СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии в воспитании обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в воспитании обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Игровые технологии в воспитании обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Коньшина Валентина Владимировна,

учитель ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с нарушением интеллекта в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал воздействия на снижение различных нарушений в развитии учащихся. Воздействие происходит через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать детей с интеллектуальной недостаточностью к жизнедеятельности в обществе.

Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школьной образовательной среде позволил выявить следующие противоречия между: необходимостью создания широких и разносторонних организационно-педагогических условий в школьной среде, ориентированных на гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств учащихся и недостаточное обоснование необходимости разработки современных игровых педагогических технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и физическом развитии;

На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий основанных на игровых тренингах в обучении детей в специальных коррекционных общеобразовательных школах VIII вида.

Объект исследования: обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате № 2- VIII вида.

Предмет исследования: структура и содержание педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате № 2- VIII вида.

Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.

Гипотеза исследования: обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате № 2- VIII вида, будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в обществе, если:

-разработать педагогическую технологию игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью;

-структурировать содержание педагогической технологии игрового тренинга по следующим блокам задач: образовательные, оздоровительные, воспитательные и социальные: что будет способствовать стимулированию и коррекции умственной деятельности детей через различные познавательные и логические игры и игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков социализации и адаптации в обществе;

Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную, физическую и интеллектуальную составляющую развития детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, что в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию детей, имеющих нарушения в развитии.

Для достижения цели исследования и проверки научной гипотезы были сформированы следующие задачи исследования:

1.Провести анализ состояния проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в современном образовательном процессе.

2.Обосновать и разработать содержание и структуру педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.

3.Разработать методику диагностики результатов обучения детей.

4.В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогической технологии игрового тренинга в обучении учащихся начальных классов.

Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные представления о проблеме обучения и воспитания умственно отсталых детей (Л.C. Выготский, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и отечественной литературы; анализ документальных материалов врачебно-контрольных карт, и др., анкетирование, педагогические наблюдения; тестирование ЗУН; педагогический эксперимент; экспертная оценка; математико-статистический анализ.

База исследования: исследование проводится на базе школы. Объем выборки составил 58 человек.

Этапы организации исследований: Первый этап: поисково-теоретический (2012-2013 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования. В то же время проводилась работа по изучению процесса обучения в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида.

Игровой подход - более естественная форма обучения в начальной школе. В нашем случае, дети сами создают игру и играют в нее. Познание через игру-это новый принцип начальной школы. Новые требования в обучении младших школьников направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его возможностей и способностей. Что бы было интересно соревноваться, дети делятся на группы.

Можно играть, подсказывать, направлять, корректировать действия учеников, обсуждать с ними тему. Здесь важно все: внимательность, организованность, умение убеждать, мотивировать, коммуникабельность. Это и есть качества будущего лидера, а умение работать в группе позволит им слаженно работать в других коллективах.

Например, игра «лото» создается по выученным правилам написания орфограмм. Ученикам раздается игровое поле, в котором написано несколько слов, на доске пронумерованы выученные правила. Поставлена задача: найти в словах орфограммы, после - найти цифру правила, записать цифры в игровое поле. Затем следует взаимопроверка: группы обмениваются игровыми полями и проверяют друг друга. После чего один ученик разрезает верхнее поле - слова, другой раздает каждому из группы и себе по одному (два) слову, их переворачивают, что бы никто не видел. Суть игры - как можно быстрее « пристроить» свое слово на верное окошечко с соответствующими ему правилами. Победителей может быть несколько человек.



на поляне



Поля


поле



поливать


полевой









Орфограммы:

1.название 2.название 3.название 4.имена 5. предлоги

предмета действия признака собственные

Второй этап: опытно-экспериментальный: на данном этапе проводится опытно-экспериментальная работа по реализации теоретико-методологических положений педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе опытно-экспериментальной работы, корректировались содержание, средства, методы и формы реализации игрового тренинга в обучении детей.

Третий этап: обобщающий. Этот этап будет направлен на теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной работы, где поведется систематизация и обобщение результатов исследования, формулируются выводы и разработаются рекомендации для педагогов, работающих с детьми в С(К)ОШИ VIII вида.