СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о существительных, имеющих форму только множественного числа

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, имеющие форму только множественного числа»













Урок по теме: «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа»









Разработала

учитель русского языка

и литературы

МБОУСОШ №2

города Кузнецка

Архипова Валентина

Васильевна







Тема: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Класс – 5.

Цель: дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Предметные задачи: создавать условия для развития у учащихся умения

- отличать имена существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые имеют две формы числа;

- находить среди других существительных;

- узнавать их грамматические признаки;

- классифицировать по лексическим группам.

Метапредметные задачи: создавать условия для развития у учащихся

-умения работать со справочной литературой;

- умения оценивать свои действия;

- умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умения слушать товарищей, доказывать свое мнение, работать в группе, строить монологические высказывания;

- анализировать, выделять главное.


Оборудование:

Учебник «Русский язык», 5 кл., ч.2 (авт.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов), 2014.

мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы, толковые словари.

Ход урока.


Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Как сегодня будем работать?

(ответы учеников)

Учитель: Ребята, я жду от вас внимания, активности, слаженной работы и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

На этом уроке мы продолжим изучать тему « Имя существительное».

Что вы знаете об этой части речи? (ответы учеников)/

Составление кластера «Имя существительное» (Презентация, слайд 2)

Обобщение: имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам, падежам. Бывают нарицательные и собственные; одушевленные; и неодушевленные.

Учитель: А сегодня мы особое внимание обратим на число имен существительных.

Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я называю слово во множественном числе, а вы должны мне его вернуть, поставив в единственное число.

Корабли - корабль, гвозди- гвоздь, ученики- ученик, каникулы - …

Учитель: Почему вы не смогли вернуть это слово?

Ученики: Это существительное имеет форму только множественного числа.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока?

Ученики: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Слайд 5. Запишем тему урока.

Учитель: Сформулируйте задачи урока.

Ученики (предполагаемые ответы): Итак, наши задачи: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа и их особенностями; учиться находить их среди других существительных и правильно употреблять в речи, разграничивать омонимичные формы множественного числа.

Учитель: Молодцы!

Ребята, откройте параграф 93, найдите материал для самостоятельных наблюдений. Изучите этот материал. Кто готов ответить на поставленный в параграфе вопрос?

Познакомьтесь с теоретическими сведениями. Зачитайте примеры из правила.

А можно ли определить род и склонение данных существительных? Почему?

Ученики: Род и склонение данных существительных определить невозможно, т.к. они не имеют формы единственного числа. Употребляются они только в именительном падеже.

Учитель: Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих форму только множественного числа, нельзя определить  род и склонение.

На доске представлены названия 3 групп слов:

  1. Орудия труда

  2. Названия веществ

  3. Промежутки времени

Прятки, плоскогубц(ы/и), (А/а)фины, су(д/т)ки, духи, ножниц(ы/и), н(о/а)силки, будни, жмурки, салки, (А/а)льпы, (к/К)арпаты.

Ваша задача: распределить смешанные слова по лексическим группам, подготовьтесь к объяснению орфограмм.

(Три человека работают у доски, записывают слова, объясняют написание слов с выделенной орфограммой).

Учитель: Молодцы. А как быть с остальными словами? Прочитайте их. Попытайтесь сами создать группы по значению.

Обучающиеся: Прятки, жмурки, салки, Альпы, Карпаты, Афины – игры, географические названия.

Сделайте вывод: существительные,  имеющие форму только множественного числа, входят в самые разнообразные группы слов по значению.

Учитель: Ребята, все ли слова вам понятны? (Словарная работа со словом салки).

В толковом словаре С.И. Ожегова вот как об этом говорится (чтение): САЛКИ. Детская игра, в которой участники догоняют и салят друг друга.

Играет музыка.

Учитель: На этой неделе все празднуют Масленицу. И в городах, и в селах весну встречают шутками, забавами, прибаутками.

Инсценировка.

И к нам пришла Масленица. Она загадает загадки, а отгадки - слова мн. ч.

– помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. (Сени);

– мельчайшие частицы материала, образующиеся при его обработке пилой, напильником. (Опилки);

– бесконечные занятия чем – нибудь с многочисленными заботами. (Хлопоты).

Масленица: Молодцы, ребята. С удовольствием угощу вас блинами после урока.

Учитель: А теперь отправимся на заочную экскурсию в краеведческий музей (Презентация)

Учащиеся самостоятельно выписывают названия экспонатов,

выраженных существительными только множественного числа.

(Щипцы, тиски, пяльцы, бусы)

Учитель: Если вы затрудняетесь определить, относится ли это слово к сущ., имеющим форму только мн. ч., как выйти из положения? (Заглянуть в орфографический словарь). Объясните, какой знак препинания нужно поставить между словами? Почему?

Задание : Мальчики, составьте распространённое предложения, в котором речь идет о тисках, девочки – о пяльцах.

Учитель: Ну что же, вы прекрасно справились с поставленной задачей.

Продолжаем дальше изучение существительных, имеющих форму только множественного числа.

Предлагаю работать в группах.

Каждая группа выбирает объект (учебный кабинет).

В течение 1 минуты подумайте, куда бы вы хотели отправиться на время нашего урока: в кабинет географии, в школьную мастерскую или в столовую? (Распределение по группам)

    1. Изучите материалы и обсудите их в группе.

I группа. Школьная столовая.

Опираясь на фотографии из школьной столовой, составьте небольшой рассказ на тему: «Меню к празднику», используя существительные, имеющие форму только множественного числа.

II группа. Учебная мастерская.

Опираясь на фотографии из кабинета технологии, составьте небольшой рассказ на тему: « Строим вместе скворечник»,

используя существительные, имеющие форму только множественного числа.

III группа. Кабинет географии.

Рассмотрите географическую карту Пензенской области. Выпишите названия населенных пунктов, которые имеют форму только множественного числа.

    1. Составьте выступление из 5-6 предложений.

    2. Сделайте вывод.

Учитель: Молодцы. Вы замечательно справились с работой.

Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чём особенность этих существительных? (ответы учеников).

Учитель: Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока, решены?

(ответы учеников)

Рефлексия.

Учитель. Вернемся к цели нашего урока. Расскажите, достигли мы её. Что получилось легко? В какие моменты урока вы испытывали затруднения?

Оцените свою работу: хорошо – зеленый стикер, красный – надо поработать.

Оценивается деятельность детей на уроке.


Задание на дом:

§ 93.1. Найдите в интернет-ресурсах историческую справку о слове каникулы

2. Выпишите из фразеологического словаря фразеологизмы с сущ., имеющими форму только множественного числа.

3. Упр. 511, 512 (на выбор)

4. Продолжите заполнять таблицы- копилки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!