Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках по обучению грамоте»
ИКТ на уроках по обучению грамоте
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. [1] Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. При этом под ИКТ-компетентностью понимают способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех предметах образовательной программы (как урочных, так и внеурочных) и начинается со знакомства обучающихся с различными средствами ИКТ и возможностями их использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры. Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации ФГОС НОО.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Но как всякий психический процесс наглядно-образное мышление нуждается в развитии и коррекции. Одним из эффективных средств его развития является использование в образовательной деятельности младших школьников современных цифровых образовательных ресурсов. Применение информационных технологий делают учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни. Кроме того, в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.
Использование игровых возможностей компьютера наряду с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. Занятия с использованием ИКТ позволяют, в какой-то степени разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебную деятельность, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с долей игрового подхода, мультимедийную форму с использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов, голосового сопровождения и включением видеофрагментов.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации всех познавательных процессов — внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, а также творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. Предлагаю рассмотреть примеры использования ИКТ на уроках математики в 1 классе. Использование интерактивной презентации на уроке при устном счёте. Большую помощь в формировании вычислительных навыков младших школьников оказывает такой вид деятельности, как устный счет. Организовать его в увлекательной форме помогает интерактивная презентация.
Использование презентации на уроке при объяснении нового материала
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. д., делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. При совершенствовании и закреплении речевых навыков можно использовать игры «Составь поезд», «На рыбалке», «Почта» и др.