СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ в управленческой деятельности

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникационные технологии и управление школой… Что может их связать в единое целое?

Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, научно-методическая, управленческая, хозяйственная, кадровая.

Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное  функционирование системы, что возможно на основе ИКТ. 

Просмотр содержимого документа
«ИКТ в управленческой деятельности»



ИКТ в управленческой и методической деятельности


Информационно-коммуникационные технологии и управление школой… Что может их связать в единое целое?

Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, научно-методическая, управленческая, хозяйственная, кадровая.

Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы.

Прежде чем внедрять ИКТ, необходимо иметь хотя бы минимальные пользовательские навыки.

Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы.

С кого начать? Конечно же, первой категорией обучаемых должна быть администрация. В МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» директору школы подчиняются 6 заместителей: 2 заместителя директора по учебно – воспитательной работе, 1 заместитель директора по воспитательной работе, 1 заместитель директора по гражданско – патриотическому воспитанию, 1 заместитель директора по информатизации и 1 заместитель директора по административно – хозяйственной части. И руководитель школы, и его заместители, а также психолог, заведующий библиотекой, преподаватель – организатор ОБЖ – все обучены работе на компьютере.

Информационно-аналитическая деятельность школы – ведущая деятельность в управлении школы на начальном этапе. Для эффективного руководства определяются главные критерии отбора информации:

- полнота,

- конкретность,

- достоверность,

- своевременность.



Ведущую роль в управлении качеством образования играет образовательная информационная среда школы. Система управления качеством образования может эффективно реализоваться тогда, когда в школе происходит целенаправленное формирование образовательной информационной среды.

В нашей школе была разработана программа создания единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования, по следующим направлениям:

  • создание единого информационного пространства школы;

  • использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса;

  • обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;

  • создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Приоритетными направлениями деятельности администрации были выбраны:

  1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности

  2. Ведение мониторинга качества обучения

  3. Организация работы групп «Пользователь ПК», «Программа INTEL «Обучение для будущего»

  4. Электронный документооборот

  5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс

  6. Компьютеризация школьной библиотеки

  7. Электронная база педагогических кадров

  8. Электронная база по учащимся

  9. Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов

  10. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения



Можно с уверенностью сказать, что все направления реализованы полностью.

Одним из важным направлений создания образовательной информационной среды является сайт школы (http://ksh1.ucoz.ru). Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы служит показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт также рассматривается как коммуникативный инструмент не только администрации, педагогов и учеников, но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов – родителей и работников образования. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.

Таким образом, школьный сайт является мощным универсальным и эффективным средством, позволяющим донести до аудитории необходимую информацию – расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Сайт представляет возможности для обратной связи через гостевую страницу.

Деятельность любого руководителя школы XXI века сейчас все в большей степени зависит от его информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести значительную работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Выбор рациональных решений в сфере управления образованием требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств, к которым, прежде всего, относится компьютер. Руководитель школы должен проработать и представить вышестоящим организациям огромное количество документов, писем, инструкций, отчетов и т.п., поэтому без компьютерных информационных технологий современному организатору образования просто не выжить.

Наше образовательное учреждение сегодня имеет хорошую техническую, компьютерную базу. Осознанная необходимость технической поддержки функционирования всей системы привела к введению в штат с 2008 года должности заместителя директора по информатизации.

Таким образом, комплексный подход к компьютеризации и, как результат, наличие единого информационного пространства школы обеспечивает

  • свободный доступ в глобальную сеть Интернет;

  • автоматизацию типовых операций управления образовательным процессом в школе;

  • упорядочение информационного обмена данными между службами школы и вышестоящими организациями;

  • повышение качества профессиональной подготовки кадров;

  • повышение рейтинга образовательного учреждения.



Управление качеством начинается с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления.

В педагогики есть важное правило: «прежде чем контролировать, научи!»

Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания МО и т.п.. Использование ИКТ при проведении данных мероприятий вызывает интерес участников.

Использование ИКТ, как и всякая новая идея, обычно проходит три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения.

Большую роль в «принятии» новой технологии сыграло использование компьютера администрацией школы. Не все учителя сразу осознавали преимущество компьютера прежде всего, потому что не владели пользовательскими навыками. На начальном этапе информатизации в школе была проведена внутрифирменная учёба по обучению педагогов работе с различными компьютерными программами, сетью Интернет, созданию разного вида презентаций, электронной почтой. В школе созданы соответствующие условия, чтобы учитель переступил через барьер неприятия и страха. Школа располагает кабинетом информатики. В методическом кабинете учителю всегда есть возможность поработать на компьютере, выйти в Интернет, найти необходимую информацию и т.п. Каждый кабинет оснащён автоматизированным рабочим местом учителя. День за днем, год за годом, демонстрируя плюсы использования компьютера, постепенно появилась группа учителей разных предметов, готовых работать с администрацией в этом направлении. Они-то и стали нашей опорой в реализации программы информатизации учебного процесса.

Использование ИКТ учителями способствует их профессиональному росту.

Сегодня в необходимости использования ИКТ убеждается все большее количество учителей. Психологический барьер неприятия пройден.

Контроль тогда может быть действенным, когда контролируемый ощущает его результаты. Поэтому публикации учителей, администрации в СМИ, в Интернете, участие в конкурсах, дистанционном обучении способствует осознанию значимости работы каждого учителя. Это оказывает влияние на весь коллектив.

Сегодня, согласно опросу, весь учительский коллектив использует компьютер в своей работе.

Все учителя школы имеют навыки пользования персональным компьютером, большинство владеет умениями планировать структуру действий для достижения цели, исходя из фиксированного набора средств, проводят и организуют поиск электронной информации, применяют он-лайн тестирование.

Администрация школы формирует банк контрольно-измерительных материалов по предметам, темам, классам, который постоянно пополняется.

При составлении КИМов и для учета особенностей отдельных классов, учеников используется компьютерная диагностика. Так, например, при подготовке к ЕГЭ выпускники проходили диагностику on-lain в системе СтатГрад.

Администрацией с помощью ИКТ созданы базы данных учителей и учащихся; составляется учебный план, тарификация, расписание; мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков; создаются различные отчеты, производится электронный документооборот.

Наряду с готовыми программами, такими как «Школьный журнал», «Хронограф», в административной деятельности в нашей школе используются возможности табличного процессора Excel для составления тарификации, текущих отчётов и т.п.

Если бумажные архивы школы занимают много места и требуют больших затрат на их оформление, то электронные – очень компактны, не требуют специального места для хранения, а также могут быть использованы и в дальнейшей деятельности. Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию по идее позволил бы избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании и анализе и т.п., но как показывает опыт, бумажный документооборот, к сожалению, не уменьшается, а наоборот, увеличивается.

Используя средства ИКТ, можно наладить контроль качества преподавания и обучения.

Цель контроля - постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Появляется возможность проследить степень обученности учеников по классу за несколько лет.

Использование программных средств позволяет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы.

Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услуга. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.

Важным разделом контроля является контроль за качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих.

Качество работы учителя, его профессионализм неразрывно связаны между собой. Конаржевский Юрий Анатольевич, ученый педагог, доктор педагогических наук, профессор говорил, что в школе должна быть «внутришкольная культура»: «Культура школы отражает ведущие идеи, отражающие идеи, преобладающие в коллективе».

В понятие «культура школы» сегодня смело можно ввести еще и понятие информационной культуры.

Системное использование компьютеров, а не от случая к случаю, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и т.д. – это верный путь повышения эффективности образовательного процесса.

ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы.

Герцен Светлана Ивановна,

учитель математики МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

Красногвардейского района Оренбургской области

4