«Пароход гудит» Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх. Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит паровоз). Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу. Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл- Прямо по морю пошёл! | «Барабанщики» Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д: д-д-д]. Методические указания: нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Утром рано на лесной полянке Звонко, звонко зайчик барабанит: «Д-д-д-д, да-ды, да-ды». |
«Маляр» Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. Методические указания: следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Красить потолок пора, пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад – наш маляр работе рад! | «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как бы растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Методические указания: открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. К нёбу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой- Гармонист ты не плохой. |