СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иллюстрирование литературных произведений

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится иллюстративный материал для урока иллюстрирования стихотворений С. Есенина.

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрирование литературных произведений»

Урок изобразительного искусства в 8 кл. (иллюстрирование стихотворений С. Есенина)

Урок изобразительного искусства

в 8 кл.

(иллюстрирование стихотворений С. Есенина)

БЕРЕЗА  Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти  Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине,  И горят снежинки В золотом огне.  А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Прочитать стихотворение. Объявить тему урока: «Иллюстрирование стихотворений С. Есенина».

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Прочитать стихотворение. Объявить тему урока: «Иллюстрирование стихотворений С. Есенина».

С. Есенин (1895—1925)

С. Есенин (1895—1925)

 2 нат-та с полевыми цветами .   В. Какой из них созвучен есенинской поэзии?  О. Нат-т с голубыми цветами на фоне берез. Он лишен вычурности и высокой степени  декоративности, присутствующей в первом натюрморте.

2 нат-та с полевыми цветами .

В. Какой из них созвучен есенинской поэзии?

О. Нат-т с голубыми цветами на фоне берез. Он лишен вычурности и высокой степени

декоративности, присутствующей в первом натюрморте.

В. Какой натюрморт в данной экспозиции, на ваш взгляд, менее всех остальных близок по духу есенинским стихам? О. Левый нижний. При всей его праздничной декоративности он лишен поэтического звучания.

В. Какой натюрморт в данной экспозиции, на ваш взгляд, менее всех остальных близок по духу есенинским стихам?

О. Левый нижний. При всей его праздничной декоративности он лишен поэтического звучания.

Похитонов. Ольха зацвела. В. А в каком из пейзажей вы видите единство сюжета живописного полотна с сюжетами поэтических произведений Есенина? О. В первом. Пейзаж художника Похитонова, как и многие стихи Сергея Есенина, показывает незатейливую, неприкрашенную красоту русской природы. Богаевский. Корабли.

Похитонов. Ольха зацвела.

В. А в каком из пейзажей вы видите единство сюжета живописного полотна с сюжетами поэтических произведений Есенина?

О. В первом. Пейзаж художника Похитонова, как и многие стихи Сергея Есенина, показывает незатейливую, неприкрашенную красоту русской природы.

Богаевский. Корабли.

А вот 2 пейзажа, имеющие много общего: оба — картины русской природы; при этом пейзажи имеют композиционную общность (композиции держатся на горизонталях); в обеих картинах использован эффект освещения, придающий им особую выразительность, поэтичность… В. И все же какой из них, по-вашему, ближе к поэзии Есенина? О. Второй, в нем больше тепла и милой повседневности, не лишенной прелести уюта, свойственного такому понятию, как дом. Это пейзаж деревенский (как многие стихи Есенина), «домашний» пейзаж.

А вот 2 пейзажа, имеющие много общего: оба — картины русской природы; при этом пейзажи имеют композиционную общность (композиции держатся на горизонталях); в обеих картинах использован эффект освещения, придающий им особую выразительность, поэтичность…

В. И все же какой из них, по-вашему, ближе к поэзии Есенина?

О. Второй, в нем больше тепла и милой повседневности, не лишенной прелести уюта, свойственного такому понятию, как дом. Это пейзаж деревенский (как многие стихи Есенина), «домашний» пейзаж.

Юон. Мартовское солнце. Кустодиев. Масленница Малевич. Пейзаж с пятью домами. Пластов. Сенокос. В. Назовите 2 пейзажа, которые, как вам кажется, менее других, могут иллюстрировать стихи поэта (все картины иллюстрациями в прямом смысле этого слова не являются). О. Это работы Малевича и Мартынова. Левитан. Вечерний звон. Поленова. У опушки леса. Купальницы. Матюшин. 1 пейзаж со всех сторон . Сиверская . Мартынов. Царское село.

Юон. Мартовское солнце.

Кустодиев. Масленница

Малевич. Пейзаж с пятью домами.

Пластов. Сенокос.

В. Назовите 2 пейзажа, которые, как вам кажется, менее других, могут иллюстрировать стихи поэта (все картины иллюстрациями в прямом смысле этого слова не являются).

О. Это работы Малевича и Мартынова.

Левитан. Вечерний звон.

Поленова. У опушки леса. Купальницы.

Матюшин. 1 пейзаж со всех сторон . Сиверская .

Мартынов. Царское село.

Работу Малевича вы выделили прежде всего из-за манеры и техники письма, не передающей на ваш взгляд колорит есенинской поэзии. Но даже в весьма своеобразных в композиционном и техническом исполнении работах, например в картинах художника Лентулова, можно выделить более «русскую» работу, а значит и более близкую по духу творчеству Есенина. Это, конечно же, полотно «Церкви. Новый Иерусалим». Лентулов. . Пейзаж  с  красным  домом . Лентулов. Церкви. Новый Иерусалим.

Работу Малевича вы выделили прежде всего из-за манеры и техники письма, не передающей на ваш взгляд колорит есенинской поэзии.

Но даже в весьма своеобразных в композиционном и техническом исполнении работах, например в картинах художника Лентулова, можно выделить более «русскую» работу, а значит и более близкую по духу творчеству Есенина.

Это, конечно же, полотно «Церкви. Новый Иерусалим».

Лентулов. . Пейзаж с красным домом .

Лентулов. Церкви. Новый Иерусалим.

Левитан Над вечным покоем. Левитан. Тихая обитель Левитан. Весна—большая вода. В. А среди полотен Левитана, какое вы считаете менее других созвучным известным вам стихам поэта? О. «Над вечным покоем». Левитан. Березовая роща. Левитан. Вечерний звон.

Левитан Над вечным покоем.

Левитан. Тихая обитель

Левитан. Весна—большая вода.

В. А среди полотен Левитана, какое вы считаете менее других созвучным известным вам стихам поэта?

О. «Над вечным покоем».

Левитан. Березовая роща.

Левитан. Вечерний звон.

Даже в скульптуре, сравнивая произведения разных художников и поэзию С. Есенина, мы можем определить их близость или удаление от характера литературных образов поэта. Клодт. Укрощение коня

Даже в скульптуре, сравнивая произведения разных художников и поэзию С. Есенина, мы можем определить их близость или удаление от характера литературных образов поэта.

Клодт. Укрощение коня

Все эти картины в той или иной степени могут ассоциироваться со стихами Есенина. Посмотрите на них и каждый сам для себя пусть решит, какие же полотна самые «есенинские» по духу? Ведь, несмотря на все наши общие рассуждения, у каждого из вас свой Есенин, каждый больше любит какие-то отдельные поэтические строки, воспринимаемые вами через призму личных эмоций.

Все эти картины в той или иной степени могут ассоциироваться со стихами Есенина. Посмотрите на них и каждый сам для себя пусть решит, какие же полотна самые «есенинские» по духу?

Ведь, несмотря на все наши общие рассуждения, у каждого из вас свой Есенин, каждый больше любит какие-то отдельные поэтические строки, воспринимаемые вами через призму личных эмоций.

* * * Вечер, как сажа,  Льется в окно. Белая пряжа Ткет полотно. Пляшет гасница.  Прыгает тень. В окна стучится Старый плетень. Липнет к окошку Черная гать. Девочку-крошку Байкает мать. Взрыкает зыбка Сонный тропарь: «Спи, моя рыбка, Спи, не гутарь». А вот как видит «поэтические картины», вышедшие из-под пера Есенина, современный художник иллюстратор Е. Капустин. Можно показать 2-3 слайда.

* * *

Вечер, как сажа,

Льется в окно.

Белая пряжа

Ткет полотно.

Пляшет гасница.

Прыгает тень.

В окна стучится

Старый плетень.

Липнет к окошку

Черная гать.

Девочку-крошку

Байкает мать.

Взрыкает зыбка

Сонный тропарь:

«Спи, моя рыбка,

Спи, не гутарь».

А вот как видит «поэтические картины», вышедшие из-под пера Есенина, современный художник иллюстратор Е. Капустин.

Можно показать 2-3 слайда.

*** Отговорила роща золотая  Березовым, веселым языком,  И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник, - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.  О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь.  В саду горит костер рябины красной,  Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава.  Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их всех в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая  Отговорила милым языком

***

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник, -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их всех в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком

В ХАТЕ  Пахнет рыхлыми драченами;  У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою,  В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

* * * Нивы сжаты, рощи голы,  От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

* * * Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве.  Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят,  Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.

* * *

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ  В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки  Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим,  Время к полночи идет, Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. Сказки все. Пора в постели. Ну, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело:  «Что ж сидеть-то до зари?»  Ну, а нам какое дело,— Говори да говори.

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет,

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Ну, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело,—

Говори да говори.

С ДОБРЫМ УТРОМ!  Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные  И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»  Худож. Е. Капустин.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Худож. Е. Капустин.

В завершении беседы учащиеся получают творческое практическое задание: выполнить композицию, которая может служить иллюстрацией к выбранному каждым учеником стихотворению С. Есенина.

В завершении беседы учащиеся получают творческое практическое задание: выполнить композицию, которая может служить иллюстрацией к выбранному каждым учеником стихотворению С. Есенина.

© 2019 707 0