следовательно, способствуют повышению мотивации к чтению и поиску новой информации

Отличительной особенностью этих форм проверки знаний является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не очень активных учеников

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны Использование игровой деятельности на уроке литературы позволяет обучающимся успешно участвовать во внеклассных, школьных мероприятиях: конкурсах чтецов, литературных викторинах, концертах, мини-сценках.

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны

Использование игровой деятельности на уроке литературы позволяет обучающимся успешно участвовать во внеклассных, школьных мероприятиях: конкурсах чтецов, литературных викторинах, концертах, мини-сценках.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Игровая деятельность позволяет решить целевые установки: Дидактические :   расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие:   воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие:   развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения. Социализирующие :   приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Игровая деятельность позволяет решить целевые установки:

Дидактические :   расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие:   воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:   развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения.

Социализирующие :   приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты  Динамика изменения качества знаний учащихся по литературе за два учебных года

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Динамика изменения качества знаний учащихся по литературе за два учебных года

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Выступление на ГМО;  Размещение учебно - методических материалов на сайтах «Мультиурок», «Знанио».

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

  • Выступление на ГМО;

  • Размещение учебно - методических материалов на сайтах «Мультиурок», «Знанио».

Литература 1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г. 2. Гончар Л.А. «Игровые задачи на уроках русского языка» 3 – 9 классы Москва, «Чистые пруды», 2005 г. 3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994 4. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004г 5.Пташкина В.Н, Виноградова К.Е. и др. « Игровые технологии на уроках русского языка». 5 – 9 классы Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 год. 6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998. 7. Материалы сайта proshkolu.ru 8. Материалы сайта 1 september.ru 9. http://www.allbest.ru/ 10.  http://www.goo.kz/ 11.  http://teacher-evseeva .narod.ru

Литература

1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

2. Гончар Л.А. «Игровые задачи на уроках русского языка» 3 – 9 классы Москва, «Чистые пруды», 2005 г.

3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994

4. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004г

5.Пташкина В.Н, Виноградова К.Е. и др. « Игровые технологии на уроках русского языка». 5 – 9 классы Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 год.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998.

7. Материалы сайта proshkolu.ru

8. Материалы сайта 1 september.ru

9. http://www.allbest.ru/

10.  http://www.goo.kz/

11.  http://teacher-evseeva .narod.ru

«Коллективный рассказ»   Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим.  Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем ...».

«Коллективный рассказ» Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим. Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем ...».

 «Ты мне - я тебе»    Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.

«Ты мне - я тебе» Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.

«Если бы животные умели говорить»    Ученикам предлагается задача рассказать о проблемах животных-литературных персонажей от первого лица.

«Если бы животные умели говорить» Ученикам предлагается задача рассказать о проблемах животных-литературных персонажей от первого лица.

«Письмо литературному персонажу»    Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам.   Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира  «Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть».

«Письмо литературному персонажу» Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам. Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира «Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!