« Игровая деятельность на уроках литературы как средство формирования коммуникативных и познавательных УУД в ООО »
Педагогическое кредо:
Если я буду упорно приносить каждый день по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору.
Конфуций
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
МБОУ «Школы № 13» г. Сарова
Прониной Елены Владимировны
Условия формирования личного вклада в развитие образования
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и др.
Научно- исследовательские
Методические
Теория развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой
Организационно- педагогические
Размещение информации на личном сайте, выступление на ГМО, ШМО
Актуальность личного вклада в развитие образования
Требования ФГОС ООО к освоению обучающимися
ООП ООО:
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками ;
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные, коммуникативные,
Актуальность игры в настоящее время обусловлена сложившейся ситуацией в образовательной среде:
Перенасыщение современного мира информацией
Отсутствие у обучающихся интереса к чтению
Трудности в запоминании, пересказе, создании текста обучающимися
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.
Игра формирует
Высокий уровень мотивации
Результативность, коммуникативная компетентность
Осознанная потребность в знаниях
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель : формирование положительной мотивации учащихся на уроках литературы посредством применения игровой деятельности.
Задачи :
- формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла;
- развитие коммуникативной компетенции у обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.
Ведущая педагогическая идея
Игра — высшая форма исследования. Альберт Эйнштейн
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется мною в следующих случаях:
● в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
● в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
● как технологии внеклассной работы .
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Игровые задания, направленные
на развитие коммуникативных умений :
- «Ты мне - я тебе»;
- «Если бы животные умели говорить»;
- «Письмо литературному персонажу»;
- «Помоги героям»;
- «Пресс-конференция с автором»;
-«Продолжение предложения»;
- «Коллективный рассказ»;
- «Литературный турнир»;
- «Конкурс чтецов».
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Кроссворды, чайнворды, ребусы и викторины
на уроках литературы
Данные творческие формы проверки усвоения фактического материала помогают оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках литературы, следовательно, способствуют повышению мотивации к чтению и поиску новой информации
Отличительной особенностью этих форм проверки знаний является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не очень активных учеников
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Использование игровой деятельности на уроке литературы позволяет обучающимся успешно участвовать во внеклассных, школьных мероприятиях: конкурсах чтецов, литературных викторинах, концертах, мини-сценках.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Игровая деятельность позволяет решить целевые установки:
Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения.
Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Динамика изменения качества знаний учащихся по литературе за два учебных года
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
- Размещение учебно - методических материалов на сайтах «Мультиурок», «Знанио».
Литература
1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
2. Гончар Л.А. «Игровые задачи на уроках русского языка» 3 – 9 классы Москва, «Чистые пруды», 2005 г.
3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994
4. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004г
5.Пташкина В.Н, Виноградова К.Е. и др. « Игровые технологии на уроках русского языка». 5 – 9 классы Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 год.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998.
7. Материалы сайта proshkolu.ru
8. Материалы сайта 1 september.ru
9. http://www.allbest.ru/
10. http://www.goo.kz/
11. http://teacher-evseeva .narod.ru
«Коллективный рассказ» Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим. Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем ...».
«Ты мне - я тебе» Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.
«Если бы животные умели говорить» Ученикам предлагается задача рассказать о проблемах животных-литературных персонажей от первого лица.
«Письмо литературному персонажу» Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам. Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира «Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть».