СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и игровые упражнения на занятиях изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале рассказывается об использовании игр и упражнений на занятиях изобразительного искусства и приводятся примеры игр.

Просмотр содержимого документа
«Игры и игровые упражнения на занятиях изобразительного искусства»













Игры и упражнения

на занятиях

изобразительного искусства













Подготовила

Кривошеева Е. Н.

учитель МБОУ лицея № 4

г. Чехова


Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства


Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на занятиях различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно - изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия.

Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.


По форме упражнения могут быть:

- изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);

- устными (ответы по теоретическим вопросам);

- письменными (анализ произведений искусства).


Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия преподавателя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», обучающиеся перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

При ознакомлении сцветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач.


Можно выделить следующие группы игр:

- внимание;

- развивающие глазомер;

- тренирующие наблюдательность;

- развивающие творческие способности;

- воздействующие на эмоции и чувства;

- раскрывающие личностные возможности ребенка.



Практическая часть.


Игры и упражнения по цветоведению.

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

  1. Основные цвета.

Предлагается набор различных цветов. Ребёнок должен точно и правильно найти три основных цвета (красный, жёлтый, синий).


  1. Составные цвета.

Воспитанники получают карточки с примерами: надо найти сумму квадратов красного и желтого цвета; сумму кругов синего и желтого цвета; сумму треугольников красного и синего цвета.


  1. Какого цвета радуга?

Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги.


  1. Тёплые и холодные цвета.

Воспитанники делятся на две команды. Каждой команде выдаются конверты с цветными карточками в виде квадратов. Первая команда выбирает цвета для «постройки Солнечного города» (теплые цвета), другая – для «постройки Царства Снежной королевы» (холодные цвета).


5. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета.

Работу можно проводить фронтально, командами.


6. Закрепление представлений о контрастных цветах.

Выдаются карточки различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигура. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.


Игры на развитие у детей чувства цвета

7. Цветное лото.

    Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.


8. Какие цвета использованы?

    Найти оттенки цвета по заданной картинке.

Выполнить под картинкой полоски оттенков различных цветов.


Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.


  1. Расширяем кругозор.


* Чем художник пишет?

А. Карандашом. В. Углём.

Б. Кистью. Г. Мелком.



* Каким бывает цвет?

А. Сытым. В. Насыщенным.

Б. Пресыщенным. Г. Объевшимся.


* Как называется пейзаж, изображающий море?

А. Марианна. В. Марина.

Б. Мария. Г. Мэри.


* Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря?

А. Мариец. В. Поморник.

Б. Помор. Г. Маринист.


* Как называют картину с изображением овощей и фруктов?

А. Пейзаж. В. Натюрморт.

Б. Портрет. Г. Шарж.


* Как называется художник, специализирующийся в изображении животных?

А. баталист. В. Маринист.

Б. Анималист. Г. Пейзажист.


  1. Художественные омонимы.

Отгадай слово, имеющее два разных значения.

  • Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть).


  • Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал).


  1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале занятия. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию.

Например: живопись, цвет, акварель, натюрморт и т.д.


4. Объясните значение слова.

Например: живопись – это.., пейзаж – это..

Задания для повторения.


Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.



1. Блиц-опрос.

Русская живопись.


  • В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Ивановича Шишкина? (Пейзаж).


  • Кого написал художник Константин Апполонович Савицкий на известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу?» (Четырёх медведей).



  • Один из лучших пейзажей, какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Илларионовича Левитана).


  • Какому художнику принадлежит серия картин «Ярмарки»? (Борису Михайловичу Кустодиеву».



  • Жанр живописи, в котором прославился Орест Адамович Кипренский? (Портрет).


  • На какое дерево прилетели грачи на известной картине Алексея Кондратьевича Саврасова? (На берёзу).



  • Вид какой реки в лунную ночь запечатлел на своём знаменитом полотне художник Архип Иванович Куинджи? (Вид Днепра. «Ночь на Днепре»).


  1. Игра «Угадай».

Учитель подбирает стихи-загадки. Учащиеся должны догадаться о каком произведении (предмете) идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.


В раме волны, бригантина –

На стене висит… (картина).


На картине видишь ты

Вазу, яблоки, цветы,

А не лес, не водоём.

Как её мы назовём? (натюрморт).


Когда-то был я очень мал

И на обоях рисовал.

Твердил я маме лишь одно:

«Обои – это…!». ( полотно).


Нарисую все я сказки,

Мне помогут в этом..( краски ).

Хоть поскрипывает мастер,

Всё раскрасит нам…(фломастер ).


И собаку, и павлина

Слепим мы из.. (пластилина).


Для рисунков наших дом

Называется..(альбом).


Попался в руки мне журнал.

Добавил я волос к портрету,

Потом усы пририсовал…

А как назвать поправку эту? (ретушь).


Стоит за кульманом чертежник.

А перед чем стоит художник? (мольберт).


Натянутый холст, краски, треножник –

Пишет с натуры картину…(художник).


2. Найти художника-автора картины.

Учащимся раздают карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

3. Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:

  • обучающую;

  • контролирующую;

  • творческую.


При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.



Сюжетно-ролевые игры.



Заключение.

В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребёнком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.

В связи с этим возникает актуальность в разработке игровых технологий для современной школы. Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных на занятиях изобразительного искусства.

Разнообразие приёмов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приёмы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебной мотивации учащихся.


























Приложение.


  1. Найди три основных цвета.



2. Составные цвета.

Решите примеры.




3. Теплые и холодные цвета


Теплые цвета. «Солнечный город».












Холодные цвета. «Царство Снежной Королевы».




















Упражнение « Теплые и холодные цвета».


Воспитанники делятся на две команды. Каждой команде выдаются конверты с цветными карточками в виде квадратов. Первая команда выбирает цвета для «постройки Солнечного города» (теплые цвета), другая – для «постройки Царства Снежной королевы» (холодные цвета).









4. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.




Основные






Дополнительные






Производные цвета



















Упражнение «Основные, дополнительные, производные цвета».


  1. Раскрась «основные цвета».

  2. Раскрась «дополнительные цвета».

  3. Раскрась «производные цвета».





  1. Закрепление представлений о контрастных цветах.


Выдаются карточки различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигура. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!