– «Игры и игровые задания, как средство развития быстроты в футболе».
Исполнитель: Зуйкина Анастасия.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность. Скорость наиболее яркая тенденция развития современного футбола.
Интенсивность передвижений в игре и скоростная выносливость футболистов, быстрота выполнения отдельных приемов на максимальной скорости движении и при максимальной быстроте тактических действий, объем, и эффективность быстрых ответных реакций, все это сегодня требования современного футбола.
Становится актуальным вопрос о необходимости серьезной работы над специальным развитием физических качеств, а именно быстроты. Особенности игры предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков. Игроки должны хорошо бегать, останавливаться, резко менять направление и скорость движения, ударять по мячу, останавливать его, вести, согласуя свои действия в зависимости от создавшейся обстановки, необходимо подбирать средства спортивной тренировки, которые бы сочетали все разнообразие футбольных действий и легкую форму их применения. Одна из таких – игра.
Игры и игровые задания - комплексные средства воспитания: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Объект исследования: процесс развития быстроты футболистов.
Предмет исследования: игры и игровые задания для развития быстроты в футболе.
Цель исследования: изучить процесс развития быстроты при помощи игр и игровых заданий в спортивной тренировке футболистов.
Задачи исследования:
Изучить научно-методические источники по выбранной теме.
Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития быстроты футболистов.
Подготовить игры и игровые задания для развития быстроты в спортивной тренировке футболистов.
Сделать заключение.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование развития быстроты в процессе подготовки футболистов», представляет собой - анализ научно-методических источников по выбранной теме.
Анализ научно-методической литературы показал, что под физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств спортсмена.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Обучение и тренировка спортсменов, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) игры и игровые задания с мячом и без мяча для развития быстроты.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития быстроты в спортивной тренировке футболистов при помощи игр и игровых заданий» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития быстроты в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития быстроты, выделить тесты для оценки показателей уровня развития быстроты, которые доступны для футболистов.
На втором этапе для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития быстроты занимающихся, на текущий момент:
Тестирование быстроты:
Бег 30 метров.
Бег на месте за 10 сек.
3. Прыжки на скакалке за 10 сек.
4. Прыжок в длину с места.
5. Челночный бег 3 х 10 м.
На следующем этапе исследовательской деятельности анализ научно-методических источников и изучение опыта тренеров по футболу показали наиболее эффективные игры и игровые задания с мячом и без мяча для развития быстроты, которые показывают динамику роста показателей в процессе физической подготовки футболистов.
Игровые задания для развития двигательной реакции
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом и спиной вперед. Выполняются по звуковому и зрительному сигналу. Кто быстрее.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования.
Например, а)группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу — поднятая тренером вверх рука — выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу - рука в сторону — резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу — рука за головой — выполняется поворот на 180° и бег спиной вперед в максимальном темпе; б) игроки, хаотично двигаются по полю, по сигналу ускорение 5-6 м.
3. Упражнение в движении в парах:
а) игрок 1 движется вперед, выполняя различные движения: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера;
б) то же упражнение, но игрок 2 движется спиной вперед.
4. Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения мяча. Передавать партнеру в ноги, под неудобную ногу, заставляя его быстро реагировать на передачу. Так же набрасывание мяча на грудь, бедро, стопу партнера.
5. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков противника, быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
Игровые задания для комплексного развития скоростных качеств
1. С мячом:
Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.
Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3-4 рывка за мячом.
2. Без мяча:
Два (три) игрока медленно или в среднем темпе бегут, взявшись за руки. «Намеченный» тренером неожиданно выполняет кувырок. Партнеры делают то же. Начинающие кувырок меняются. Это упражнение можно использовать и для развития двигательной реакции
Двое бегут в медленном темпе. Один из них выполняет кувырок вперед. Партнер повторяет. Далее оба делают небольшое ускорение. Затем кувырок выполняет второй игрок и т. д. Это упражнение помогает развивать двигательную реакцию.
Один из игроков (нападающий) медленно бежит вперед. В 1 - 1,5 м перед ним бежит спиной вперед второй игрок (защитник). Нападающий неожиданно делает ускорение. Защитник, развернувшись на 180°, следует за партнером. Выполнив упражнение несколько раз, футболисты меняются ролями.
Для троих: от бегущего вперед нападающего отступают два защитника. Далее упражнение выполняется, как 5-е, только игроки делают ускорение в полную силу. Упражнение способствует развитию реакции.
Вариант. Защитники, совершив прыжок вверх, занимают положение сидя по-турецки, Либо упор на коленях, либо упор лежа; вскакивают и, повернув на 180°, бегут вслед за нападающими.
Подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств.
Различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби), проводимые в режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т.е. чередованием работы максимальной мощности в пределах 20 с и интервалов активного отдыха.
Все предложенные игровые задания выполняются в начале основной части учебно-тренировочного занятия.
Заключение
Анализ научно-методической литературы и выполнение практической части работы показали, что под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Обучение и тренировка спортсменов, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) игры и игровые задания с мячом и без мяча для развития быстроты.