
ИКТ в управленческой и методической деятельности
Информационно-коммуникационные технологии и управление школой… Что может их связать в единое целое?
Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, научно-методическая, управленческая, хозяйственная, кадровая.
Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы.
Прежде чем внедрять ИКТ, необходимо иметь хотя бы минимальные пользовательские навыки.
Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы.
С кого начать? Конечно же, первой категорией обучаемых должна быть администрация. В МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» директору школы подчиняются 6 заместителей: 2 заместителя директора по учебно – воспитательной работе, 1 заместитель директора по воспитательной работе, 1 заместитель директора по гражданско – патриотическому воспитанию, 1 заместитель директора по информатизации и 1 заместитель директора по административно – хозяйственной части. И руководитель школы, и его заместители, а также психолог, заведующий библиотекой, преподаватель – организатор ОБЖ – все обучены работе на компьютере.
Информационно-аналитическая деятельность школы – ведущая деятельность в управлении школы на начальном этапе. Для эффективного руководства определяются главные критерии отбора информации:
- полнота,
- конкретность,
- достоверность,
- своевременность.
Ведущую роль в управлении качеством образования играет образовательная информационная среда школы. Система управления качеством образования может эффективно реализоваться тогда, когда в школе происходит целенаправленное формирование образовательной информационной среды.
В нашей школе была разработана программа создания единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования, по следующим направлениям:
создание единого информационного пространства школы;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса;
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
Приоритетными направлениями деятельности администрации были выбраны:
Автоматизация организационно-распорядительной деятельности
Ведение мониторинга качества обучения
Организация работы групп «Пользователь ПК», «Программа INTEL «Обучение для будущего»
Электронный документооборот
Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
Компьютеризация школьной библиотеки
Электронная база педагогических кадров
Электронная база по учащимся
Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов
Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения
Можно с уверенностью сказать, что все направления реализованы полностью.
Одним из важным направлений создания образовательной информационной среды является сайт школы (http://ksh1.ucoz.ru). Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы служит показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт также рассматривается как коммуникативный инструмент не только администрации, педагогов и учеников, но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов – родителей и работников образования. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.
Таким образом, школьный сайт является мощным универсальным и эффективным средством, позволяющим донести до аудитории необходимую информацию – расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Сайт представляет возможности для обратной связи через гостевую страницу.
Деятельность любого руководителя школы XXI века сейчас все в большей степени зависит от его информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести значительную работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Выбор рациональных решений в сфере управления образованием требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств, к которым, прежде всего, относится компьютер. Руководитель школы должен проработать и представить вышестоящим организациям огромное количество документов, писем, инструкций, отчетов и т.п., поэтому без компьютерных информационных технологий современному организатору образования просто не выжить.
Наше образовательное учреждение сегодня имеет хорошую техническую, компьютерную базу. Осознанная необходимость технической поддержки функционирования всей системы привела к введению в штат с 2008 года должности заместителя директора по информатизации.
Таким образом, комплексный подход к компьютеризации и, как результат, наличие единого информационного пространства школы обеспечивает
свободный доступ в глобальную сеть Интернет;
автоматизацию типовых операций управления образовательным процессом в школе;
упорядочение информационного обмена данными между службами школы и вышестоящими организациями;
повышение качества профессиональной подготовки кадров;
повышение рейтинга образовательного учреждения.
Управление качеством начинается с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления.
В педагогики есть важное правило: «прежде чем контролировать, научи!»
Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания МО и т.п.. Использование ИКТ при проведении данных мероприятий вызывает интерес участников.
Использование ИКТ, как и всякая новая идея, обычно проходит три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения.
Большую роль в «принятии» новой технологии сыграло использование компьютера администрацией школы. Не все учителя сразу осознавали преимущество компьютера прежде всего, потому что не владели пользовательскими навыками. На начальном этапе информатизации в школе была проведена внутрифирменная учёба по обучению педагогов работе с различными компьютерными программами, сетью Интернет, созданию разного вида презентаций, электронной почтой. В школе созданы соответствующие условия, чтобы учитель переступил через барьер неприятия и страха. Школа располагает кабинетом информатики. В методическом кабинете учителю всегда есть возможность поработать на компьютере, выйти в Интернет, найти необходимую информацию и т.п. Каждый кабинет оснащён автоматизированным рабочим местом учителя. День за днем, год за годом, демонстрируя плюсы использования компьютера, постепенно появилась группа учителей разных предметов, готовых работать с администрацией в этом направлении. Они-то и стали нашей опорой в реализации программы информатизации учебного процесса.
Использование ИКТ учителями способствует их профессиональному росту.
Сегодня в необходимости использования ИКТ убеждается все большее количество учителей. Психологический барьер неприятия пройден.
Контроль тогда может быть действенным, когда контролируемый ощущает его результаты. Поэтому публикации учителей, администрации в СМИ, в Интернете, участие в конкурсах, дистанционном обучении способствует осознанию значимости работы каждого учителя. Это оказывает влияние на весь коллектив.
Сегодня, согласно опросу, весь учительский коллектив использует компьютер в своей работе.
Все учителя школы имеют навыки пользования персональным компьютером, большинство владеет умениями планировать структуру действий для достижения цели, исходя из фиксированного набора средств, проводят и организуют поиск электронной информации, применяют он-лайн тестирование.
Администрация школы формирует банк контрольно-измерительных материалов по предметам, темам, классам, который постоянно пополняется.
При составлении КИМов и для учета особенностей отдельных классов, учеников используется компьютерная диагностика. Так, например, при подготовке к ЕГЭ выпускники проходили диагностику on-lain в системе СтатГрад.
Администрацией с помощью ИКТ созданы базы данных учителей и учащихся; составляется учебный план, тарификация, расписание; мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков; создаются различные отчеты, производится электронный документооборот.
Наряду с готовыми программами, такими как «Школьный журнал», «Хронограф», в административной деятельности в нашей школе используются возможности табличного процессора Excel для составления тарификации, текущих отчётов и т.п.
Если бумажные архивы школы занимают много места и требуют больших затрат на их оформление, то электронные – очень компактны, не требуют специального места для хранения, а также могут быть использованы и в дальнейшей деятельности. Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию по идее позволил бы избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании и анализе и т.п., но как показывает опыт, бумажный документооборот, к сожалению, не уменьшается, а наоборот, увеличивается.
Используя средства ИКТ, можно наладить контроль качества преподавания и обучения.
Цель контроля - постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Появляется возможность проследить степень обученности учеников по классу за несколько лет.
Использование программных средств позволяет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы.
Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услуга. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.
Важным разделом контроля является контроль за качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих.
Качество работы учителя, его профессионализм неразрывно связаны между собой. Конаржевский Юрий Анатольевич, ученый педагог, доктор педагогических наук, профессор говорил, что в школе должна быть «внутришкольная культура»: «Культура школы отражает ведущие идеи, отражающие идеи, преобладающие в коллективе».
В понятие «культура школы» сегодня смело можно ввести еще и понятие информационной культуры.
Системное использование компьютеров, а не от случая к случаю, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и т.д. – это верный путь повышения эффективности образовательного процесса.
ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы.
Герцен Светлана Ивановна,
учитель математики МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Красногвардейского района Оренбургской области
4