Комплекс интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста.
Данный игровой тренинг полезен всем учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы, понимании и осмыслении нового материала.
Игра « Составление предложений» Данная игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, способность творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов. Ребёнку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагаются три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все эти три слова )можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Время выполнения ограничено- 10 минут при групповом занятии и 15-20- при индивидуальном.
Другие группы слов: река, ручка, собака; дерево, тигр, человек; мост, человек, тетрадь и др.
Игра «Поиск общих свойств»
Детям предлагается 2 слова, мало связанных между собой.
Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрёшка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.
За 10 минут ребёнок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов.
Игра « Что лишнее?» Эта игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, а также легко переходить от одних связей к другим.
Детям (ребёнку) предлагаются любые три слова:
Птицы, лисица, огурец
Собака, помидор солнце
Корова, ботинки, трава
Курица, пшеница, подушка
Гусь, лягушка, тина и т. д.
Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.
Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключенному лишнему слову.
Игра « Поиск предметов, обладающих сходными свойствами» Данная игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Называется какой - либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, вентилятор, душ и т.д.
Время ограничено, на одно слово- 5-10 минут.
Задание: необходимо написать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, т.е. предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Например: слово «стрекоза». Могут быть названы: »бабочка», «птица» «самолёт» - они также летают, у них также есть крылья, у них есть хвост, они также поднимаются и садятся.
Игра « Поиск предметов по заданным признакам»
Игра формирует способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой искать похожие предметы, находить аналоги между различными непохожими предметами.
Ребёнку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.
Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка. И даже к такой загадке, как «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», можно найти несколько вариантов ответов.
Можно предложить и такое задание: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций». Например: дверь, она открывается и закрывается. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество ответов.
Игра « Поиск предметов – звеньев, объединяющих данные предметы»
Эта игра учит находить общие свойства предметов, учит сравнивать свойства предметов, искать черты сходства и различия.
Для игры предлагаются два предмета, например «серп» и «комбайн».
Инструкция: дайте названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь чёткую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в данном случае это могут быть такие предметы, как человек ( жнёт серпом и водит комбайн), коса (имеет такой же нож, как у серпа, и такие же ножи в комбайне), сенокосилка также является переходным звеном. А всю цепочку можно представить следующим образом: серп, коса, сенокосилка, комбайн.
Игра « Поиск способов применения предмета»
Данная игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета, развивает умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.
Называется какой – либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, консервная банка, шапка и др. Ребёнок будет работать с одним из этих предметов.
Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета ( книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумагу на столе и т.д.)
Следует ввести запрет на называние варварских способов применения предмета ( книгой можно ударить по голове)
Победителем считается тот, кто укажет большее количество различных функций предмета
Игра « Учимся формулировать определения»
Эта игра учит чёткости и стройности мышления умению фиксировать существенные признаки предмета, позволяет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род – вид» между понятиями.
Называется всем знакомый предмет, например: дырка, шкаф, стул , страх, друг, товарищ, ученик, смелость, чуткость
Инструкция: дать предмету письменно наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет.
Игра « Учимся выражать мысли другими словами»
Игра направлена на то, чтобы научить ребёнка оперировать словами. Учит точно выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли, развивает речь ребёнка.
Ученику предлагается несложная фраза: «Нынешняя зима будет очень холодной»
Инструкция: необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов новых предложений.
Игра « Перечень заглавий к рассказу»
Игра развивает способность выражать суть текста одной фразой, развивает память ребёнка, учит логически мыслить.
Берётся небольшой рассказ или сообщение. Например: «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять – всё своё время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и присоединил к небольшой динамомашине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и довольно усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно снизился»
Надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными(«Способ отучения детей от просмотра телевизора»), или формальными . т.е. по существу не охватывающими главное («Отец и сыновья»), или образными, яркими («Велотелевизор»0
Игра « Сокращение рассказа»
Эта игра формирует чёткость мышления. Она особенно полезна детям, мышление которых не отличается высокой организованностью
Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения, и в них – ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.
Игра « Построение сообщения по алгоритму»
Эта игра дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.
Участники игры договариваются , что рассказывая о каких-либо событиях. Предлагаемых взрослым или выбранных ими самими, будут чётко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например: факт (что произошло)_ причины- повод- сопутствующие события - аналоги и сравнения – последствия.
Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто- что- где – чем – зачем- как – когда. В таком виде игру целесообразно использовать в занятиях с учащимися 3-4 классов. С учащимися 1-2 классов рекомендуют составлять сказки при помощи карточек Проппа, которые являются алгоритмом сказки.