Мультимедийные средства как фактор активизации познавательного интереса младших школьников
к урокам музыки
Международное общество по музыкальному образованию (International Society for Music Education – ISME), осуществляющее свою деятельность под эгидой ЮНЕСКО, каждые два года в разных странах проводит Всемирные конференции по проблемам музыкального образования. И.М. Красильников, постоянный участник таких мероприятий, сообщил о том, что в 2010 году Всемирная конференция в Пекине отобразила современную картину музыкального образования в глобальном масштабе. Заметное место среди выступлений заняли темы, связанные с обращением в музыкальном образовании к информационно-компьютерным технологиям. Также на конференции отметили, что внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс должно стать элементом всех образовательных программ [2].
В России проблема информатизации начального образования всё ещё не получила системного решения. Хотя многие школы благодаря комплексной информатизации в рамках отраслевых целевых программ имеют необходимую материально-техническую базу: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, доступ к сети Интернет [1]. Компьютеризация кабинета музыки способствует формированию познавательного интереса младших школьников на уроках музыки.
С первого класса словарный запас школьника пополняется новыми словами: сканер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, монитор. Слово и предмет, обозначенный им, сливаясь в единый образ, способствует «овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире» [5].
Как утверждает И.В. Кузина, большая нагрузка по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ложится на учителя начальных классов. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования и полного общего образования [7] показал, что именно в стандарте начального общего образования в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы подробно прописана информационно-коммуникативная компетенция.
С развитием технической базы информационных технологий обозначились возможности их использования при обучении музыки в общеобразовательной школе. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (анимация, звук, видео) позволяют рассматривать компьютер на уроках музыки как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования учащихся и преподавателей.
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской музыки, видеофрагменты из опер, балетов являются неотъемлемой частью каждого урока. Без медиатеки уроки музыки невозможны, ведь звучание фрагментов музыки русских классиков является обязательным условием любой учебной программы по музыке.
Возможность в кабинете музыки выхода в Интернет безусловно формирует познавательный интерес учащихся к уроку. При условии непрерывной связи можно выйти на большое количество сайтов, посвященных творчеству русских композиторов, где помимо изучения новой темы есть достаточное количество игр, тестов для закрепления изученного материала. Тут же возможны интерактивные экскурсии, слушание музыки в онлайн режиме, использование компьютерных игр. Всё это определенно интересует школьников.
Из этого следует, что тщательная подготовка к каждому уроку музыки с использованием средств мультимедиа ведет к формированию познавательного интереса младших школьников к урокам музыки.
Многие школы оснащены компьютерами, которые используют учителя для проведения своих уроков. Применение мультимедийных средств на уроках является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая тем самым занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением средств мультимедиа ни в коем случае не заменяют учителя, они делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Средства мультимедиа позволяют одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой[1].
В то же время эта работа проводится не систематически, от случая к случаю, так как в теории и методике обучения музыке отсутствует научно обоснованная, эффективная методика использования средств мультимедиа на уроках музыки, которая будет способствовать формированию познавательного интереса младших школьников.
Е.А. Лобанова выделяет следующие направления использования ИКТ в работе учителя музыки:
- средство наглядности на уроках при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
- закрепление изложенного материала (обучающие программы);
- проведение практических занятий, самостоятельной работы;
- контроль и проверка знаний учащихся (викторины, кроссворды и т.д.);
- диагностика качества обучения (тесты);
- подготовка электронных дидактических материалов, презентаций, докладов, выступлений;
- самообразование учащихся и педагога через получение, анализ и использование информации, полученной в Интернете;
- использование компьютерных игр в области искусства;
- возможность дистанционного обучения по предмету;
- освоение новых инструментариев учителя музыки (интерактивная доска и др.);
- создание личного профессионального сайта или ведение собственной странички учителя на портале школы или гимназии;
- участие в работе профессиональных сообществ на педагогических порталах;
- ведение электронного журнала по предмету;
- участие в виртуальных педагогических советах, мониторингах;
- создание интернет технологической карты урока;
- подготовка учащихся для участия в дистанционных олимпиадах по музыке [3,4].
Н.В. Суслова и С.Л. Старобинский считают, что Интернет стал своеобразной ноосферой. Современный человек с любым вопросом обращается, в первую очередь, к Интернету. Новости, развлечения, полезные адреса находятся очень быстро. Что не скажешь о профессиональной информации. Особенно, если профессия такая особенная – учитель музыки в общеобразовательной школе. Существует немало сайтов, адресованных профессиональным музыкантам или студентам музыкальных вузов. Но для школьного урока музыки их материалы, как правило, не подходят – слишком сложны [4].
Есть целые порталы, созданные для поддержки профессиональной деятельности школьных учителей различных специальностей. Наконец, в сети появляется все большее число персональных страниц учителей музыки, на которых размещены поурочные разработки, материалы по внеклассной деятельности. Но даже они порой малопригодны для коллег. Все мы разные, дети у нас тоже разные, не говоря уже об условиях конкретной школы, города, региона.
Просматривая бескрайние просторы русскоязычного Интернета по поисковым запросам «урок музыки в школе», «методика преподавания в школе» и т.д., Н.В. Суслова и С.Л. Старобинский обнаружили, что в сети представлено не так уж много качественных материалов. Приблизительно их можно разделить на сайты о «себе» - где тот или иной учитель делится собственным опытом и размещает свои поурочные разработки и календарно-тематическое планирование; сайты методической тематики, но общешкольной направленности, где урокам музыки посвящен какой-либо раздел, содержащий сканированные программы, презентации каких-то уроков, файлы для скачивания с мультиками и «минусовками»; сайты музыковедческие – где есть и музыка, и сведения о композиторе, но нет педагогической направленности и сайты для детей и родителей, которые к школе не имеют непосредственного отношения [4]. Далее педагоги советуют именно тот методический сайт, который может оказать реальную помощь учителям музыки общеобразовательных школ [6]. Здесь можно найти для урока по творчеству русских композиторов практически всё.
В начальной школе всё-таки чаще используется применение презентаций. Они могут активно использоваться на разных этапах урока. Рассмотрим виды презентаций, которые могут быть применены на уроках музыки по формированию интереса учащихся к творчеству русских композиторов. Это могут быть и уроки по биографиям и творчеству русских композиторов с богатым иллюстративным материалом, а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Презентации наполнены различным медиаматериалом: иллюстрациям к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями, играми. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением. Всё это разнообразит урок музыки и прививает интерес школьников к слушанию русской классики.
Заочные экскурсии – часто при изучении биографии композитора его
новых произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии. Это могут быть фрагменты видеофильмов, скачанных с Интернета.
Проекты учащихся – это, как правило, коллективный проекты с помощью учителя, а презентация проекта может быть итогом исследования. Рефераты и доклады, в начальной школе учащиеся готовят еще довольно часто. Но такие виды работ, скачанные обычно родителями учащихся из Интернета, не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, заниматься своей проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время.
Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет ресурсов.
В процессе учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. На уроках музыки тоже возможно их использование.
На сегодняшний день информационные компьютерные технологии являются новым способом передачи знаний, соответствующий качественно новому содержанию обучения и развития школьника. Этот способ позволяет ребенку учиться с интересом, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Целесообразность компьютеризации кабинетов музыки определяется мерой достижения педагогической и методической эффективности по сравнению с традиционными формами работы. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Игнатенко А.В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника// Начальная школа. – 2013. – .№5. – С. 58-60.
Красильников И.М. Обращение к компьютерным технологиям – тенденция развития музыкального образования в современном мире//Музыка в школе. – 2011. – .№2. – С. 62-69.
Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
Суслова Н.В., Старобинский С.Л. Методический сайт в Интернете. Проблемы и перспективы// Музыка в школе. – 2013. – №1. – с.30-35.
Большой энциклопедический словарь. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://dic.academic.ru. – Дата обращения: 10.11.2013.
Сайт для учителей музыки – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://meta-music.ru. – Дата обращения: 28.11.2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://standart.edu.ru. – Дата обращения: 20.10.2013.