Урок изобразительного искусства
в 8 кл.
(иллюстрирование стихотворений С. Есенина)
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Прочитать стихотворение. Объявить тему урока: «Иллюстрирование стихотворений С. Есенина».
С. Есенин (1895—1925)
2 нат-та с полевыми цветами .
В. Какой из них созвучен есенинской поэзии?
О. Нат-т с голубыми цветами на фоне берез. Он лишен вычурности и высокой степени
декоративности, присутствующей в первом натюрморте.
В. Какой натюрморт в данной экспозиции, на ваш взгляд, менее всех остальных близок по духу есенинским стихам?
О. Левый нижний. При всей его праздничной декоративности он лишен поэтического звучания.
Похитонов. Ольха зацвела.
В. А в каком из пейзажей вы видите единство сюжета живописного полотна с сюжетами поэтических произведений Есенина?
О. В первом. Пейзаж художника Похитонова, как и многие стихи Сергея Есенина, показывает незатейливую, неприкрашенную красоту русской природы.
Богаевский. Корабли.
А вот 2 пейзажа, имеющие много общего: оба — картины русской природы; при этом пейзажи имеют композиционную общность (композиции держатся на горизонталях); в обеих картинах использован эффект освещения, придающий им особую выразительность, поэтичность…
В. И все же какой из них, по-вашему, ближе к поэзии Есенина?
О. Второй, в нем больше тепла и милой повседневности, не лишенной прелести уюта, свойственного такому понятию, как дом. Это пейзаж деревенский (как многие стихи Есенина), «домашний» пейзаж.
Юон. Мартовское солнце.
Кустодиев. Масленница
Малевич. Пейзаж с пятью домами.
Пластов. Сенокос.
В. Назовите 2 пейзажа, которые, как вам кажется, менее других, могут иллюстрировать стихи поэта (все картины иллюстрациями в прямом смысле этого слова не являются).
О. Это работы Малевича и Мартынова.
Левитан. Вечерний звон.
Поленова. У опушки леса. Купальницы.
Матюшин. 1 пейзаж со всех сторон . Сиверская .
Мартынов. Царское село.
Работу Малевича вы выделили прежде всего из-за манеры и техники письма, не передающей на ваш взгляд колорит есенинской поэзии.
Но даже в весьма своеобразных в композиционном и техническом исполнении работах, например в картинах художника Лентулова, можно выделить более «русскую» работу, а значит и более близкую по духу творчеству Есенина.
Это, конечно же, полотно «Церкви. Новый Иерусалим».
Лентулов. . Пейзаж с красным домом .
Лентулов. Церкви. Новый Иерусалим.
Левитан Над вечным покоем.
Левитан. Тихая обитель
Левитан. Весна—большая вода.
В. А среди полотен Левитана, какое вы считаете менее других созвучным известным вам стихам поэта?
О. «Над вечным покоем».
Левитан. Березовая роща.
Левитан. Вечерний звон.
Даже в скульптуре, сравнивая произведения разных художников и поэзию С. Есенина, мы можем определить их близость или удаление от характера литературных образов поэта.
Клодт. Укрощение коня
Все эти картины в той или иной степени могут ассоциироваться со стихами Есенина. Посмотрите на них и каждый сам для себя пусть решит, какие же полотна самые «есенинские» по духу?
Ведь, несмотря на все наши общие рассуждения, у каждого из вас свой Есенин, каждый больше любит какие-то отдельные поэтические строки, воспринимаемые вами через призму личных эмоций.
* * *
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница.
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».
А вот как видит «поэтические картины», вышедшие из-под пера Есенина, современный художник иллюстратор Е. Капустин.
Можно показать 2-3 слайда.
***
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник, -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их всех в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком
В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
* * *
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет,
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Ну, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,—
Говори да говори.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Худож. Е. Капустин.
В завершении беседы учащиеся получают творческое практическое задание: выполнить композицию, которая может служить иллюстрацией к выбранному каждым учеником стихотворению С. Есенина.